Аккаунт-менеджер — это специалист, который отвечает за взаимодействие компании с клиентами. Его деятельность важна для компании, поскольку он работает с людьми, которые приносят прибыль. Узнаем, что это за специалист, какие задачи решает и куда поступать тем, кто хочет стать аккаунт-менеджером.
Кто такой коммерческий аккаунт-менеджер
Аккаунт-менеджер — это специалист, ответственный за установление, развитие и поддержание долгосрочных отношений с клиентами. Его задача не просто поддерживать контакты с клиентами, а сделать так, чтобы они приносили максимальную прибыль компании.
Обычный менеджер работает на привлечение новых клиентов. А аккаунт-менеджер занимается разработкой уже существующих: он старается, чтобы постоянные клиенты были полностью удовлетворены продуктами или услугами компании и продолжали с ней сотрудничать.
Этот специалист решает следующие задачи:
- Проводит глубокий анализ бизнеса клиента, изучает, в какой отрасли он работает, каковы цели на рынке, как использует продукт компании и т. д.
- Предлагает решения, которые могут помочь клиенту. Аккаунт-менеджер не ждёт, когда к нему обратятся за помощью, а действует на опережение.
- Координирует проекты, связанные с клиентами, выстраивая долгосрочную стратегию сотрудничества.
- Работает с возражениями, ведёт переговоры. Задача специалиста состоит в том, чтобы всеми силами предотвратить уход клиента к конкурентам.
- Прогнозирует отток клиентов и проводит профилактические меры, чтобы не допустить этого.
- Оценивает эффективность работы с клиентами, анализирует данные и составляет отчёты для руководства.
Для эффективной работы аккаунт-менеджер должен знать и уметь следующее:
- Обладать юридической грамотностью, разбираться в законах в области коммерции, уметь составлять контракты и договоры.
- Владеть деловым английским языком для ведения переговоров с иностранными клиентами.
- Уметь работать с CRM и BI-системами.
- Проводить стратегический анализ, работать с бизнес-моделями.
- Вести электронный документооборот.
Коммерческие аккаунт-менеджеры работают в IT-компаниях, маркетинговых агентствах, финансовых организациях, медийных, промышленных, фармацевтических, консалтинговых, туристических компаниях, e-commerce.
Какими качествами должен обладать специалист
Чтобы стать хорошим аккаунт-менеджером, нужно обладать некоторыми личностными качествами:
- Коммуникабельность. Специалисту приходится много общаться, вести переговоры, договариваться и решать сложные вопросы с клиентами.
- Настойчивость. Аккаунт-менеджер должен уметь дипломатично, но настойчиво склонить клиента к нужному решению.
- Проактивность. Важное качество аккаунт-менеджера — видеть возможности для роста, которые не замечает клиент, и предлагать помощь ещё до того, как он попросит.
- Стрессоустойчивость. Часто приходится работать в условиях неопределённости и дедлайна, сталкиваться со сложными вопросами.
- Ответственность. Аккаунт-менеджер несёт ответственность за решения, которые предлагает клиенту.
Профессия подойдёт смелым, решительным, инициативным людям с аналитическим складом ума, не боящимся ответственности.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Спрос на толковых аккаунт-менеджеров на рынке труда очень высокий. Для бизнеса удерживать имеющегося клиента гораздо выгоднее и дешевле, чем привлечь нового — серьёзные компании дорожат ими и готовы предоставлять наилучшие условия сотрудничества. Экономическая нестабильность заставляет компании концентрироваться на том, чтобы получить максимальную выгоду от своей клиентской базы, вместо того чтобы бесконечно расширять её. И этими вопросами занимаются аккаунт-менеджеры.
Бизнес-модель B2B предполагает, что организации взаимодействуют не по принципу «продавец-покупатель», а выстраивают партнёрские отношения. Поэтому нужны грамотные специалисты, которые помогают сделать это партнёрство ценным и выгодным друг для друга.
