Сложность образовательной программы – критерий выбора направления подготовки. Получение медицинской специальности традиционно считается одним из самых сложных и ресурсозатратных обучений. Чтобы понять специфику получения профессии медсестры, стоит узнать, какие предметы изучают на сестринском деле и какие дисциплины считаются максимально трудными в плане теоретической и практической подготовки.
Получить профессию медицинской сестры можно на базе 9-ых и 11-ых классов. Предметы на 1 курсе медколледжа по специальности «Сестринское дело» для абитуриентов с общим и полным образованием отличаются. Девятиклассники продолжают освоение общеобразовательных дисциплин и только знакомятся с профессией, одиннадцатиклассники сразу изучают профильные учебные модули. Для абитуриентов, которых интересует, какие предметы изучаются на 1 курсе в медколледже по программе «Сестринское дело», приведен подробный список ниже.
Предметы в обучении сестринскому делу на 1 курсе после 9 класса
- Введение в специальность. Профильная дисциплина для абитуриентов с общим средним образованием, знакомящая будущих специалистов с профессиональной деятельностью. Студенты изучают основы организации системы здравоохранения и сестринской службы, знакомятся с профстандартами, направлениями специализации, особенностями контакта с пациентами, принципами биоэтики и врачебной тайны.
- Иностранный язык. Студенты учат английский и латынь с основами медицинской терминологии. Знания необходимы для работы с зарубежными источниками информации, инструкциями с лекарственными препаратами и оборудованием иностранного производства. Латынь используется для обозначения медицинских терминов, относящихся к частям тела, заболеваниям, классификации. Также владение латинским языком требуется в дальнейшем изучении фармакологии, где идет разбор рецептов на готовые медикаменты и лекарства, создаваемые в производственных аптеках.
В число общеобразовательных предметов для девятиклассников входит русский язык, математика, история, физкультура, ОБЖ, литература, биология, химия и физика.
Предметы на 2 курсе после 9 класса, на 1 курсе после 11 класса
«Какие предметы изучают в медицинском колледже по программе “Cестринское дело” на 1 курсе?» – актуальный вопрос. Предметы, которые изучают одиннадцатиклассники, совпадают с учебной нагрузкой студентов после девятого класса школы на втором году обучения.
- Анатомия и физиология человека. Изучение анатомии студенты начинают с разбора скелета по костям, затем переходят на мышцы и фасции, после запоминают название и топографию сосудов, нервов, лимфатических узлов, строение, кровоснабжение и иннервацию внутренних органов. Препараты хранятся в анатомическом театре, кабинеты кафедры анатомии называются секционными. На физиологии студенты осваивают основы протекания физиологических процессов в организме. Изучается механизм передачи нервных импульсов, развитие клеток крови, осмос, диффузия, влияние гормонов на органы мишени. Теоретические знания отрабатываются на онлайн-моделях, симуляторах и опытных образцах. На некоторых парах студенты рассматривают протекание процессов друг на друге, например, замеряют ЧДД и длительность задержки дыхания или восстановление пульса после физической нагрузки.
- Микробиология, вирусология, иммунология. Микробиология и вирусология, набор дисциплин, изучающих нормальную микрофлору человека, патологические микроорганизмы и вирусы. Иммунология охватывает их влияние на иммунную систему и формирование иммунного ответа. Студенты работают со световыми и электронными микроскопами, зарисовывают препараты, учатся высевать колонии, ставить диагноз по образцам биоматериала, определять антибиотикорезистентность.
- Генетика. На генетике студенты изучают строение ДНК, хромосом, механизмы развития и выявления генетических аномалий, решают задачи по спариванию и определению генотипа потомства.
- Основы патологии. Патология – клиническая дисциплина, охватывающая этиологию и патогенез заболеваний различных органов и систем с диагностикой, симптоматикой и протоколами лечения.
- Иностранный язык. Продолжается изучение английского языка и латыни. Количество учебных часов для одиннадцатиклассников больше.
Предметы на 3 курсе после 9 класса, на 2 курсе после 11 класса
- Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи. ПСМП охватывает амбулаторно-поликлиническое звено. Студенты изучают организацию работы амбулаторий и поликлиник, знакомятся с участковым принципом и обязанностями медсестры, ведущей прием пациентов вместе с врачами-терапевтами, педиатрами и узкими специалистами.
- Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Основная дисциплина, охватывающая практические компетенции специалистов. Студенты учатся гигиене, кормлению и проведению уходовых процедур, осваивают различные методы введения лекарственных средств по алгоритмам и инструкциям. Для закрепления и отработки навыков занятия организуются на клинической кафедре, и предмет включается в обязательную летнюю производственную практику.
- Информационные технологии в профессиональной деятельности. Работа современных медицинских специалистов неотъемлемо связана с использованием специализированных программ и сервисов. В рамках изучения IT-технологий студенты знакомятся с электронными базами данных в системе здравоохранения, порталами для ведения электронных историй болезни, выдачи рецептов, записи к профильным специалистам.
