Цифровая эра выводит профессию инженера-механика на новый уровень развития и повышает её престиж среди молодёжи. Рассказываем, каких умений и качеств она требует, где пройти обучение, куда можно устроиться на работу и как оплачивается труд инженера.
Кто такой инженер-механик
Инженер-механик — это специалист технического профиля, который занимается проектированием, конструированием и техобслуживанием механических систем и машинных агрегатов. Он анализирует состояние вверенного оборудования, устраняет неисправности, модернизирует и оптимизирует технологические процессы. Инженеры-механики востребованы во многих сферах — они работают на промышленных предприятиях, в сервисных центрах, научно-исследовательских институтах, строительных и транспортных компаниях. Обязанности инженера включают широкий спектр задач:подготовка чертежей, схем и моделей механических конструкций;
проведение расчётов на всех этапах проектирования;
исследование механических систем и технологических процессов для повышения производительности;
подбор материалов для создания механических устройств с учётом их свойств и условий эксплуатации;
проведение инженерных испытаний и оценивание результатов на предмет соответствия стандартам эффективности, качества и безопасности;
разработка и внедрение инновационных технологий и методик в сфере инженерии;
использование профессиональных компьютерных программ для подготовки чертежей и моделирования, инженерно-физических расчётов и автоматизации документооборота (ANSYS, SolidWorks Simulation, COMSOL Multiphysics);
проверка состояния аппаратуры и качества ремонта;
оформление технической и отчётной документации;
контроль за соблюдением правил технической эксплуатации;
участие в научно-исследовательских проектах.
Механическая инженерия даёт возможность выбрать для глубокого изучения одну или несколько прикладных отраслей и специализироваться в них. Самые популярные направления:
машиностроение;
автомобильный инжиниринг;
мехатроника и робототехника;
авиационная инженерия;
теплоэнергетика;
аэрокосмическое приборостроение;
наземные транспортно-технологические средства;
электроэнергетика и электротехника;
медицинская техника;
цифровой инжиниринг;
материаловедение.
Чтобы стать инженером-механиком, нужно приобрести глубокие знания математики, физики и черчения, а также изучить спецдисциплины — прикладную механику, машиностроение, материаловедение, сопромат, программирование и другие технические науки. Помимо теоретической подготовки, важно овладеть практическими умениями и навыками. В их числе:
проектирование и моделирование;
диагностика и ремонт оборудования;
составление технической, научной и отчётной документации;
анализ эффективности процессов производства и их оптимизация;
уверенное владение инженерными компьютерными программами;
использование методик бережливого производства, анализа общей эффективности и быстрой переналадки оборудования.
Специалисту инженерной отрасли следует знать основы экономики, организации труда, производства и управления.
Какими качествами должен обладать специалист
Профессия инженера-механика подойдёт тем, кто любит точные науки, увлекается конструированием и интересуется новинками техносферы. Чтобы стать практикующим специалистом в области инжиниринга, важно обладать техническим мышлением — уметь анализировать проблемы, понимать взаимосвязи элементов системы и выстраивать логические цепочки. Технический склад ума позволяет быстро и эффективно решать производственные задачи. Если его дополняет креативность, это очень удачное сочетание — применяя творческий подход, смекалку и гибкость, можно находить нетривиальные выходы из сложных ситуаций, генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, вести изобретательскую и научно-преподавательскую деятельность.
В инженерной работе приветствуются аккуратность, точность и внимательность к деталям — эти качества незаменимы для выполнения расчётов, анализа машинного оборудования, своевременного обнаружения неполадок и их устранения. Инженер-механик должен проявлять ответственность, ведь от качества его труда зависят не только показатели производства, но и безопасность людей. Коммуникативные навыки и стрессоустойчивость тоже играют немаловажную роль, так как предстоит работать в команде, обмениваться информацией с коллегами и быстро реагировать в непредвиденных ситуациях. Кроме того, специалист должен быть готов к постоянному обучению и саморазвитию, поскольку технопрогресс не стоит на месте.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Труд инженера-механика пользуется спросом в разных отраслях производства — от автопрома и робототехники до сельского хозяйства. Востребованность инженерного дела в нашей стране обусловлена несколькими факторами:
- Интенсивное развитие промышленности
В России растёт число предприятий, занимающихся производством транспорта, военной техники, заводского, сельскохозяйственного и медицинского оборудования. Регулярно открываются вакансии для инженеров-механиков, которые будут отвечать за разработку новых проектов и внедрение передовых технологий.
- Технологический прогресс
В условиях стремительного развития техносферы предприятиям необходимо вводить инновации и оптимизировать производство, чтобы сохранять конкурентоспособность. Решить эти задачи помогают специалисты с инженерным образованием, владеющие современными технологиями и методиками работы.
