В современной образовательной системе представлено несколько уровней и ступеней профессиональной подготовки, направленной на выпуск кадров различной квалификации. При выборе учебного заведения и направления профессиональной деятельности, стоит изучить классификацию доступного профессионального образования и разобраться с тем, что такое спо, во, впо и дпо.
Ступени профессионального образования
С выбором учебного заведения сталкиваются выпускники 9-го, 11-го класса, колледжа или действующие специалисты, желающие пройти переквалификацию или повышение квалификации. Каждой цель и каждому начальном уровню подготовки соответствуют определенные ступени профессионального образования.
- Начальное профорбазование;
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее профобразование;
- Допообразование.
Внутри каждого блока есть собственные классификации, разделяющие профподготовку по уровня осваиваемых компетенций и навыков, получаемому разряду и квалификации.
Начальное профобазование (НПО)
Первая ступень, знакомящая вчерашних школьников с особенностями обучения и изучения ключевых дисциплин по определенным специальностям.
НПО низкий уровень квалификационной подготовки, позволяющий студентам получить одну из актуальных и востребованных рабочих специальностей:
- Водитель;
- Заготовитель продуктов и сырья;
- Кладовщик;
- Дозиметрист;
- Машинист;
- Литейщик;
- Сварщик;
- Токарь;
- Слесарь;
- Секретарь-референт;
- Библиотекарь;
- Автомеханик.
Полный перечень направлений обучения в рамках НПО отображен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1362.
Отличительные особенности:
- Поступление после 9-го или после 11-го класса;
- Учеба 2 – 3 года;
- Получение 1 – 4 трудового квалификационного разряда после защиты диплома на итоговой аттестации;
- Обучение по программам ФГОС для НПО.
Учреждения начального образования
Учебные заведения, реализующие подготовку на ступени НПО, представлены ограниченным перечнем организаций:
- Профессиональные училища – образовательные учреждения, направленные на подготовку кадров по рабочим специальностям и служащих низшего звена, по программам с уклоном на практическую составляющую и отработку навыков по должностным обязанностям.
- Лицеи – учебные заведения при вузах, позволяющие за время обучения в старших классах пройти профильную подготовку по ограниченному перечню профессий. Выпускники получают преимущества при прохождении конкурсного отбора в вуз при условии набора одинаковой суммы баллов с другими абитуриентами.
Среднее профессиональное образование (СПО)
Образовательная система среднего профессионального обучения позволяет выпускникам 9-го и 11-го класса освоить современные и актуальные профессии на уровне квалифицированных профессионалов. СПО считается второй ступенью профподготовки.
Актуальные образовательные программы и направления:
- Юриспруденция;
- Робототехника;
- Медицина;
- Педагогика;
- Менеджмент;
- Маркетинг;
- Дизайн;
- Психология;
- Финансы;
- Технологическое предпринимательство.
Отличительные особенности среднего профобразования:
- Многофункциональность средних специальных учебных заведений;
- Участие колледжей в федеральном проекте «Профессионалитет»;
- Производственные кафедры и базы;
- Комплексное изучение теоретических знаний и практических компетенций, позволяющих специалисту после получении диплома колледжа не только приступить к работе по специальности, но и при желании поступить и продолжить обучение в вузе;
- Вариант учебы высшем образовательном учреждении по сокращенной программе, при условии автоматического перезачета по дисциплинам изученным в ссузе;
- Высокое качество подготовки выпускников колледжей и техникумов;
- Конкурентное преимущество при трудоустройстве перед соискателями на должность после НПО или курсов;
- Раннее начало накопления стажа, за счет короткого срока обучения от 1 года 10 месяцев, до 4 лет;
- Выбор разных областей профессиональной реализации;
- Востребованность выпускников со средним профобразованием на рынке труда;
- Накопление авторских проектов и документов для портфолио, подтверждающих квалификацию специалиста.
Типы учреждений СПО
- Техникум – учебное заведение, работающее по программам ФГОС в рамках среднего профессионального образования, с уклоном на практическую составляющую. Техникумы предоставляют обучение многим рабочим специальностям наравне с организациями НМО, однако их выпускники получают более высокие квалификационные разряды и более востребованы на рынке труда.
- Колледжи – современные учебные заведения, реализующие максимально качественные и комплексные образовательные программы по подготовке специалистов со средним специальным образованием Наряду с ключевыми дисциплинами по профессии, студенты осваивают soft skills, изучают траекторию карьерного роста, участвуют в программах стажировки и обмена.
Высшее профессиональное образование (ВПО)
ВПО доступно только выпускникам школ после 11-го класса, а также абитуриентам с дипломами ссуз и действующим специалистам.
Зачисление организовано на конкурсной основе по сумме баллов за ЕГЭ по профильным предметам. Перечень вступительных испытаний зависит от конкретного вуза.
Поступающие после колледжа имеют право на альтернативный вариант прохождения аттестации, представляющий предоставление результатов ГИА по русскому языку и дополнительную внутренню экзаменами в вузе по ключевым дисциплинам, в зависимости от выбранного факультета и специальности.
