Школьные домашние задания — головная боль каждого родителя. Мало кому хочется, придя с работы, погружаться в учебники и тетради, но и пускать выполнение домашних заданий на самотёк тоже страшно: вдруг ребёнок сделает всё неправильно или не сделает вовсе. К счастью, есть проверенные способы, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно. В статье расскажем, почему школьники испытывают трудности с домашними заданиями, обсудим, надо ли помогать ребёнку с их выполнением, и поделимся лайфхаками, как приучить сына или дочь делать уроки самостоятельно.
Почему ребёнок не справляется с домашним заданием
Всё зависит от возраста ребёнка и его класса обучения. В начальной школе дети в силу возраста не могут сами наладить учебный распорядок дня. К тому же до 9 лет ребёнок испытывает трудности с концентрацией внимания. Оценивать объём домашнего задания и планомерно выполнять его по каждому предмету ребята учатся только к 3–4 классу.
В средней школе с самодисциплиной и пониманием времени всё проще, но появляются другие причины, почему ученики не успевают за школьной программой:
- Большая внеклассная нагрузка (кружки, секции).
- Чрезмерное увлечение гаджетами.
- Недостаточно подробное объяснение в школе со стороны учителя.
- Сложности с освоением некоторых предметов (например, гуманитариям тяжело даются технические дисциплины).
- Неумение расставлять приоритеты (сначала домашняя работа, а потом — прогулка).
В старшей школе большинство ребят активно занимаются дома, осознавая, что успеваемость влияет на поступление в вуз и определяет карьерные перспективы. Когда школьник уже готовится к ЕГЭ, ему может просто не хватать времени на домашку по второстепенным предметам. К тому же именно в старшей школе ребята обычно переживают первые романтические эмоции, что может сильно отвлекать от учёбы.
Почему родители делают уроки с детьми
Все родители разные. Кто-то с самого начала не помогает ребёнку с уроками, потому что у него нет времени, или считает нужным заставить ребёнка учиться самостоятельно. Но, согласно исследованию MAXIMUM Education, 60% родителей всё-таки помогают своим детям делать домашние задания, и вот по каким причинам:
- Боязнь, что ребёнок будет плохо учиться и останется без хорошего образования.
- Стремление передать ребёнку свой опыт и научить его трудиться.
- Желание облегчить школьнику жизнь, чтобы учёба не доставляла стресс.
- Опасения, что если ребёнок не научится хорошо учиться, то не сможет реализоваться в других сферах (спорт, творчество).
- Подсознательное желание гордиться успехами своего ребёнка перед родными и знакомыми.
Проще говоря, родители волнуются за ребёнка и его будущее и считают, что помощь с уроками даёт школьнику шанс стать более успешным. Но у каждого ребёнка свой характер и подход к учёбе, поэтому выполнение домашних заданий вместе с родителями далеко не всем идёт на пользу.
Нужно ли делать уроки с ребёнком
Плюсы помощи школьнику с учёбой очевидны:
- Домашка гарантированно будет сделана полностью и по всем предметам.
- Ребёнок ещё раз повторит пройденное, а значит — запомнит больше.
- Школьник почувствует заботу родителя и поймёт, что может обращаться к нему при любых трудностях.
Впрочем, у такого подхода есть и минусы:
- Ребёнок медленнее учится заниматься сам: он понимает, что нет смысла биться над сложной задачкой, если можно попросить родителей помочь.
- Школьник не оттачивает навыки самоорганизации и тайм-менеджмента: родители сами говорят, когда и что ему нужно сделать.
- У ребёнка может возникнуть непонимание той или иной темы, ведь родитель наверняка будет объяснять её не так, как учитель.
А ещё родители должны помнить, что учить — это призвание, и далеко не у каждой мамы и не у каждого папы есть педагогические способности. Родители часто требуют от ребёнка слишком многого или торопят его, что приводит к слезам и ссорам. К тому же детям сложно воспринимать близкого человека как педагога, поэтому во время домашних занятий с родителями они склонны больше отвлекаться и меньше обращать внимание на то, что от них требуют.
Какая помощь на самом деле нужна школьнику
Было бы неправильно утверждать, что дети вообще не нуждаются в помощи родителей, когда речь заходит об учёбе. Но эмоциональная поддержка важна им куда больше, чем фактическая помощь:
- Подбодрите ребёнка, когда у него много домашних заданий. Скажите, что он точно со всем справится, придумайте поощрение за успешное выполнение.
- Не шантажируйте школьника учёбой («Не сделаешь уроки — не пойдёшь в кино»).
- Помогайте, если ребёнок уже не раз пытался сделать задание сам, но не смог.
Главное, что родители должны привить детям — это умение учиться, а не знание конкретных предметов и тем. Если ребёнок учится с удовольствием, его не смутят ни сложные задания, ни большой объём заданного, ни необходимость браться за нелюбимый предмет.
Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно
К 4–5 классу почти каждый школьник может сам выполнять домашние задания по всем предметам. Вот какие рекомендации для родителей помогут этого достичь:
- Организуйте ребёнку комфортное рабочее место. У школьника должен быть свой письменный стол, просторный и чистый. Приучайте ребёнка следить за порядком на столе и периодически освобождать его от лишних вещей, а если ребёнку трудно, делайте уборку вместе.
- Сделайте уроки ежедневной привычкой. Ребёнок не научится заниматься продуктивно, если всю неделю он по вечерам отдыхает, а в выходные его заставляют часами сидеть за уроками. Домашние задания нужно делать каждый день. В свободные от учёбы дни желательно читать рекомендованную литературу.
- Не делайте уроки за ребёнка. «Папа решает, а Вася сдаёт», — одна из самых больших ошибок родителей. Важно направлять ребёнка к правильному ответу, предлагать разные пути решения, но не формулировать ответ за него. Пусть школьник выполняет задания не так быстро и не так красиво, как вам бы хотелось, но это приучит его заниматься самому и испытывать гордость за свои старания.
- Составьте график выполнения домашних заданий. Изучите расписание уроков ребёнка и его текущую загруженность на дополнительных занятиях. Продумайте таблицу с указанием того, какие предметы школьник должен делать в каждый конкретный день недели. Если появляются дополнительные задания (например, подготовка к тестированию), включайте в таблицу соответствующие занятия.
- Делите большие сложные задания на части. «Подготовить презентацию» или «сделать проект» звучит устрашающе, но такие задания можно и нужно делать поэтапно. Пусть школьник сегодня найдёт полезную информацию, завтра придумает иллюстрации, а в выходные соберёт всё вместе, и задание будет выполнено.
- Советуйте ребёнку делать самые сложные задания в первую очередь. Человеку свойственно откладывать самые неприятные дела на потом, но в учёбе такой подход чреват накоплением хвостов. Лучше сразу сделать самые объёмные задания, а в свободное время доделать более мелкие.
Учите ребёнка пользоваться дополнительными ресурсами. Если не получается с ходу решить задачу, предложите взять вспомогательное пособие или поискать полезные материалы в интернете. Кроме того, школьник не должен стесняться обратиться к учителю и просить повторно объяснить материал.