- Необходимость диагностики и ремонта оборудования
Любая техника со временем устаревает и выходит из строя, нарушая производственный процесс, а значит, всегда будут нужны квалифицированные механики, занимающиеся выявлением дефектов, устранением неисправностей и модернизацией оборудования.
Как стать инженером-механиком
Чтобы получить должность инженера-механика, необходимо закончить обучение на машиностроительном факультете технического вуза.
Какие предметы сдавать
Для поступления в вуз на программы бакалавриата и специалитета нужно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку, а также физике, химии информатике или иностранному языку — на выбор.
Куда поступать
«Робототехнические и мехатронные системы автоматизации» в Университете «Синергия».
«Машиностроение» в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ).
«Технология машиностроения» в Российском университете транспорта (РУТ (МИИТ)).
«Высокоэффективные технологические процессы и оборудование» в Московском политехническом университете (Московский Политех).
«Технология машиностроения» в Оренбургском государственном университете (ОГУ).
С чего начать профессиональный путь
Выпускники инженерных факультетов выбирают место работы, исходя из полученной специализации и личных предпочтений. Вот распространённые варианты трудоустройства:
заводы и фабрики;
авиакомпании;
строительные фирмы;
предприятия автопрома;
энергетические компании;
ремонтные мастерские;
конструкторские бюро;
инженерно-консалтинговые центры;
научно-исследовательские учреждения.
Молодые специалисты с высшим образованием начинают профессиональный путь с выполнения простых задач: создают чертежи, ведут техническую документацию и разрабатывают механические системы под руководством опытных коллег, участвуют в сборе информации для проектов и наладке оборудования. По мере ознакомления с условиями работы и накопления практического опыта, сотрудникам поручают более сложные задания. Чтобы сделать карьеру и стать инженером старшего звена, в среднем требуется около 10 лет работы.
Для повышения квалификации и карьерного роста важно проходить дополнительные курсы, участвовать в деятельности профессиональных сообществ, посещать конференции и семинары по научно-технической тематике.
Карьерный трек
Сколько зарабатывает инженер-механик
Зарплата специалиста зависит от занимаемой должности, отрасли производства, опыта работы и региона трудоустройства.


Что ждёт профессию в будущем
Адаптируясь к инновациям науки и техники, профессия инженера активно развивается и требует от специалистов освоения новых навыков. В инженерной практике взят курс на автоматизацию и роботизацию производства — сбор и анализ данных, конструирование и функционал механизмов совершенствуются благодаря искусственному интеллекту и современным системам управления. На перспективы развития инженерного дела влияют и другие новшества:
Интернет вещей (IoT). Инженерные объекты, связанные между собой, формируют единую систему, взаимодействуя через интернет и работая автономно. С помощью технологий IoT инженеры-механики могут дистанционно проводить мониторинг оборудования, управлять работой приборов и повышать эффективность производственных процессов.
Технологии аддитивного производства. С помощью системы автоматизированного проектирования и 3D-печати можно быстро изготавливать сложные конструкции, механические узлы и комплектующие, а также детали нестандартной эргономики, рассчитанные на нужды конкретного производства.
Разработка высокотехнологичных смарт-материалов. На смену привычным металлу и пластику приходят материалы на основе наноструктур, изменяющие свойства в зависимости от воздействия окружающей среды. Их изобретение открывает новые горизонты для создания «умных» механических систем, которые легко адаптируются к смене внешних условий и обеспечивают высокий уровень комфорта.
Экологический инжиниринг. Стремительное развитие технологий и наращивание темпов производства обостряет дисбаланс между природой и обществом. Чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде, в рамках технических проектов реализуются природосберегающие программы и применяются экологически чистые технологии.
Появление новых специализаций. Цифровизация становится стимулом для проведения междисциплинарных исследований и разработки новых образовательных программ, готовящих специалистов с глубокими знаниями как в инженерной механике, так и в IT-сфере.
Когда отмечают профессиональные праздники
В России инженеров-механиков с профессиональным праздником поздравляют 30 октября. Дата напоминает современникам об историческом событии 1854 года — создании Корпуса инженеров-механиков Российского флота.
Какие специалисты известны в России и за её пределами
Георгий Глазков — советский инженер-конструктор, доктор технических наук, изобретатель и автор научных работ. Руководил разработкой систем автоматического управления для космических аппаратов и баллистических ракет.
Михаил Кошкин — советский инженер-конструктор, лауреат Государственной премии СССР. Вошёл в историю как создатель легендарного танка Т-34, сочетающего в себе огневую мощь, надёжную защиту и подвижность.







