Внеурочная деятельность — это часть образовательной программы, направленная на всестороннее развитие личности. Многим родителям школьников непонятно, для чего она нужна. Узнаем, что представляют собой внеурочные занятия и мероприятия, какие воспитательныезадачи они решают и обязаны ли дети их посещать.
Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность — этошкольные занятия, которые не входят в основнуюучебную программу. Термин «внеурочная» означает, что работа проводится в свободное от уроков время. Она может проходить как в школе, так и за её пределами — во дворцах культуры или спорта, центрах детского творчества, на стадионах, в библиотеках. Сюда относятся кружки, секции, спортивные или интеллектуальные соревнования, олимпиады, экскурсии и другие подобные мероприятия.
Мероприятия нужны, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к школе, развить индивидуальные способности, справиться с нагрузкой и сблизиться с коллективом. Внеурочная деятельность регламентируется:
- Федеральным Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) для начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ №09-3564 от 14 декабря 2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Является ли внеурочная деятельность обязательной
Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании», каждая школа России имеет право сама решать, обязательно ли детям принимать участие во внеурочной деятельности. Согласно новым ФГОС, эта деятельность является неотъемлемой частью общей программы, поэтому школы требуют от учеников посещения подобных мероприятий в обязательном порядке.
Формы деятельности каждое учебное заведение определяет самостоятельно, исходя из своих возможностей и интересов детей. Руководство школы может организовать кружок танцев, иностранного языка, литературы, современных искусств или что-то другое.
Обычно школа предлагает несколько видов деятельности, а родители коллективно выбирают то, что больше нравится им и детям. Родители также могут выдвинуть свои предложения и помочь их реализовать.
Каковы цели и задачи внеурочной деятельности
Основные цели внеурочной деятельности — помогать ребёнку гармонично развиваться, раскрывать его творческий и учебный потенциал и формировать интерес к получению новых знаний. Творческие, спортивные, интеллектуальные занятия учат детей проявлять самостоятельность и инициативу, раскрывают способности и таланты. Во время таких занятий педагоги передают ученикам свой опыт, а также формируют культуру общения.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
- Вовлечение детей в творческую работу, которая соответствует их возрасту и индивидуальным характеристикам.
- Применение на практике знаний по учебным предметам.
- Определение и развитие способностей и талантов у детей.
- Адаптация младшеклассников к школе.
- Ознакомление детей с разными видами деятельности.
- Привлечение школьников к общению в неформальной обстановке, сплочение коллектива.
- Помощь в профориентации старшеклассников и выборе будущей профессии.
- Вовлечение учащихся в социальную активность и общественно полезную деятельность.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Развитие трудовых навыков и самостоятельности в процессе решения поставленных задач.
Чтобы эффективно реализовать эти задачи, внеурочная деятельность должна быть построена на определённых принципах:
- Принцип социальной значимости. Дети должны заниматься той деятельностью, которая не только нравится им, но и приносит пользу окружающим.
- Принцип креативности. В задачи учителей входит развитие творческих способностей обучающихся и их интереса к творчеству.
- Принцип вариативности. Каждый ребёнок должен иметь возможность выбрать наиболее привлекательный для себя вид деятельности. Задача школы — предоставить ученикам как можно больше вариантов.
- Принцип гуманистической направленности. Внеурочная деятельность должна соответствовать интересам, потребностям и индивидуальным особенностям детей.
- Принцип системности. Внеурочная деятельность должна устанавливать и усиливать взаимосвязи между всеми участниками школьной системы — учениками, педагогами и родителями.
Соблюдение этих принципов позволяетосуществлять внеурочные мероприятия с максимальной пользой и делать их интересными для школьников.
Какие направления включает внеурочная деятельность
ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности для школьников:
- Социальное — совместная работа над какими-либо проектами и другие виды групповой деятельности.
- Общекультурное — изучение культур разных стран и народов, посещение музеев, театров, галерей.
- Общеинтеллектуальное — создание кружков интеллектуальной направленности (физики, химии, математики, иностранного языка и т. д.), проведение тематических викторин.
- Спортивно-оздоровительное — проведение спортивных соревнований, эстафет, командных игр, походов и отдыха на природе.
- Духовно-нравственное — разговоры о семье, моральных ценностях, социальных нормах; воспитание патриотизма, заботливого отношения к природе.
В рамках этих направлений можно организовать много интересных и полезных мероприятий для учеников младших, средних и старших классов.
Какой может быть внеурочная деятельность
В общеобразовательных учреждениях можно проводить следующие виды внеурочной деятельности:
- Игровая. Проведение сюжетно-ролевых или деловых игр, игр-путешествий.
- Познавательная. Занятия, способствующие расширению кругозора, развитию логического и аналитического мышления, повышению эрудиции. Проведение лекций, конференций на заданную тематику, создание научных сообществ или клубов, организация курсов.
- Досугово-развлекательная. Развлекательные мероприятия, которые помогают развивать социальные навыки, пробуждают интерес к культуре, искусству и другим сферам жизни. Организация и посещение концертов, ярмарок, фестивалей.
- Проблемно-целостная. Изучение общественных ценностей, развитие умения анализировать информацию. Проведение бесед, дискуссий на актуальные темы.
- Спортивно-оздоровительная. Организация спортивных соревнований, активных игр, отдыха на природе, посещение секций, летний оздоровительный лагерь.
- Трудовая. Уборка пришкольной территории, высаживание деревьев, цветов и уход за ними, ремонт мебели в классе, дежурства в столовой и т. д.
- Художественная. Кружки рисования, лепки, музыки, театрального искусства и т. д.
- Социальная. Участие в общественно полезных мероприятиях — проведение акций, создание волонтёрских отрядов.
- Туристско-краеведческая. Посещение музеев, туристические походы, экскурсии, ознакомление с родными краями.
ФГОС определяет общее количество часов внеурочной деятельности: до 1350 часов для начального образования, до 1750 для основного общего и до 700 часов для среднего. Количество часов, которые отводятся на внеурочные занятия в день или неделю, школа может определять самостоятельно.
Есть ли альтернатива
Поскольку внеурочная деятельность является обязательной, ребёнок не может просто отказаться участвовать в ней. Но он может заменить её на занятия в учреждениях дополнительного образования. Например, дети, которые посещают музыкальную или художественную школу, спортивные секции, театральные студии или кружки, могут быть освобождены от внеурочной деятельности в школе.
Для этого родителям нужно написать заявление на имя директора и приложить справку от администрации кружка или секции, куда ходит ребёнок. Освободить школьника от внеурочных мероприятий можно также по состоянию здоровья или другим уважительным причинам. В этом случае родители тоже должны обратиться к директору с соответствующим заявлением.