Преподаватель медицинскогоуниверситета — это востребованная и уважаемая профессия. Лекторы обучают новое поколение врачей, чем вносят вклад в будущее страны. Расскажем, как стать преподавателем в медицинском вузе или колледже, сколько можно зарабатывать и как сделать успешную карьеру.
Как получить необходимую квалификацию
Требования к преподавателям в медицинских вузах и медколледжах содержит Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2013 г. №637н.
Необходимая квалификация лектора медицинского вуза:
- Высшее образование в сфере медицины.
- Ординатура или интернатура.
- Стаж работы по специальности не менее 1 года.
Требования к стажу не предъявляются, если у претендента на место лектора есть учёная степень или он закончил программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Чтобы построить карьеру преподавателя в вузе, нужно вести активную научную деятельность: получить кандидатскую и докторскую степень. Необходимо писать статьи лично или в соавторстве, работать научным руководителем, составлять учебники. Развиваться помогает участие в научно-исследовательской работе кафедры, посещение симпозиумов и конференций.
Требования к преподавателям в медколледжах (ссузах) менее строгие. Чтобы начать работу, понадобится:
- Высшее или среднее медицинское образование.
- Трудовой стаж по специальности не менее 1 года.
- Диплом об окончании ординатуры или интернатуры для соискателей с высшим образованием, удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке для кандидатов с СПО.
Начать карьеру можно с должности преподавателя колледжа, а после повышения квалификации перейти работать в университет.
Где учиться
Чтобы стать преподавателем в медицинском вузе, нужно получить высшее образование в сфере медицины. Например, подойдут специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». На следующем этапе нужно закончить ординатуру или интернатуру: «Кардиология», «Травматология или ортопедия» и другие.
Чтобы получить допуск к преподаванию в вузе без опыта работы по специальности, нужно пройти обучение в аспирантуре. Подходящее направление: «Педагогика и методика преподавания в системе высшего и дополнительного профессионального образования».
Что сдавать
Для поступления в университет после 11 классов нужно сдавать ЕГЭ. Стандартный набор предметов включает русский язык, биологию и химию. Чтобы не писать ЕГЭ, можно пойти в колледж после 9 класса. Выпускники медколледжей сдают внутренние вступительные испытания по профильным предметам.
Чтобы поступить в ординатуру, интернатуру и аспирантуру, необходимо сдавать вступительные испытания. Вуз самостоятельно определяет порядок проведения экзаменов и проходные баллы.
Куда поступать
Образовательный трек будущего преподавателя вуза: школа, колледж (при необходимости), специалитет, ординатура, аспирантура в сфере педагогики.
Специалитет
- «Врач-лечебник» в Университете «Синергия»
- «Лечебное дело», «Стоматология» в Российском государственном социальном университете (РГСУ)
- «Фармация» в филиале медицинскогоуниверситета «Реавиз» в городе Москве
- «Педиатрия» в Рязанском государственном медицинскомуниверситете имени академика И. П. Павлова (РязГМУ)
- «Лечебное дело» в Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ)
Ординатура
- «Кардиология» в Университете «Синергия»
- «Неврология» в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева (НМИЦ ПН)
- «Травматология и ортопедия» в Российском биотехнологическом университете (Росбиотехе)
- «Акушерство и гинекология» в Российском национальном исследовательском университете имени Н. И. Пирогова (РНИМУ)
- «Анестезиология и реаниматология» в Московском государственном медицинскомуниверситете имени И. М. Сеченова (МГМУ)
Аспирантура
- «Педагогика» в Университете «Синергия»
- «Методология и технология профессионального образования» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
- «Методология и технология профессионального образования» в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА)
- «Методология и технология профессионального образования» в Российском новом университете (РосНОУ)
- «Методология и технология профессионального образования» в Московском университете имени С. Ю. Витте (МУИВ)
Образовательный трек будущего преподавателя ссуза может выглядеть так: медколледж, курсы по профессиональной переподготовке в сфере педагогики.
Колледж
- «Медицинская сестра/Медицинский брат» в Колледже «Синергия»
- «Лечебное дело» в Медицинском колледже №1 (МК №1)
- «Сестринское дело» в Медицинском колледже №2 (МК №2)
- «Сестринское дело» в Московском областном медицинском колледже №1 (МОМК №1)
- «Акушерское дело» в Медицинском колледже №6 (МК №6)
Дополнительная профессиональная подготовка
- «Педагогическая деятельность в образовательной организации» в Университете «Синергия»
- «Педагог среднего профессионального образования» в Современной научно-технической академии (СНТА)
- «Педагогика и методика среднего профессионального образования» в Академии медицинского образования (АМО)
- «Педагогика среднего профессионального образования. Методология и практика реализации ФГОС нового поколения» в Национальном исследовательском институте дополнительного образования и профессионального обучения (НИИДПО)
- «Педагог дополнительного профессионального образования и обучения» в Национальной академии дополнительного профессионального обучения (НАДПО)
С чего начать профессиональный путь
Начать преподавание в медицинском вузе можно с должности ассистента или лектора. Стартовая должность зависит от опыта работы, наличия учёной степени и требований конкретного учебного заведения. Обычно ассистент получает повышение до преподавателя через 1–2 года работы.
Преподаватель может получить повышение до старшего преподавателя спустя 3 года работы по специальности или после получения первой учёной степени (кандидат наук).
Стать доцентом можно после 3 лет работы в медицинском вузе и после получения одноимённой учёной степени. Занимать эту должность могут кандидаты наук, доктора наук и доценты. После получения звания доцента снимается требование к опыту работы.
Стать профессором можно после 5 лет преподавания или после получения аналогичной учёной степени. Занимать должность имеют право доктора наук и профессора. При получении звания профессора опыт работы не имеет значения.
Сколько сможете зарабатывать
Заработная плата преподавателя зависит от:
- Финансирования университета. В престижных вузах платят больше, чем в вузах со средним и низким рейтингом.
- Географии. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты у преподавателей больше, чем в других регионах России.
- Категории вуза. В государственных университетах зарплаты обычно ниже, чем в частных.
- Опыта работа по специальности. Чем больше опыт, тем выше доход.
- Должности. С каждым повышением зарплата растёт.
- Научного звания. Каждая новая учёная степень повышает уровень дохода.
- Дополнительных обязанностей. Чтобы увеличить зарплату, можно взять на себя бумажную работу на кафедре или другие организационные аспекты.
Какие плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
Востребованная специальность: в вузах и колледжах всегда есть вакансии Хорошие перспективы профессии: труд преподавателя нельзя заменить искусственным интеллектом Высокая зарплата: преподаватели в топовых вузах Москвы и Санкт-Петербурга получают от 150 до 200 тыс. руб. Путешествия: командировки в зарубежные вузы для обмена опытом, участие в международных научных конференциях и т. д. Творческий аспект: преподаватели выбирают методы работы и составляют учебные курсы (в рамках стандартов) Чувство собственной значимости: преподаватель учит и вдохновляет молодых врачей, чем вносит вклад в будущее российской медицины Социальный статус: преподаватели вузов пользуются уважением в обществе | Большая интеллектуальная нагрузка: преподавание, научная деятельность и работа с документами отнимают много времени и сил Небольшой доход на начальных ступенях карьеры: средняя зарплата преподавателя вуза в регионах начинается от 60 тыс. руб. Высокие требования для карьерного роста. Чтобы сделать карьеру, нужно работать над получением научных степеней Необходимость понимать молодёжь и находить с ней общий язык: хороший педагог должен быть на одной волне со студентами |