Почти треть российских школьников сталкиваются с проявлениями буллинга. Это опасная социальная проблема, которая подрывает учебный процесс и имеет долгосрочные психологическиепоследствия для всех сторон конфликта. Рассказываем, что такое школьный буллинг и как он проявляется, как родителям и учителям вести себя в такой ситуации и есть ли способы предотвратить травлю в школе.
Что такое буллинг
Если говорить простыми словами, буллинг (на английском языке — bullying) — это травля, агрессия, преследование. Проявляется в трёх основныхформах:
- Физическая агрессия: пинки, тычки, плевки, непристойные жесты, запирание в классе или раздевалке, избиение, кража и порча вещей.
- Вербальная агрессия: оскорбления, обзывательства, насмешки.
- Психологическая агрессия: угрозы, распространение слухов и сплетен, бойкот (отказ здороваться с жертвой, сидеть с ней за одной партой, общаться и т. д.).
- Кибербуллинг:оскорбительные сообщения, высмеивающие комментарии, публикация мемов с фото и другие приёмы, которые стали популярными с развитием цифровых технологий.
Буллинг не имеет ничего общего с шутками или розыгрышами. Да, нередко можно встретить приятелей, которые дерутся, подтрунивают друг над другом или обмениваются колкостями. Однако такое общение не доставляет им дискомфорта, и они воспринимают его как проявление дружбы. В условиях буллинга одной из сторон всегда плохо, и она понимает, что агрессор — не друг, а враг.
Распознать травлю можно по следующим признакам:
- Регулярность. Буллинг — это не единичные конфликты, а систематические издевательства над жертвой.
- Отсутствие социальных контактов между агрессором и жертвой. Для травли выбирают того, с кем имеют мало общего и почти не контактируют.
- Разные типы давления. В большинстве случаев применяется как словесное, так и психологическое насилие, а иногда к ним добавляется и физическое воздействие.
Жертвы буллинга часто боятся рассказать о ситуации, в которой оказались. Тем не менее родители могут догадаться, что их ребёнок стал жертвой агрессии, по следующим косвенным признакам:
- нежелание идти в школу, снижение успеваемости;
- замыкание в себе, ограничение общения;
- подавленное состояние, беспокойство, печаль;
- плохой аппетит;
- бессонница, ночные кошмары;
- энурез, нервные тики;
- беспричинные боли в животе или груди;
- непонятные синяки и царапины на теле;
- участившиеся простуды;
- чрезмерная осторожность или уступчивость.
Буллинг опасен тем, что у ребёнка могут появиться серьёзные психологические проблемы. Это тревожные расстройства, стойкая депрессия, аутоагрессия (стремление навредить себе), появление пагубных зависимостей. В тяжёлых случаях у жертв травли появляются суицидальные мысли, они склонны к попыткам самоубийства.
Наказание за буллинг в школе предусмотрено по закону: травля приравнивается к оскорблению, унижению человеческого достоинства и хулиганству и караетсяштрафом в размере до 20 тыс. руб. (статья 5.61 и 20.3.1 КоАП РФ и статья 213 УК РФ). В случае с несовершеннолетними к административной ответственности за такие деяния могут привлечь их родителей или других законных представителей, которым в ряде случаев грозит даже лишение свободы.
Что толкает детей и подростков на буллинг
Цельдетского буллинга — унизить другого ребёнка и изолировать его от коллектива. Для этого буллеры используют тот или иной видимый повод: внешность жертвы (рост, вес, фигура, черты лица), индивидуальные особенности (ношение очков или брекетов), национальные признаки (цвет кожи, акцент), семейный достаток, успеваемость, стиль одежды, увлечения и т. д. Обычно травле подвергаются те, кто хоть чем-то отличается от основной массы (как в худшую сторону, так и в лучшую).
Однако реальные причины буллинга — намного более глубинные, и они связаны не с тем, на кого нападают, а с самим агрессором. Вот какие мотивы могут заставить ребёнка вести себя агрессивно по отношению к одноклассникам:
- Проблемы в семье. Если ребёнок видит, что отец проявляет грубость и неуважение к матери, у него формируется представление, что относиться к окружающим подобным образом нормально.