- Основы профилактики. Профилактика играет ведущую роль в сохранении здоровья населения. Будущие медицинские сестры изучают локализацию эпидочагов, эпиднастороженность, вакцинопрофилактику, пропаганду ЗОЖ, проведение санитарно-просветительной работы.
- Фармакология. Дисциплина, изучающая классификацию, фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Студенты осваивают разделение препаратов на группы, механизм их действия, терапевтический эффект, побочные реакции, лекарственную совместимость.
Предметы на 4 курсе после 9 класса, на 3 курсе после 11 класса
- Основы реаниматологии. Оказание экстренной и неотложной помощи пациентам – одна из основных обязанностей каждого медицинского работника. Чтобы спасти жизнь человека, необходимо владеть основами реанимации при шоке, инсульте, инфаркте, закупорке дыхательных путей, аллергических реакциях, СН или ДН. Реанимационные мероприятия отрабатываются на электронных манекенах.
- Основы реабилитации. Медицинские сестры задействованы в восстановительном периоде и отвечают за реабилитацию. На реабилитологии студенты учатся ЛФК, дыхательной гимнастике, массажу.
- Медицина катастроф. Основы военной сортировки и оказание помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Все медики относятся к военнообязанным и должны знать процедуры и алгоритмы развертывания госпиталей, палаточных санитарных пунктов, оказания помощи пострадавшим и раненым на доврачебном этапе.
- Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Изучается уход за пациентами с отдельными заболеваниями и состояниями – неврологическими болезнями, заболеваниями ЖКТ с учетом диетотерапии, кардиобольными, пациентами профильных стационаров.
- Иностранный язык. Продолжается изучение английских медицинских текстов и латинского.
Клинические навыки и процедуры
Инъекции и капельницы
- Проведение внутривенных и внутримышечных инъекций;
- Установка капельницы;
- Определение способа введения лекарств по врачебным назначениям и инструкциям;
- Пальпация подкожных вен;
- Установка лекарственных средств.
- Проведение ПХО при отсутствии врача;
- Смена повязок;
- Снятие шовного материала;
- Определение глубины и объема поражения тканей;
- Наложение мазей и гелей;
- Соблюдение принципов стерильности.
- Определение пульса, ЧДД, ЧСС;
- Инструментальное измерение АД;
- Антропометрия;
- Применение пульсоксиметра.
Обработка ран и перевязки
- Проведение ПХО при отсутствии врача;
- Смена повязок;
- Снятие шовного материала;
- Определение глубины и объема поражения тканей;
- Наложение мазей и гелей;
- Соблюдение принципов стерильности.
Измерение витальных показателей
- Определение пульса, ЧДД, ЧСС;
- Инструментальное измерение АД;
- Антропометрия;
- Применение пульсоксиметра.
Первая помощь и реанимация
Оказание помощи при инфарктах, инсультах, шоке, отеке Квинке, сердечной и дыхательной недостаточности, кровотечении, коллапсе.
Сестринская диагностика и планирование ухода
- Оценка состояния пациента
- Оценка сознания;
- Цвета кожных покровов;
- Поведения;
- Адекватности реакций;
- Критического отношения к происходящему;
- Амплитуды движений;
- Симметрии и асимметрии.
- Разработка индивидуального плана ухода. Выбор тактики ухода с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей пациентов.
- Мониторинг и оценка эффективности медицинских вмешательств. Контроль состояния после проведенных манипуляций, оценка динамики витальных показателей, определение патологий и отклонений.
Специфические аспекты сестринского дела
- Сестринское дело в педиатрии. Изучение сестринского ухода в практике работы с пациентами в возрасте от 0 до 18 лет. Для работы по специальности требуется пройти отдельные специализированные курсы повышения квалификации.
- Гериатрическое сестринское дело. Работа с пациентами пожилого и старческого возраста с учетом специфики гериатрических заболеваний и физиологии старения.
- Сестринство в психиатрии и психотерапии. Уход за пациентами с психиатрическими заболеваниями. Учитывается отсутствие у части больных критического восприятия происходящего, потери связи с реальностью, агрессивное поведение и неадекватные реакции.
Перспективы развития сестринского дела в будущем
Учитывая, что труд среднего медицинского профессионала оплачивается меньше, можно предположить переход части врачебных обязанностей в юрисдикцию медсестер. Например, медсестры будут вести прием в кабинете здорового ребенка, проводить диспансеризацию и профосмотры без врачебного участия. С учетом этих тенденций в образовательные программы будет закладываться углубленное изучение патологий и пропедевтики внутренних болезней в качестве ключевых дисциплин по направлению «Сестринское дело».
Работа медсестры престижна и востребована на рынке труда. С каждым годом спрос на квалифицированные кадры растет, поэтому специальность относится к перспективным профессиям будущего.