Для определения уровня интеллекта используются IQ-тесты. Рассказываем, какой должен быть уровень IQ (норма по возрасту для детей и для взрослых), для чего проводится тестирование и как поддержать интеллектуальное развитие ребёнка.
Что такое IQ и как его измерить
IQ (англ. intelligence quotient) — это коэффициент интеллекта, показатель умственных способностей человека относительно среднестатистического уровня. IQ измеряется с помощью тестов. Каждый тест состоит из заданий с нарастающим уровнем сложности.
Исследовать уровень интеллекта начал британский психолог Чарльз Спирмен. Учёный заметил, что если человек показывал высокие результаты в одном когнитивном тесте, то он добивался успеха и в других. Спирмен пришёл к выводу, что когнитивные способности можно объединить под общим понятием «интеллект», и предложил измерить его уровень.
Немецкий психолог Вильям Штерн уточнил: развитость интеллекта нужно оценивать учитывая возраст. Он предложил определение «коэффициент умственного развития». Формула для его определения выглядит так: «умственный» возраст делится на хронологический.
Американский психолог Льюис Терман доработал эту концепцию: переименовал «коэффициент умственного развития» в IQ и предложил умножить результат на 100.
Уровень IQ показывает коэффициент умственного развития и определяет общий интеллект человека. Как влияет IQ на жизнь человека:
- Обучаемость и карьера. Человек с высоким интеллектом быстрее улучшает свои профессиональные навыки.
- Успешность в повседневной жизни. Обладатель высокого IQ быстро справляется с задачами и принимает более правильные решения.
- Уровень здоровья. Человек, который в детстве и молодости показал высокий уровень интеллекта по результатам тестов, в зрелом возрасте имеет хорошее здоровье.
На уровень IQ влияют внешние условия: качество питания, уровень медицины, доступность образования, социальное благополучие общества.
Самые востребованные современные методики определения IQ — опросники Равена, Амтхауэра, Векслера, Айзенка и Кеттелла. С помощью тестов анализируется общий интеллект: способность человека к логическому мышлению, анализу, синтезу данных, ориентации в пространстве. Результаты тестов — это не абсолютная мера умственного развития. Они показывают уровень развития интеллекта человека по сравнению с репрезентативной выборкой. Простыми словами, IQ оценивает, насколько хорошо человек в своём возрасте может использовать информацию и логику для ответов на вопросы. Среднее значение IQ находится в пределах от 85 до 115 баллов. Меньше 85 — интеллект ниже среднего, больше 115 — выше среднего.
Зачем измеряют IQ:
- Оценка мыслительных способностей. Результаты тестов показывают, насколько хорошо ребёнок может использовать информацию и логику для ответов на вопросы.
- Проверка в школе. Тесты помогают педагогам оценить уровень знаний учеников; понять, насколько легко они усваивают школьную программу и адаптируются к обучению.
- Для взрослых при приёме на работу. Некоторые компании проводят тестирование и учитывают количество баллов IQ у претендентов на вакансию.
С помощью тестов определяют профессиональные наклонности, образовательную программу для обучения. Можно самостоятельно оценить свои когнитивные способности, чтобы узнать уровень логики, умения решать задачи и скорость усвоения информации.
Надо учитывать, что не существует единого эталона для всех тестов. Это значит, что уровень интеллекта, который показывает результат тестирования, нельзя считать полностью достоверным.
Какой уровень IQ считается нормой для ребёнка
Для оценки интеллекта людей разного возраста применяются тесты разного уровня сложности. Для детей и подростков от 6 до 16 лет чаще всего используется опросник Векслера. Тесты собраны в несколько модулей, ребёнку предлагают такие вопросы:
- найти слова по аналогии;
- закончить предложение;
- решить тесты на логику и абстрактное мышление;
- продемонстрировать кругозор, словарный запас, способность объяснить значение слов;
- решить устно арифметические задачи, перечислить последовательность чисел;
- поработать с геометрическими фигурами, цветными блоками;
- выполнить тесты на понимание абстрактных понятий;
- запомнить последовательность чисел;
- найти символы.
Принцип у всех тестов одинаковый — определение уровня интеллекта конкретного ребёнка в сравнении со среднестатистическим ребёнком того же возраста.
