Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Профориентация в школе: всё об уроках, которые помогут решить, кем стать
Школа 21 марта 2025

Профориентация в школе: всё об уроках, которые помогут решить, кем стать

Профориентация в школе: всё об уроках, которые помогут решить, кем стать

Содержание статьи

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    Начать бесплатно

    С 1 сентября 2023 года в школьной программе появилась обязательная профориентация. Уроки и внеклассные мероприятия проводятся с 6 по 11 класс. Рассказываем, зачем нужна профориентация в школе и как она проходит в 2024–2025 учебном году.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое профориентация

    Профориентация — это комплекс мероприятий, которые показывают склонность человека к определённым профессиям. Профессиональная ориентация выявляет сильные и слабые стороны личности и помогает понять, чем нравится заниматься. К популярным методам профориентации для взрослых относятся тесты и консультации у психолога.

    В школах профориентация — это объёмная программа уроков и внеурочных активностей, которые знакомят подростков с профессиями и рынком труда в России. Цель школьной профориентации — помочь учащимся понять свои интересы, желания и сильные стороны характера. Программа даёт возможность осознанно выбрать будущую профессию, учитывая тенденции на современном рынке труда, и составить образовательный трек.

    Какиезадачи профориентации в школе:

    • Выявление интересов и желаний. Мероприятия помогают ученикам понять, какие виды деятельности их интересуют, от каких занятий они получают удовольствие
    • Диагностика личных качеств и способностей. Интересы учеников не всегда совпадают с возможностями. Например, интроверту трудно работать в сфере, которая требует частого общения с незнакомыми людьми. Профориентация показывает аспекты характера каждого школьника и его возможности.
    • Помощь школьникам с ограниченными возможностями. Программа учитывает личные особенности подростков, включая инвалидность. Школьники получают рекомендации, кем они могут работать с учётом состояния здоровья.
    • Информирование о профессиях. Подростки часто неправильно представляют себе, что делают специалисты разных направлений. Восприятие профессий формируется на основе массовой культуры и рассказов знакомых, и эти представления часто бывает искажёнными. В школе подростки получают информацию и проходят практику, что помогает не ошибиться с выбором направления.
    • Изучение рынка труда. Подростки узнают, какие профессии будут востребованы в России, когда они вырастут и закончат вузы, а какие специальности скоро исчезнут из-за развития технологий или по другим причинам.

    Профессиональная ориентация готовит школьников к осознанному поступлению в вузы. Предмет закладывает фундамент для успешной карьеры и самореализации во взрослой жизни.

    Зачем нужна профориентация

    Профориентация как школьный предмет вводится, потому что подростки испытывают сложности с выбором профессии. Без помощи школьникам бывает трудно осознать, чем они хотят заниматься в будущем.

    С какими проблемами сталкиваются подростки:

    • Непонимание своих истинных желаний и интересов.
    • Необъективная оценка знаний и умений
    • Сложность с выбором одного варианта из широкого диапазонапрофессий.
    • Давление со стороны семьи в пользу выбора определённой специальности.
    • Склонность копировать выбор друзей, родителей или знаменитостей.

    Ранняя диагностика склонностей помогает составить образовательную и карьерную траекторию. Благодаря школьной профориентации реже будут встречаться ситуации, когда профессия совсем не соответствует интересам и характеру человека, а работа не приносит удовольствия. Важность профессиональной ориентации в том, что в будущем на рынке труда уменьшится дефицит кадров, а взрослым людям реже придётся переучиваться.

    Что такое единаямодельпрофориентации

    Многих учеников и родителей интересует, можно лиотказаться от профориентации. Мероприятия включены в план внеурочной деятельности, которая является частью основной образовательной программы. Это значит, что профориентация обязательна для посещения. По ст. 43 «Закона об образовании» каждый школьник обязан освоить основную образовательную программу. Регламент профориентации содержится в Письме Минпросвещения России от 03.04.2023 №ДГ-617/05.

    Единаямодель «Билет в будущее» вводится, чтобы школы проводили мероприятия по общему стандарту. Когда ученики меняют школу или переезжают в другой город, качество профессиональной ориентации не должно меняться. Единаямодель включает 7 уровней работы с учащимися и родителями.

    Дополнительные уроки по школьным предметам

    В учебный план для 6–11 класса добавляется 100 часов для углублённого изучения математики, физики, химии и технологии. Надстройка к образовательной программе вводится по инициативе Фонда гуманитарных проектов. Раньше на уроках школьники уделяли много внимания изучению теории на примерах, которые слабо связаны с реальной жизнью. Теперь ученики будут осваивать основы профессий и узнавать, как школьные предметы используются для решения практических задач.

    Открытие профильных классов

    Школы могут открывать профильные классы по следующим направлениям:

    • инженерное дело,
    • космическая инженерия,
    • информационные технологии,
    • предпринимательство,
    • медицина,
    • педагогика.

    Министерство образования и науки России рекомендует школам заключать соглашения с вузами и предприятиями. Партнёры помогут организовать обучение в профильных классах и подготовить школьников к специфике работы в отрасли.