Особенности учебы в вузе:
- Разные формы посещения занятий;
- Получение высшего образования и преимущества при трудоустройстве перед претендентами после колледжей;
- Котируемость дипломов бакалавриата и магистратуры во всем мире по условиях действия Болонской конвенции;
- Углубленное изучение компетенций и навыков;
- Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности;
- Разные программы по развитию и поддержке студентов и выпускников вузов.
Престижные направления обучения в вузе:
- Гражданское право;
- Программирование;
- Психология;
- Лечебное дело;
- Игровая индустрия и киберспорт;
- IT;
- Отраслевой менеджмент;
- Предпринимательство;
- E-commerce;
- Дизайн;
- Лингвистика;
- Экономика;
- Бизнес;
- Кино и телевидение.
В вузах представлен ряд профессий, которые невозможно получить в рамках других образовательных ступеней.
Виды высших учебных заведений
- Университеты;
- Академии;
- Институты.
Все вузы работают по программам ФГОС. При выборе абитуриентам стоит отталкиваться от наличия желаемого направления обучения, характеристик приемных кампаний и проходных баллов, сложности поступления. Главное – у вуза обязательно должны быть действующая лицензия и аккредитация.
Неполное высшее образование и бакалавриат
Высшее профессиональное образование внутри группы разделяется на ряд подступеней:
- Неполное высшее образование – вариант неоконченного обучения, когда студент отчисляется позднее 2 курса. За учащимся сохраняется право на восстановление или повторное зачисление на другую специальность, но диплома о профессиональной подготовке он не получает.
- Бакалавриат – общие образовательные программы, рассчитанные на учебы 3,5 – 4,5 года в зависимости от формата посещения лекций и практических занятий. Это конченное высшее образование, подтвержденное документом – дипломом бакалавра с указанием специализации.
Примеры актуальных направлений бакалавриата:
- Full-stack разработка;
- Data Science;
- Теория и практика перевода;
- Международная торговля;
- Графический дизайн;
- Интернет-маркетинг;
- Искусственный интеллект;
- Беспилотные технологии;
- Художник графических искусств.
Специалитет и магистратура
Две высшие ступени высшего образования в вузе.
Специалитет – профессиональная подготовка, рассчитанная на 5 – 6 лет, предусмотренный для получения профессий, требующих углубленного изучения компетенций в виду сложности должностных обязанностей и навыков.
Примеры специальностей:
- Врач-лечебник;
- Артист кино;
- Провизор;
- Кинооператор;
- Музыкальный звукорежиссер;
- Эксперт по специальному переводу.
Магистратура – высший уровень образования в вузе, позволяющий на базе бакалавриата или специалитета получить новую профессию или освоить научную деятельность по первичной специализации. Магистры учатся 2 года. Для поступления проходят собеседование по профильным предметам.
Престижные направления:
- Управление собственным бизнесом;
- Коучинг и психологическое консультирование;
- Программное обеспечение, Интернет и облачные технологии;
- Актерское мастерство;
- Финансы;
- HR-менеджмент;
- Межъязыковые и межкультурные коммуникации.
Послевузовское образование
Ступень, позволяющая людям с дипломами вузов продолжить получать образование для узкой специализации или научной степени.
Формы учебы:
- Очная или заочная аспирантура;
- Ординатура для медицинских направлений;
- Адъюнктура для юристов.
Аспиранты вместе с разбором ключевых дисциплин и отработкой навыков, занимаются научно-исследовательской деятельностью и авторскими разработками, представленными в итоговой диссертации на знание кандидата наук.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Учеба профессионалов в разных отраслях, включающая профпереподготовку и повышение квалификации. Организуется на базе курсов. Слушатели выбирают подходящую программу и записываются на очный, заочный или дистанционный формат.
Курсы формируются на базе университетов, институтов, академий или центров ДПО в качестве отдельных образовательных организаций или учебных учреждений при биржах труда.
Виды ДПО:
- Краткосрочные теоретические и экспресс-курсы – 72 академических часа;
- Проблемные семинары;
- Полноценные программы профпереподготовки и повышения квалификации в 100 ак. часов и больше.
- Длительность подготовки;
- Получаемый квалификационный уровень;
- Конкурентные преимущества при трудоустройстве;
- Образовательные учреждения;
- Преподавательский состав;
- Направленность учебных программ;
- Перечень ключевых дисциплин;
- Доступные специальности и профессии;
- Доппрограммы для студентов и выпускников;
- Области и сферы профессиональной реализации.
Различия ступеней образования
Чтобы достичь вершин карьерного роста в любой профессии требуется профильная подготовка по специальности. Максимум возможностей для проф. реализации открывает учеба по программам СПО и ВО, но для высокой заработной платы и постоянного продвижения по карьерной лестнице стоит не забывать про ДПО и постоянно осваивать инновационные технологии и современные компетенции.