У людей XXI века гаджеты стали новыми органами чувств. Конечно, мир искусства сразу подхватил тенденцию. Так появился диджитал-арт — произведения, созданные с помощью технологий. Расскажем, как стать цифровым художником, нужно ли этому учиться и как зарабатывать на таком искусстве.
С чего начинался диджитал-арт
История диджитал-арта начинается с середины XX века. Часть первых цифровых работ создавалась с помощью фотографии.
«При проявке на снимки наносили узоры, царапины, экспериментировали с плёнкой и растворами. Ещё в 1960-х, когда толком не существовало компьютеров, люди уже придумывали, как использовать технологии и машины в искусстве», — поясняет культуролог, преподаватель арт-факультета Университета «Синергия» Мария Ракус.
Одним из пионеров арта на аналоговых машинах был Бен Лапоски, который создал знаменитую картину «Электронные абстракции» с помощью трубки осциллографа — прибора для измерения и записи электронного сигнала. Его произведения называли «визуальной музыкой».
lookatme.ru
У многих отечественных художников знакомство с цифровым искусством началось с микроблогов на Tumblr. Это социальная сеть, в которой пользователи выкладывали стильные коллажи, видео и gif-изображения на разные темы. Контент Tumblr вдохновлял художников поколения нулевых.
tagembed.com
Каким бывает современный диджитал-арт
Назвать конкретные жанры и чётко классифицировать диджитал-арт трудно. Но современные культурологи выделяют несколько подгрупп и типов цифрового искусства. В реальности их больше, но не для всех пока есть термины.
Пиксель-арт. Этот вид искусства вызывает ностальгию. Его графика похожа на ранние компьютерные игры: максимально грубые формы и восьмибитные персонажи, состоящие из маленьких квадратиков — пикселей.
GamerWall.pro
Растровая живопись отличается максимальным реализмом и похожа на традиционную живопись: используются сложные комбинации оттенков, композиции и все правила создания обычных картин.
Pinterest.com, загружено Roman Fedosenko
2D- и 3D-графика. Этот вид искусства пришёл из видеоигр. Сначала произведения были связаны с геймдевом и его персонажами, но позднее художники стали рисовать сюжеты из жизни, реальных и исторических персонажей, создавать оригинальные миры.
ArtStation. 2D-арт
Зачем обычному художнику уходить в цифру
Надо учесть, что стать цифровым художником дороже, чем классическим. Например, графический планшет может стоить 20 тысяч рублей, компьютер с хорошим монитором — от 100 тысяч рублей, софт — около 5 тысяч рублей в месяц за одну программу. Краски и холсты, как правило, доступнее.
Может показаться, что цифровые картины рисовать проще и быстрее, чем живописные полотна. Но это не всегда так: например, на создание 3D-модели персонажа иногда уходит несколько месяцев.
Зато цифровое искусство можно бесконечно править. Неограниченное количество попыток даёт художнику ощущение свободы в экспериментах.
«Цифровое искусство позволяет насладиться идеей о лёгкости исправления ошибок. Цифра проще: провёл неровную линию, нажал кнопку отмены, нарисовал лучше. К тому же диджитал-арт гибкий. Если сохранить его правильно, в нужных форматах, туда можно вернуться и через пять, и через десять лет. Например, переосмыслить своё прошлое, что-то добавить, видоизменить, в отличие от масляных картин или скульптуры», — говорит художница Людмила Путятова и добавляет, что цифровой арт стал для неё своеобразной психотерапией.
Картина Л. Путятовой. Использование работы запрещено без разрешения создателя. Все права защищены
Сколько зарабатывает цифровой художник
Цифровые художники зарабатывают в разных сферах. Они могут создавать дизайн физических носителей, например картину, печатную версию которой покупатель повесит над камином, или принт для одежды, который приобретёт модный дом. Можно разрабатывать интерьеры, персонажей и артефакты для игр, иконки и логотипы для сайтов.
Так, цифровую одежду, которую потребитель может примерить на себя и выставить фотографию, будто он в реальной куртке, продают за 5–10 тысяч рублей.
Цены на цифровую живопись, напечатанную на холстах, варьируются. На художественных маркетплейсах и в онлайн-галереях представлены работы стоимостью от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей.
