Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Тревожность у детей: как помочь своему ребёнку справиться со страхами
Школа 21 марта 2025

Тревожность у детей: как помочь своему ребёнку справиться со страхами

Тревожность у детей: как помочь своему ребёнку справиться со страхами

Содержание статьи

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    Начать бесплатно

    Повышенная тревожность у детей — довольно распространённая проблема. Она мешает жить не только самому ребёнку, но и его окружению. Узнаем, что такое тревожность, почему она возникает, как проявляется и как помочь сыну или дочери справиться с ней.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что представляет собой повышенная детская тревожность

    Тревожность — это склонность человека к повышенному беспокойству, волнению, эмоциональному дискомфорту. Эпизодическая тревога, которую в определённых ситуациях испытывает каждый человек, нормальна. В отличие от неё, тревожность — это устойчивое состояние, которое сопровождает индивида большую часть жизни, даже в благополучных ситуациях.

    Лёгкая тревожность свойственна многим людям, и она не причиняет особого вреда. Проблемы возникают, когда это состояние становится более выраженным и имеет негативные последствия. Нередко тревожность развивается ещё в дошкольном или младшемшкольномвозрасте и со временем превращается в устойчивую личностнуюхарактеристику.

    Тревожные дети и подростки воспринимают окружающий мир как опасное место. Они боятся многих вещей (темноты, собак, хулиганов, пьяных или странно выглядящих людей и т. д.), настороженно относятся к окружающим, плохо идут на контакт с незнакомцами.

    Ребёнок с повышенной тревожностью избегает любых потенциально опасных ситуаций и при малейшей неприятности ищет защиты у родителей. Даже в спокойной обстановке его не покидает чувство постоянной угрозы. Ему кажется, что в любой момент может случиться что-то плохое или страшное.

    Как распознать тревожность у ребёнка

    Отличить тревожного ребёнка несложно. Он ведёт себя настороженно, особенно в незнакомых местах; смущается, беспокоится. С трудом вливается в коллектив, не проявляет инициативы в общении и социальной активности, не знакомится первым. Избегает шумных игр и развлечений, не любит внимание, старается быть незаметным.

    У такого малыша обычно тихий голос и скованные движения, он легко пугается и расстраивается. Во время волнения он краснеет, потеет, может начать заикаться. В детском саду такие дети стараются держаться поближе к воспитателю. Отлучённые от матери даже ненадолго, они чувствуют себя неуверенно и поэтому часто не хотят ходить в садик. У них заниженная самооценка, они плохо переносят критику и склонны к самообвинению.

    Есть ещё несколько общихпризнаков для определениявысокой тревожности у ребёнка:

    • напряжённый взгляд, закрытые позы, повышенный тонус лицевых и шейных мышц, голова часто вжата в плечи;
    • пониженный или чрезмерный аппетит, беспокойный сон, частые ночные кошмары;
    • сложности с концентрацией внимания, низкая работоспособность;
    • плаксивость, раздражительность, частые перемены настроения;
    • проявление беспокойства и волнения по любому поводу;
    • приступы паники в нестандартных ситуациях (эпизодическая пароксизмальная тревожность);
    • частые головные боли, боли в животе, беспричинные расстройства желудка и другие соматические симптомы.

    Опытный педагог по этим критериям способен распознать тревожного ребёнка с первых дней знакомства. Чтобы удостовериться в правильности выводов, необходимо понаблюдать за ребёнком в разных ситуациях: во время занятий, игры, в общении с другими детьми, на улице.

    В чём причина возникновения детской тревожности

    Причины, по которым ребёнок становится тревожным, бывают разными:

    • Генетическая предрасположенность. Повышенная склонность к тревоге и невротическим расстройствам передаётся по наследству. Она может проявиться как в раннем возрасте (2–3 года), так и в младшем школьном (8–9 лет) или в подростковом (12–14 лет).
    • Неблагоприятная атмосфера в семье. Если родители часто скандалят, ругаются, применяют насилие по отношению друг к другу или к ребёнку, он не чувствует себя в безопасности.
    • Особенности воспитания. Развитию тревожности способствуют эмоциональная холодность и отчуждённость родителей, слишком строгое воспитание, а также гиперопека. Если взрослые убеждают малыша, что мир полон опасностей, слишком волнуются за него и не дают и шагу ступить самостоятельно, ребёнок становится беспокойным и неуверенным в себе.
    • Буллинг. Систематические издевательства в школе или детском саду ведут к формированию тревожных расстройств и депрессии.
    • Психологическая травма. Очень часто повышенная тревожность развивается после пережитого травматического события (смерть близкого человека, развод родителей, пережитое или увиденное насилие и т. д.).
    • Впечатлительность и развитое воображение. Впечатлительные дети могут надумывать страхи, черпая информацию об ужасных происшествиях из телевизора, интернета или разговоров окружающих.