- Собственные переживания. Испытывая неуверенность в себе и боясь показаться слабым, ребёнок может компенсировать эти чувства за счёт нападок на других детей.
- Сложные отношения со сверстниками или учителями. Если школьник ощущает, что в коллективе его недостаточно ценят, то самый простой способ быть в центре внимания — это стать грозой класса.
- Борьба за лидерство. Подростки с лидерскими задатками не всегда направляют свои способности в мирное русло: третировать одноклассников порой намного проще, чем стать старостой класса или возглавить школьную спортивную команду.
- Отсутствие эмпатии. Фраза «дети жестоки» как раз объясняется тем, что в детском возрасте ещё не развито понимание чувств других людей и умение сопереживать. Вкупе с остальными личными проблемами такая особенность часто становится причиной буллинга.
Эксперты выделяют и другие факторы, объясняющие агрессивное отношение детей к своим ровесникам:
- отсутствие организованного досуга (кружки, экскурсии);
- нехватка физической активности (спорт, секции, командные игры);
- чрезмерное пользование интернетом и цифровыми гаджетами;
- нерациональное питание (употребление фастфуда).
Есть мнение, что дети становятся буллерами из-за потребности в сильных ощущениях. Человеческий организм устроен таким образом, что к выбросу адреналина приводят как позитивные, так и негативные эмоции, поэтому устроить травлю одноклассника — доступный способ подпитывать свою эмоциональную среду.
Участники буллинга: кто они
Буллинг может происходить в любом коллективе, но чаще всего он имеет место в начальной и средней школе. В этом возрасте дети и подростки активно социализируются, обращают большое внимание на различия между собой и другими учащимися и не всегда умеют выражать свои мысли и чувства корректно. К 10–11 классу школьники учатся контролировать своё поведение, поэтому случаи буллинга становятся редкими.
Три вида участников буллинга:
- Буллеры. Это те, кто организует травлю (непосредственные зачинщики) и те, кто их поддерживает, но не берёт на себя ключевую инициативу.
- Жертва. Тот, на кого направлена агрессия. Теоретически в этой роли может оказаться абсолютно любой ребёнок вне зависимости от возраста, внешности и особенностей поведения.
- Наблюдатели. Те, кто занимает нейтральную позицию. Среди таких свидетелей есть те, кто втайне поддерживает буллера (например, покрывает его перед учителями и родителями), и те, кто сочувствует жертве, но всё равно не вмешивается, боясь оказаться на её месте или считая, что не сможет её защитить.
К сожалению, при буллинге страдает не только жертва, но и остальные участники конфликта. Если агрессор понимает, что никто не рискует пожаловаться на него, то со временем его поведение становится всё более жестоким. У него появляются криминальные наклонности, что вполне может перерасти в проблемы с законом. Что касается наблюдателей, то они либо вскоре сами становятся буллерами, чтобы быть на стороне сильных, либо продолжают безмолвно страдать от лицезрения насилия, так как детская психика не способна самостоятельно справиться с такими переживаниями. Вот почему ни в коем случае нельзя игнорировать буллинг и нужно всеми силами стараться искоренить его как можно раньше.
Что делать, если ваш ребёнок стал жертвой травли
Прежде всего, ни в коем случае нельзя винить ребёнка: «Надо было дать сдачи», «Следил(-а) бы за своим весом — тебя никогда бы не оскорбляли» и т. д. Ребёнку крайне сложно в одиночку противостоять агрессии, и он нуждается в поддержке самых близких людей: своих родителей.
Вот примерный алгоритм действий, который позволяет помочь ребёнку пережить буллинг:
- Поговорить по душам и заверить ребёнка, что он всегда может сообщить вам о своей проблеме.
- Рассказать, что жертвой травли может стать любой школьник, и в случившемся нет его вины. Если вы сами когда-то были объектом нападок сверстников — поделиться своим опытом и вспомнить, что вам помогло преодолеть эту ситуацию и забыть о ней.