Начинающие художники могут создавать принты и дизайны для футболок и сувенирной продукции. Такие заказы есть на фрилансерских биржах, гонорары — от 2 до 5 тысяч рублей.
youdo.com
Можно зарабатывать в геймдеве, продавая ассеты: оружие, персонажей, мебель, предметы быта и т. п.
Например, на платформе Artstation Market набор военной экипировки стоит 2,5 доллара, а коллекция японских пейзажей — 200 долларов. Цена варьируется в зависимости от содержания, популярности художника, сложности и качества выполнения работы.
artstation.com
В нише дизайна интерьеров и визуализации помещений исполнитель может получить от 500 рублей до 60 тысяч рублей за заказ.
fl.ru
Как цифровому художнику заработать на NFT
Один из востребованных способов продажи цифрового искусства — превратить картину в NFT-объект и выставить на специальную площадку-маркет. NFT — единица учёта, с помощью которой в виртуальном пространстве обозначают уникальность любого предмета и подтверждают факт владения им. Технология основана на блокчейн.
Через специальный сервис художник может загрузить свою картину на маркет, зарегистрировать её как NFT и назначить цену для продажи на аукционе. Однако аукцион — штука непредсказуемая: никогда не знаешь, что выстрелит. К тому же стоимость сильно зависит от состояния рынка и трендов. Например, создатель гифки Nyan Cat Крис Торрес смог продать её на платформе Foundation за 300 ETH, эквивалентных в то время 590 тысячам долларов.
Кристофер Торрес. Nyan Cat Signs Up to Sell Hondas
Популярные площадки для NFT:
- Rarible — площадка, на которой художники продают свои арты, а самые активные пользователи получают бонусы.
- Super Rare — сюда попадает только элита. Художники проходят собеседование с командой сайта, прежде чем им разрешают выложить работы. На сайте сидят известные в цифровом мире художники и коллекционеры. NFT здесь стоит выше, чем на более открытых ресурсах.
- Makers place — пространство, в котором можно оставлять комментарии и общаться с художниками, а также выкладывать свои работы и вдохновляться галереей произведений единомышленников.
Как продвигать цифровое искусство
Механизмы продвижения у цифровых художников такие же, как у любых представителей креативного класса. В ход идут Telegram-каналы с экспертными статьями, аккаунты в соцсетях с портфолио, профессиональные сообщества, веб-галереи. Художнику важно уметь общаться со своей аудиторией, развивать личный бренд, использовать игровые механики и сторителлинг.
Например, один из самых успешных диджитал-художников Beeple пообещал своей аудитории создавать по одной картине каждый день. Он выдержал челлендж, собрал в итоге 5 тысяч работ в одну картину Everydays: The First 5000 Day и продал её за 69 млн долларов.
История, связанная с произведением искусства, играет огромную роль в его продаже: часто люди покупают не столько изображение, сколько любопытный кейс, голосуя таким образом за мировоззрение художника.
Где учиться на цифрового художника
Каждый художник сам нащупывает свой язык выражения и сюжеты, которые ему интересны. Однако, чтобы овладеть инструментами для создания работ, можно получить среднее специальное или высшее образование. Подойдут направления «Графический дизайн», «Геймдизайн», «Анимация и мультипликация» и другие творческие специальности.
В зависимости от типа арта (видео-арт, растровые картины, коллажи, графика), можно выбрать курс, который научит использовать инструменты и воплощать задуманное:
- «Графический дизайнер».
- «2D-анимация для начинающих».
- «Основы 3D-моделирования».
Не забывайте, что для художников не существует правил. Вы можете открывать собственные практики, экспериментируя с разными инструментами.
Симпатичные проекты для вдохновения
«КриптоРоссия»
Проект появился в коллаборации художника Brickspacer и компании Yota. Он демонстрирует фантасмагорическую российскую действительность, где бабушки на лавочках и пейзажи отечественной глубинки соседствуют с фантазиями о цифровом будущем, в котором победила крипта.
cryptorussia.yota.ru
Claylings
Цель проекта — создать короткометражное кино с глиняными и пластилиновыми персонажами. В коллекции уже 4040 токенов. В идею инвестировали более 6 млн долларов.
claylings.io