Академическая успеваемость — это оценка знаний и умений студента. Она показывает, насколько хорошо учащийся освоил программу. Критерии выставления оценок бывают неочевидными. Рассказываем, от чего зависит успеваемость студента, на что влияют оценки и как их улучшить.
Как оценивают знания, умения и навыки в вузе
Аттестация студентов — это мероприятие для проверки их знаний и практических навыков. По ее итогам ставятся оценки. Студентов аттестуют преподаватели, которые проводят занятия.
Вузы проводят три вида аттестации:
- Текущая — проводится во время семестра. Студенты получают оценки за выступления на семинарах, лабораторные работы и другие активности.
- Промежуточная — это сессия после окончания семестра. В большинстве вузов сдают две сессии: летнюю и зимнюю. Аттестация включает зачеты и экзамены. Зачеты проводятся по предметам, изучение которых продолжится в следующем семестре, или по непрофильным дисциплинам. Экзамены сдают после окончания полного курса по предмету.
- Итоговая (ГИА) — проходит в конце последнего года обучения. Государственная итоговая аттестация включает экзамены по профильным предметам и защиту диплома.
На зачетах действует бинарная система оценки. Чтобы получить зачет, достаточно знать предмет на среднем уровне. На экзаменах в институте выставляются баллы.
Многих студентов интересует, ставят ли оценки в дипломе. В нем указывают баллы за итоговые экзамены. Академические результаты пишут на вкладыше к диплому. Если студент учился только на отлично, это напишут в заголовке. Например: «Диплом бакалавра с отличием».
Из чего складывается успеваемость
Академическая успеваемость определяется по итогам промежуточной и текущей аттестации. Чем больше активности вы проявляете во время семестра, тем больше шансов, что вы получите зачет или экзамен «автоматом».
Что влияет на успеваемость в институте:
- посещение занятий;
- активность на семинарах и коллоквиумах;
- баллы за домашние и контрольные задания;
- выступления с докладами, презентациями и эссе;
- баллы за лабораторные и практические работы;
- качество рефератов и курсовых;
- наличие или отсутствие задолженностей;
- результаты сдачи зачетов и экзаменов;
- научно-исследовательская работа;
- спортивные достижения;
- участие в студенческой жизни.
Одним студентам учеба дается легко, а другим приходится прикладывать усилия, чтобы получить минимальные балл. Психологи называют несколько факторов, влияющих на успеваемость, не все из них зависят от самого студента.
- квалификация преподавателей;
- качество учебных пособий и оборудования;
- интерес к выбранной специальности;
- способность к самостоятельной работе;
- умение ставить цели и их достигать;
- степень амбициозности и уверенности;
- количество свободного времени;
- уровень стресса в повседневной жизни;
- понимание ценности высшего образования;
- отношение к учебе в семье и среди друзей.
На что влияет рейтинг студента
Чтобы получить высшее образование, необходимо закрыть все сессии. Нужно проставить зачеты, сдать экзамены хотя бы на минимальные баллы и защитить диплом.
За отличные и хорошие оценки студенты получают:
- стипендии от государства или вуза;
- лояльное отношение преподавателей;
- скидки на платное обучение;
- переход на бюджетное отделение;
- стажировки в престижных компаниях;
- приоритет в очереди на общежитие.
Если успеваемость студента удовлетворительная, он не получает бонусов, но его и не отчислят из вуза. Дальнейшие перспективы зависят от того, насколько хорошо выпускник проявляет себя на собеседованиях. Многие студенты не готовы к высокой учебной нагрузке по разным причинам. Но даже с удовлетворительными оценками можно найти хорошую работу и построить карьеру.
Академическая задолженность возникает, когда студента не допускают до сессии, или он не сдает зачеты и экзамены. Когда и как сдавать долги, устанавливает вуз. Если студент не сможет закрыть «хвосты» в срок, его отчислят за неуспеваемость.
Какие есть системы оценивания
Вуз самостоятельно выбирает форму контроля успеваемости. В России наиболее распространены две системы:
- традиционная;
- балльно-рейтинговая.
Традиционная 5-балльная система оценок знакома каждому ребенку со школы. Но для вуза она плохо подходит. На практике единицы ставят редко, преподаватели оценивают студентов по узкой 4-балльной шкале. Поэтому у людей с большой разницей в подготовке стоят одинаковые оценки в дипломах.