    Независимо от того, по какой причине у ребёнка сформировалась тревожность, ему нужно помочь бороться с ней. И очень многое в этом вопросе зависит от родителей. Невысокий и средний уровень тревоги не нужно лечить, достаточно научить ребёнка справляться с волнением. А вот дети с чрезмерно высокой тревожностью нуждаются в психокоррекции.

    Как родители могут помочь своему тревожному ребёнку

    Если хотите помочь сыну или дочери снять тревожность, воспользуйтесь советами психологов.

    • Обратите внимание на психологический климат в семье. Если он неблагоприятный, ребёнок не сможет избавиться от тревожного синдрома. Спокойные, уравновешенные, любящие родители и комфортная домашняя атмосфера — важные условия для борьбы с переживаниями.
    • Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в вопросах воспитания. Это касается и других членов семьи (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры). Например, если мама запрещает есть сладкое перед обедом и смотреть мультики допоздна, то папа или кто-то другой тоже не должен этого разрешать. Детям, особенно дошкольникам в возрасте 4–5 лет, очень важно знать чёткие и единые правила. Они помогают формировать здоровую психику.
    • Не ругайте и не стыдите ребёнка, не высмеивайте его беспокойства и страхи. То, что взрослым кажется ерундой, дети воспринимают очень серьёзно.
    • Почаще говорите с ребёнком, просите рассказать о том, что его беспокоит или пугает. Научите сына или дочь отличать обоснованную тревогу от надуманной. В 6–7 лет дети уже способны это делать.
    • Повышайте самооценку ребёнка. Почаще хвалите его, акцентируйте внимание на достоинствах, отмечайте успехи и сообщайте о них всем членам семьи. Это способствует снижениюуровня тревожности.
    • Проявляйте любовь словами и действиями. Ребёнок должен понимать, что вы любите его безусловно. Но при этом не душите его своей любовью, не навязывайте нежность и заботу.
    • Если ругаете ребёнка, делайте это конструктивно. Не оскорбляйте, не унижайте, не обзывайте обидными словами. Не используйте никакие виды физического наказания.
    • Привлекайте ребёнка к спортивным занятиям и активным играм на свежем воздухе. Полезно также плавание, танцы, йога, упражнения. Регулярная физическая нагрузка снимает мышечное напряжение и выступает в качестве профилактики тревожных расстройств.
    • Расскажите сыну или дочери, чего вы боялись в детстве и как избавились от страхов. Ребёнок должен понимать, что боязнь чего-либо и волнение — нормальное явление, с которым каждый может справиться.
    • Не опекайте сына или дочь слишком сильно, давайте больше самостоятельности. Предлагайте помощь в решении какой-либо проблемы, но не делайте всё за него. Например, уже в 10–11 лет ребёнок способен многие вопросы решать самостоятельно.
    • Если назревает стрессовая ситуация (поход к врачу, выступление на публике, сложная работа и т. д.), заранее подготовьте ребёнка: успокойте, поддержите и помогите расслабиться.
    • Чтобы помочь ребёнку победить тревожность, научите его навыкам саморегуляции. Он должен знать, что негативные мысли и переживания можно взять под контроль, и тогда они не будут портить жизнь.

    Стоит ли обращаться за профессиональной помощью

    Если у ребёнка развилась сильная тревожность и вы не можете снизить её, обратитесь к специалисту — детскому психологу или психотерапевту — для коррекции состояния. Он проведёт психодиагностику для выявления причин расстройства и подберёт оптимальную методикулечения. Не стесняйтесь просить помощи у профессионала, не бойтесь, что о вашем сыне или дочери подумают плохо воспитатели, учителя или знакомые. Психическое благополучие человека важно не меньше, чем физическое здоровье.

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    «Экстернат»«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»«Онлайн-школа с 5 по 11 класс»«Видеоуроки»«Университетская гимназия»

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status