- Доказать факт буллинга: зафиксировать испорченные вещи, телесные повреждения, негативные сообщения и т. д.
- Привлечь к проблеме классного руководителя и родителей других детей.
- Пообщаться со школьным психологом, чтобы узнать, какие методы позволяют бороться с буллингом в классе.
Далеко не каждый родитель может грамотно защитить своего ребёнка от буллинга и полностью прекратить случаи травли в школе. Это объясняется ещё и тем, что администрация образовательного учреждения порой предпочитает не реагировать на сигналы родителей, боясь, что огласка испортит школе рейтинг. В таких случаях можно написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних, в Департамент образования или уполномоченному по правам ребёнка или обратиться на портал «Травли NET».
Если и это не помогло, решением проблемы может стать переход на семейное образование. Ребёнок будет заниматься дома под руководством репетиторов или онлайн-педагогов, а школу посещать только для прохождения аттестации. Дополнительно можно организовать работу с психологом, чтобы провести диагностику психологического здоровья школьника и помочь ему полностью справиться с негативными эмоциями от пережитого буллинга.
Как быть, если ваш ребёнок — буллер
По наблюдениям шведско-норвежского психолога Дэна Ольвеуса 12% мальчиков и 7% девочек являются инициаторами травли в школе. Родители таких детей часто поступают неправильно:
- Оправдывают агрессора: «Значит, тот ребёнок сам виноват, пусть не жалуется».
- Пытаются вызвать жалость: «Ему же больно, неужели ты не понимаешь?».
- Отказываются отвечать за поступки своего ребёнка: «Вы уже взрослые, сами разбирайтесь».
В первую очередь нужно понять, какова причина агрессивного поведения ребёнка. Возможно, виной всему сложные отношения между отцом и матерью, слишком жёсткие методы воспитания, нападки старшего брата или сестры или психологическое давление со стороны старших товарищей. У подростков такие поступки часто вызваны желанием скрыть комплексы по поводу своей внешности или отыграться за неразделённую любовь. Родители должны заверить ребёнка, что помогут ему решить проблему, но не станут поддерживать и оправдывать насилие.
В редких случаях буллер, наоборот, обладает завышенной самооценкой и одновременно низкой эмпатией, поэтому травля — это его сознательный выбор. Такого ребёнка надо научить уважать личные границы других людей и доходчиво объяснить на реальных примерах, какими могут быть последствия его поступков.
Чем может помочь учитель
Педагогам следует просвещать учеников на тему уважительного отношения друг к другу и доносить до них актуальность соблюдения правил ЗОЖ, а также постоянно следить за психологическим климатом в классе и заниматься выявлением детей в группах риска. При обнаружении эмоциональных и поведенческих отклонений следует незамедлительно обращаться к школьному педагогу-психологу, чтобы избежать ухудшения ситуации.
Если факт буллинга уже установлен, учителю стоит провести беседу с инициаторами, жертвой и ребятами, занимающими нейтральную позицию. Важно спросить у детей, какие варианты действий у них есть, чтобы остановить конфликт в классе. Рекомендуется устраивать регулярные встречи, интересоваться, насколько детям удаётся поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, и хвалить их за помощь, оказываемую одноклассникам.
Существует ли профилактика буллинга
Проверенных способов, как не стать жертвой травли, не существует. Тем не менее есть ряд советов детям, которые родители и педагоги должны давать, чтобы уберечь их от школьного буллинга и помочь противостоять таким ситуациям, если они появятся:
- Жаловаться взрослым на тех, кто ведёт себя агрессивно, — это не ябедничество, а сознательный и правильный поступок.
- Важно ценить себя и стараться держаться уверенно в любых обстоятельствах.
- Нужно уважать личные границы других людей и не поступать с ними так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили с тобой.
- Нельзя отвечать на агрессию ещё большей агрессией: лучше использовать безобидный юмор, а при неспособности победить оппонента словесно просить помощи у взрослых.
- Недопустимо участвовать в травле кого-либо. Свидетелю буллинга важно посоветовать жертве обратиться за помощью к взрослым.