Итоговые оценки выставляются по результатам экзаменов. Активность в течение семестра влияет только на субъективное отношение преподавателей. Многие готовы помогать студентам, которые показали высокий уровень на занятиях, но на экзамене вытянули неудачный билет. Несмотря на недостатки, традиционная система используется в большинстве вузов.
Оценки по 5-балльной системе:
- 5: отлично;
- 4: хорошо;
- 3: удовлетворительно;
- 2: неудовлетворительно;
- 1: плохо.
Балльно-рейтинговая система позволяет студентам зарабатывать рейтинг в течение семестра. Вуз определяет максимальный и проходной баллы и условия начисления рейтинга. Например, в МГУ можно заработать максимум 200 баллов по предмету за год, а в РУДН — 100 баллов.
Студенты с низким рейтингом могут получать дополнительные задания, чтобы набрать проходной балл к концу семестра. Баллы за экзамен прибавляются к накопленному раньше рейтингу. Общий балл переводится в традиционную оценку, и она ставится в диплом. Студенты, которые набирают высокий рейтинг, могут сдавать экзамены «автоматом». Оценка выставляется на базе рейтинга до начала сессии. Учащиеся не получают дополнительные баллы за посещение экзамена.
Вариант оценки знаний по 100-балльной системе:
- 80-100: отлично;
- 60-79: хорошо;
- 40-59: удовлетворительно;
- менее 40: неудовлетворительно.
Сравнительная таблица:
Традиционная система | Балльно-рейтинговая система |
Узкая шкала | Широкая шкала |
Максимальный балл — 5 | Максимальный балл устанавливает вуз, популярный вариант — 100 |
Оценки часто ставятся субъективно | Рейтинг объективно отражает успеваемость |
Оценка ставится по результатам экзамена | Оценка зарабатывается в течение семестра, баллы за экзамен прибавляются к рейтингу |
Оценки выставляются в диплом без изменений | Рейтинг переводится в 5-балльную шкалу, и эта оценка идет в диплом |
Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы
Плюсы | Минусы |
|
|
Как повысить успеваемость
- Готовьтесь к сессии заранее. Нужно узнать, как проходит аттестация: как получить допуск к сессии, и по каким предметам придется сдавать зачеты и экзамены. Если в вузе принята балльно-рейтинговая система, узнайте правила начисления рейтинга и проходной балл.
- Поставьте достижимые цели. Учиться на отлично сложно, особенно когда вы совмещаете учебу и работу. Чтобы не потерять мотивацию на пути к диплому, можно сначала поставить цель закрыть сессию без троек. Это поможет вам снизить уровень стресса при подготовке к экзаменам.
- Идите к цели небольшими шагами. Составьте план занятий с учетом расписания в вузе. Совмещайте работу над домашними заданиями, рефератами и курсовыми с подготовкой к экзаменам. Делите глобальные цели на подзадачи. Составляйте планы на каждую неделю и на день. Маленькие шаги важны, из них складывается успеваемость.
- Придерживайтесь расписания. Чтобы эффективно учиться, не нарушайте план занятий. Мозг привыкнет к нагрузкам в определенное время, и вам будет проще сосредоточиться на учебе.
- Изучайте разные пособия. Если вы не понимаете содержание лекций или текст учебника, поищите другие источники информации. Читайте книги разных авторов, ищите обучающие видеоролики в интернете, посещайте конференции по специальности. Чем больше разных пособий вы исследуете, тем глубже и объемнее становится понимание предмета.
- Не отвлекайтесь. Во время учебы сохраняйте концентрацию. Отключите звук на телефоне и уведомления на компьютере. Попросите домашних вас не беспокоить. Если вам сложно долго сохранять концентрацию, попробуйте учиться небольшими интервалами по «методу помидора».
- Обратитесь к преподавателю. Не молчите о том, что у вас есть сложности с предметом. Преподаватель может ответить на ваши вопросы и посоветовать учебные пособия, которые помогут вам лучше понять материал.
- Наймите репетитора. Когда вы понимаете, что не справляетесь с учебой, занимайтесь с репетитором. Если вы учитесь на младших курсах, обратитесь к старшекурсникам, многие из них подрабатывают таким образом. Лучше вовремя нанять репетитора, чем оказаться на грани отчисления из-за неуспеваемости.
- Сотрудничайте с однокурсниками. Обменивайтесь конспектами и видеозаписями лекций, ответами на билеты и другими материалами. Объясняйте друг другу сложные моменты из учебников. Вместе работайте над проектами, за которые можно получить дополнительные баллы.