Решение о том, стоит ли измерять IQ и делать выводы об умственном развитии по результатам измерения, должно приниматься с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и других факторов. Рассмотрим аргументы за и против:
За: тестирование может быть полезным для выявления трудностей в обучении или когнитивных нарушений, для определения уровня образования учеников.
Против: среди специалистов нет единого мнения о понятии и методах измерения уровня интеллекта; маленький ребёнок может не показать хороших результатов из-за недостатка жизненного опыта или недостаточного словарного запаса.
Полученные баллы — это количественная оценка, которая не даёт представления о качестве интеллекта. Результаты тестирования не отражают дальнейшее развитие ребёнка и причину получения конкретного результата.
Правильно и качественно диагностировать уровень интеллекта можно с помощью комплекса методов, которые применяет квалифицированный психолог. Кроме этого, обычные наблюдения за ребёнком, когда он играет, отвечает в школе или на внеклассных занятиях, дают примерное представление о его интеллекте.
Нормы IQ для детей по возрастам представлены в таблице:
Возраст | Результат | |
100% | 70% | |
11 лет | 36–38 | 15–16 |
12 лет | 39–41 | 18 |
13 лет | 42–43 | 21 |
14–15 лет | 44–46 | 24 |
Средний результат принят за 100%, а минимально достаточный для нормы — за 70%. Например, для одиннадцатилетнего ребёнка средний результат — 36–38 баллов, а 15–16 баллов — минимальный.
Тестов на IQ недостаточно, чтобы сделать вывод об интеллекте. На то, сколько баллов наберёт ребёнок, влияют его эмоциональное состояние, мотивация успешно выполнить задания тестов, самочувствие, уровень натренированности.
Как поддержать интеллектуальное развитие ребёнка
Каким будет интеллект вашего ребёнка, зависит от условий его развития, говорит американский психолог Ричард Нисбетт. Он уверен, что любой ребёнок, который находится в благоприятной среде и занимается с хорошим педагогом, может стать умнее. Рассказываем, как помочь детям в интеллектуальном развитии:
- Физическая активность. То, что сын или дочка сидит целыми днями за книжками, ещё не гарантирует, что ребёнок будет умнее своих ровесников. Для полноценного развития надо двигаться: физическая активность улучшает кровообращение и питание мозга. Тренировка крупных мышц способствует более интенсивному росту нейронов.
- Интеллектуальные нагрузки. Побуждайте ребёнка к чтению литературы. Не обязательно осваивать список из школьной программы. Разрешите ему читать то, что нравится. С каждым прочитанным произведением он будет запоминать языковые конструкции. Мотивируйте сына или дочь изучать иностранный язык. Освоение лексики и грамматики улучшает память, а изучение синтаксиса активизирует логическое мышление.
- Интеллектуальные игры. Выберите несколько образовательных и конструктивных игр, стимулирующих воображение и мышление. Подойдут головоломки, игры на логику, пазлы, парные игры. Со старшеклассниками можно играть во взрослые настольные игры.
- Полноценное питание. Мозг составляет только 2–3% массы всего тела, при этом потребляет примерно 20% энергии, которую человек получает из пищи. Для развития интеллекта важно полноценное питание, ведь клетки мозга, как и весь остальной организм, состоят из белков, жиров и углеводов. Ребёнку нужно обеспечить полноценное питание с содержанием животных белков, полиненасыщенных жирных кислот. Важны продукты питания, богатые углеводами: из них в организме вырабатывается глюкоза, являющаяся источником энергии.
- Режим дня. Определите для ребёнка время для сна, еды, учёбы, игр и физических упражнений. Чёткий режим дня, при котором соблюдается баланс между активностью и отдыхом, положительно влияет на развитие интеллекта. В режиме дня важна структурированность. Это помогает установить хорошие привычки и развить концентрацию, способствует улучшению памяти и когнитивных навыков. Отсутствие режима ведёт к снижению концентрации и памяти, ухудшает усвоение информации, снижает способность сосредоточиться на выполнении задания.
- Помощь и поддержка. Эмоциональное благополучие способствует усвоению информации, повышает мотивацию к обучению и помогает развивать когнитивные способности. Когда ребёнок чувствует себя уверенно, его мозг работает эффективнее. Важно создать в доме благоприятную атмосферу, стимулировать у ребёнка любопытство и интерес к обучению, развивать его уверенность в себе, поменьше ругать и учить управлять стрессом.