    Внеклассная деятельность

    Минобрнауки предписывает один раз в неделю проводить классный час для профориентации. Его рекомендуется ставить в четверг последним уроком.

    Варианты активностей для классного часа:

    • уроки о профессиях,
    • диагностические тесты,
    • коммуникативные и деловые игры,
    • мастер-классы для развития практических навыков,
    • встречи с приглашёнными специалистами,
    • проектная работа.

    Программу внеклассной деятельности школа составляет на основе рекомендаций Минобрнауки. Вместо классного часа ученики могут посещать экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в колледжах и вузах, отраслевые выставки и ярмарки и другие мероприятия.

    Воспитательная работа

    В задачи педагогов, которые проводят занятия по профориентации, входит участие в повышении самооценки школьников. Педагоги помогают ученикам осознавать свои сильные и слабые стороны, определять интересы и желания. Хороший учитель мотивирует на изучение профессий и воспитывает культуру труда. Если эти условия выполняются, выпускники понимают, какому делу они хотят посвятить жизнь. Они стремятся стать хорошими специалистами и умеют получать удовольствие от работы.

    Дополнительное образование

    Школьники, которые выбрали будущую специальность, могут посещать дополнительные занятия на базе школы, а также секции, кружки и клубы. Развитие системы дополнительного образования помогает школьникам получать знания и умения, которые нужны для поступления в колледжи или вузы и для будущей работы.

    Обучение основам профессии

    Старшеклассники могут проходить практику на предприятиях, являющихся партнёрами школы. Практика даёт возможность погрузиться в профессиональную жизнь и понять особенности работы. Школьники получают представление о специфике отрасли и решают, подходит ли им эта деятельность. Во время практики можно освоить основы профессии и узнать требования к начинающим специалистам.

    Родительские собрания

    Профессиональная ориентация проводится с участием родителей. Мама и папа лучше понимают, о чём мечтает ребёнок, какой у него характер и чем ему нравится заниматься. Контакт учителей с родителями создаёт подходящую среду для становления личности и реализации способностей каждого ученика.

    Некоторым родителям приходится объяснять важность профессиональной ориентации учеников и статус разных профессий в современном мире. Эту задачу также решают родительские собрания. Единаямодель профориентации обязывает школы проводить в каждом учебном году не менее 2 собраний с приглашёнными специалистами разных профилей.

    Как проходятуроки профориентации

    Цикл занятий по профориентации школьников «Россия — мои горизонты» начинается с 6 класса. Программа знакомит школьников с разными профессиями, региональным и федеральным рынком труда и самыми крупными предприятиями. В программу входят уроки о профессиях, практические занятия, диагностики и тестирования, встречи со специалистами.

    В основе курса находится единаямодель «Билет в будущее». Интерактивный проект подходит для любых школ, включая детей и подростков с ограниченными возможностями. Занятия проводятся с помощью игровых и интерактивных методов. Учащиеся разного возраста получают информацию в доступном и увлекательном формате.

    Профессиональный минимум в 2024–2025 учебном году:

    • Основной уровень: от 60 часов.
    • Продвинутый уровень: от 80 часов.

    Школы должны проводить внеклассные занятия по профориентации раз в неделю. Рекомендуется ставить их по четвергам последним уроком. В 6 и 7 классе школьники могут понять, какие направления им интересны, выбрать предметы для углублённого изучения. В 8 и 9 классе — определиться с будущей профессией и подготовиться к сдаче ОГЭ по профильным предметам. В 10 и 11 классе ученики готовятся сдавать ЕГЭ для поступления в вузы. В старшей школе можно изменить сделанный выбор или убедиться в желании получить определённую профессию.

    Профориентация в начальной школе не имеет смысла, поскольку дети склонны пробовать разные виды деятельности и часто менять интересы. Школы могут проводить уроки по знакомству с профессиями в 14 классе по своей инициативе. Но единая модель профориентации начинается с 6 класса. К средней школе формируются аспекты характера, помогающие определить, к каким занятиям склонен ребёнок.

    Кто отвечает за профориентацию в школе

    Занятия по профессиональной ориентации в школах проводят педагоги-навигаторы. Это учителя, которые прошли курс повышения квалификации по профориентационной работе с учащимися. Обычно это преподаватели, ведущие уроки в конкретной школе.

    Педагоги-навигаторы работают с платформой «Конструктор будущего». В личном кабинете можно собирать занятия для учеников по принципу конструктора. Учитель получает готовый план урока с комплектом методических материалов, но может изменить программу по своей инициативе и модифицировать блоки. На платформе «Конструктор будущего» доступны уроки для школьников 6–11 класса и инструкции по профориентационной работе.

    По своей инициативе школа может подключить к занятиям психологов, карьерных консультантов и специалистов разных направлений. Тогда профессиональная ориентация будет эффективнее. Приглашённые специалисты рассказывают про особенности работы, озвучивают требования к новичкам и секреты успешной карьеры.

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    «Экстернат»«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»«Онлайн-школа с 5 по 11 класс»«Видеоуроки»«Университетская гимназия»

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status