Часто говорят, что у российского высшего образования много проблем. Особенно критикуют недостаток практики, присутствие в программе ненужных дисциплин и дороговизну обучения. Разбираемся, насколько правдивы эти мнения и как извлечь из образования максимальную пользу.
Мнение 1. Вузы дают мало практики
Руководители предприятий и организаций предпочитают брать на работу специалистов с опытом. На работе ценятся не пятерки, которые стоят в приложении к диплому, и даже не знания, а конкретные умения. Основной недостаток современного университетского обучения – много теории, мало практики.
Аргументы за: Для того чтобы понять, как функционирует предприятие, в чем заключается работа по профессии, нужно что-то делать на рабочих местах. Если нет практики, то студенты не совсем понимают, для чего им нужна теоретическая подготовка. В каждом университете и колледже по программе есть практика. Но ее мало, и этого недостаточно, чтобы сделать погружение в профессию и приобрести нужные навыки и опыт работы по специальности. Проблема еще в том, что на производственной практике студентам мало уделяют внимания, ведь на предприятии у каждого своя работа.
Аргументы против: Вопрос недостатка практики решается путем заключения договора между университетом и предприятием, где студенты могут проходить практику. Такие соглашения есть у некоторых университетов. Поэтому для поступления лучше искать университет или колледж, где такое практикуется, а выпускникам помогают с трудоустройством.
Еще один выход из положения – начать работать самостоятельно и одновременно продолжать учебу в вузе. Студенты, которые на втором-третьем курсе устроились на подработку по специальности, ко времени получения диплома уже имеют солидный опыт (и зарабатывают приличные деньги).
Мнение 2. Учеба в вузе стоит слишком дорого
Во вузах России есть бюджетные места и платное обучение. В среднем по стране стоимость года обучения составляет около 182 000 рублей, но в этот рейтинг входят и топовые вузы, и региональные университеты страны. Если разделить эту сумму на количество месяцев в году, то получается не так уж и много – чуть больше 15 тысяч в месяц. Но к этому добавляются расходы на жилье, питание, проезд и другие студенческие траты, в целом получается еще около 15 000 рублей.
Аргументы за: Стоимость учебы в вузах продолжает увеличиваться. Это связано с тем, что университеты находятся на самофинансировании: им нужно оплатить коммунальные услуги, заплатить за интернет и так далее. Стоимость жизни растет, поэтому размер оплаты за учебу не может оставаться на одном месте. Около 60-70% расходов вуза составляет фонд заработной платы преподавателей и другого персонала.
Приведем примеры средней стоимости очного обучения в топовых вузах страны (за год):
- МГИМО (Московский государственный институт международных отношений) – 567 400 рублей
- НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) – 520 180 рублей
- Московская государственная консерватория им. Чайковского – 774 065 рублей
- МГУ (Московский государственный университет) – 404 000 рублей. Кстати, здесь же на заочной форме цена года обучения намного меньше – 246 000 рублей
По данным Министерства образования, в 2023/2024 учебном году российские вузы повысили стоимость обучения на первом курсе в среднем на 9%. А стоимость учебы на втором и следующих курсах поднялась на 5,5%, что связано с инфляционными процессами.
Аргументы против: В каждом вузе есть бюджетные и платные места на большинство имеющихся специальностей. Ребята, которые в школе постарались успешно сдать ЕГЭ, имеют высокие шансы поступить на бесплатное обучение. Тем более что разрешается подавать документы одновременно в 5 университетов и на несколько специальностей (их количество вы можете уточнить в конкретном вузе). Поэтому шанс получить образование бесплатно есть всегда.
Мнение 3. Набор предметов кажется ненужным
Начиная с первого курса студентам кажется, что они проходят слишком много «ненужных» предметов. Вместо этого они хотели бы сразу приступить к изучению своей специальности и не тратить время изучение отвлеченных понятий.
Аргументы за: Такие дисциплины, как социология, философия, религиоведение, история, экология, иностранный язык, занимают много часов в учебной программе. Особенно это не нравится заочникам, которые уже работают и хотели бы сразу осваивать предметы, непосредственно относящиеся к их профессии. Более того, эти дисциплины проходят довольно поверхностно, давая студентам только основные понятия, без углубленного изучения.
Аргументы против: Несмотря на то что многие дисциплины никак не связаны с профессией, изучать их нужно. Разносторонние знания расширяют кругозор, воспитывают в человеке ответственность и учат мыслить. Не зря же образование в университете называется «высшим». Изучение общеобразовательных дисциплин повышает уровень интеллекта и формирует базу знаний.
Главное, что нужно знать
Итак, мы рассказали об основных проблемах образования в нашей стране. Нужно понимать, что не все эти мнения вызваны объективным взглядом на сущность вещей. Студенты хотят меньше теории и больше практики, и это естественно. Ведь каждый человек поступает в вуз, чтобы получить профессию и прикладные знания. Но высшее образование – это не только приобретение специальности. Оно направлено на всестороннее развитие личности, поэтому в программу включены такие «скучные» предметы, как философия, культурология, религиоведение и другие.
А теперь давайте посмотрим, что дает высшее образование кроме диплома:
- Развивает soft skills. В процессе учебы вы научитесь прорабатывать большие объемы данных и находить нужное, ценное для работы. Студенты прокачивают навык быстрого запоминания информации в краткие сроки и умение понимать сущность предмета. Вы освоите навыки тайм-менеджмента – научитесь планировать свое время и распределять задачи, станете более ответственным и собранным. Еще один ценный soft skill – умение проявлять инициативу. Эти общие навыки помогут добиться успехов в работе.
- Стирает границы, то есть дает возможность выпускнику школы выйти за пределы узкого мира, в котором он жил раньше. Школа рассчитана на средних учеников, и чаще всего учителя больше работают с «середнячками» и тратят свои силы на то, чтобы тянуть отстающих. Как итог: школьники не осознают, на что они действительно способны. В вузе нет таких рамок, здесь учат мыслить нешаблонно, и студенты благодарны университету за ощущение свободы.
- Дает большие возможности для общения. Учась в школе, все связаны одной целью – как следует выучить уроки, а круг общения довольно ограничен – обычно это одноклассники. В колледже и вузе все по-другому: здесь вы познакомитесь с людьми не только из своей группы, но также будете активно общаться с параллельным потоком, да и со всем университетом. Даже «зажатые» вчерашние школьники тут становятся общительными и активными. Вы найдете много друзей: умных, интересных и всесторонне развитых.
- Учит самостоятельности. Преподаватели университета отличаются от школьных учителей. Они относятся к студенту, как к взрослому человеку и не будут нянчиться с ним, как это делают в школе. Поэтому в университете бывшие школьники быстро взрослеют. Здесь не будут контролировать каждый ваш шаг, дадут возможность самому принимать решения и нести за себя ответственность.
Общие достоинства высшего образования в России – это развитие эрудиции, формирование профессионального круга общения, расширение кругозора и повышение культурного уровня. Это не считая того, что в каждом вузе есть много интересных образовательных программ. Постоянно появляются новые направления подготовки специалистов, связанные с современными технологиями, бизнесом и творчеством. Среди них вы обязательно найдете свою любимую профессию.
Показанные проблемы – это всего лишь мнения. Все очень относительно: в каждом университете разная стоимость обучения, различные возможности для практики. И программы подготовки по одной и той же специальностям могут отличаться содержанием. Перед поступлением в вуз можно выяснить стоимость учебы, узнать о возможностях практического освоения профессии и трудоустройства.