Как стать аккаунт-менеджером
На должность аккаунт-менеджера берут преимущественно кандидатов с высшим образованием. Например, в сфере менеджмента, маркетинга, экономики или психологии. Профессию можно освоить с нуля, обучившись всему необходимому на практике, или перейти из смежной области, уже обладая базовыми знаниями.
Как поступить
Чтобы поступить в вуз после 11 классов, необходимо сдать ЕГЭ. Наиболее популярные комбинации предметов на направления, связанные с маркетингом и менеджментом:
- русский язык, математика, иностранный язык;
- русский язык, иностранный язык, история;
- русский язык, обществознание, история;
- русский язык, история, информатика;
- русский язык, математика, информатика.
Некоторые учебные заведения предлагают комбинированный вариант — ЕГЭ + внутренние вступительные экзамены.
Где учиться
Рассмотрим несколько вузов, где можно освоить специальность в области менеджмента или маркетинга:
- «Общий менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и другие в Университете «Синергия».
- «Маркетинг» в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН).
- «Управление бизнес-процессами (Менеджмент)» в Московском политехническом университете (МПУ).
- «Маркетинг», «Управление проектами» и другие в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
- «Менеджмент российских и международных организаций (с углублённым изучением иностранных языков)», «Менеджмент государственных организаций и бизнес-структур» в Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова.
С чего начать профессиональный путь
Аккаунт-менеджер — это серьёзная должность, и занять её без опыта сложно. Новичкам, которые только окончили вуз, рекомендуется начать карьеру с должности менеджера по продажам или специалиста отдела клиентского сервиса, и постепенно набираться опыта. Для успешного карьерного роста необходимо хорошо изучить продукт компании, освоить базовую аналитику и работу с CRM-системами, наладить общение с клиентами, понимать их потребности и закрывать возражения.
Можно также развивать карьеру в горизонтальном направлении, например, стать продуктовым менеджером, менеджером по развитию бизнеса, стратегическим консультантом.
Карьерный трек
Сколько зарабатывает аккаунт-менеджер
По данным сайта Dream Job, средняя зарплата аккаунт-менеджера в России в августе 2025 года составила 131 630 рублей.
Что ждёт профессию в будущем
Профессия аккаунт-менеджера в ближайшем будущем трансформируется. Развитие технологий способствует тому, что большую часть рутинной работы возьмёт на себя ИИ (прогноз, аналитика, сбор данных).
Аккаунт-менеджер будет не просто продавать продукт, а внедрять инновации в бизнес клиента. А для этого потребуется глубокое понимание своего и клиентского бизнеса, умение строить финансовые модели и разбирать бизнес-кейсы.
Сложная политическая и экономическая обстановка приведёт к повышению спроса на специалистов, хорошо разбирающихся в международном, таможенном и цифровом праве. Аккаунт-менеджер должен будет следить за изменением обстановки на глобальных рынках и искать способы адаптации.
Востребованными специалистами станут те, кто обладает знаниями в области менеджмента, финансов, Data Science, стратегического консалтинга и психологии.
Когда отмечают профессиональные праздники
У аккаунт-менеджеров есть свой профессиональный праздник — День менеджера. В России его отмечают 1 ноября — принято поздравлять всех специалистов, которые имеют отношение к управленческой деятельности. Празднуют управленцы младшего, среднего и старшего звена, офис- и продуктовые менеджеры, менеджеры по продажам, аккаунт-менеджеры и другие специалисты.
Рекомендованные программы обучения
«Кадровый менеджмент», бакалавриат
«Стратегический менеджмент», магистратура
«Маркетинг», бакалавриат
«Финансовый менеджмент», бакалавриат
«Управление проектами», бакалавриат
«Общий менеджмент», бакалавриат
«Лидерство и построение эффективной команды», курсы
«Мировая экономика», бакалавриат