Медиакоммуникации сегодня быстро набирают обороты. Специалисты в такой области работают на телеканалах и радиостанциях, в продюсерских компаниях и digital-агентствах. Освоить профессию можно во многих вузах, где готовят журналистов, маркетологов, аналитиков и управленцев, а также на профильных курсах. Расскажем, кем можно работать с образованием «Медиакоммуникации», как и куда поступить на программу.
Что такое медиакоммуникации
Медиакоммуникации – это широкое направление, которое представляет собой создание и распространение информации при помощи различных медиаканалов (визуальных, аудиальных и других). Если говорить простыми словами, то речь идёт о любых новых сведениях, которые мы получаем всеми возможными способами: от теле- и радиопередач и газет до вебсайтов, социальных сетей и киноиндустрии.
Работа в области медиакоммуникаций представляет собой динамичный процесс, у которого есть следующие отличительные черты:
- Скорость (при публикации новостей счёт иногда идёт на часы или даже минуты);
- Всемирный охват (нужно следить за тем, что происходит во всём мире, и стараться донести информацию до как можно более широкой аудитории)
- Уникальный контент (наибольшим спросом пользуются нестандартные медийные продукты, интересные своей креативностью и новаторством)
- Достоверность (в XXI веке, когда существуют тысячи источников информации, особую важность приобретают надёжные сведения, на которые можно полагаться)
Журналистика
Профессия журналиста из года в год пользуется огромной популярностью. Это не случайно: возможность рассказывать людям о том, что происходит в наши дни, и предоставлять грамотную аналитику – это интересная работа, которая каждый день ставит перед журналистом новые вызовы и приносит новые эмоции.
Современная журналистика – это очень широкий спектр специализаций, в которых слово переплетается с цифрами и передовыми технологиями. Журналисты не только создают текстовый контент и снимают фото- и видеоматериалы; они также занимаются маркетингом, продюсированием, ведением социальных сетей и блогов. Это сотни различных направлений (от гуманитарных до технических и IT), которые востребованы в любой стране.
Редактирование и корректура
Одно из главных требований, предъявляемых к журналистским материалам, – грамотность и удобочитаемость. Из большого потока информации нужно извлечь самое важное и преподнести это в логичном и интересном виде.
Такую работу выполняют редакторы и корректоры. Первые улучшают сам текст, делая его более структурированным и подбирая самые удачные способы выражения мысли. А вторые исправляют технические ошибки и опечатки и следят за соблюдением языковых правил.
Визуальные медиа
Согласно исследованиям, около 70% информации человек воспринимает через органы зрения, поэтому огромное значение имеют визуальные медиа: фотография и видео. Вот почему в журналистике не обойтись без новостных репортажей, аналитических программ, записей интервью и документальных фильмов.
Визуальный контент помогает лучше понять и запомнить информацию. Он легче усваивается, и им удобнее делиться в социальных медиа. Уникальные кадры с места событий и видеотрансляции в режиме реального времени ценятся очень высоко, ведь это самый быстрый и простой способ узнать, что происходит в мире.
Графический дизайн
Это ещё один способ создания визуального контента. Картинки, схемы, графики – всё это элементы графического дизайна. Они помогают иллюстрировать журналистские материалы и привлекать внимание читательской аудитории.
А ещё графические дизайнеры создают рекламные объявления и ролики, без которых не обходится работа современных вебсайтов и социальных сетей. Умение создавать креативный и цепляющий визуальный дизайн – важный навык в современных медиакоммуникациях.
Медиапланирование
Этим термином называют весь процесс реализации рекламных кампаний: от постановки целей и просчёта бюджета до анализа итоговых показателей эффективности. Медиапланирование необходимо для того, чтобы рекламный бизнес выполнял поставленные задачи и привлекал новую аудиторию.
Поскольку в любых СМИ довольно много рекламы, медиапланирование играет большую роль для журналистики. Оно позволяет увеличивать охваты, что повышает престиж медиаканала и его способность формировать общественное мнение.
Социальные медиа и коммуникации
Сегодня трудно найти человека, который не пользуется социальными сетями или не читает блоги. Такие каналы дают возможность узнавать новости буквально в любую минуту, имея под рукой лишь смартфон: в транспорте по дороге на работу или в выходной день за чашкой кофе.
Ведение социальных медиа – это непрерывный процесс, для которого нужны опытные проактивные журналисты. Главный принцип такой работы – давать самые свежие новости, «упаковывая» ключевую информацию всего в несколько предложений.
Аудиопроизводство и радиовещание
Это важное направление в журналистике, которое живёт уже много десятилетий. Но если раньше оно сводилось к радиопередачам и прослушиванию музыки, то сегодня это подкасты, аудиокниги и многие другие звуковые источники информации.
Современные аудиальные медиа рассчитаны на занятых людей, у которых не всегда есть возможность взять в руки телефон или включить телевизор. Это те, кто активно работает, часто путешествует и много времени проводит за рулём. Задача журналистов, которые создают аудиоматериалы – генерировать интересные запоминающиеся записи и привлекать известных экспертов, чей голос знают и любят многие пользователи.
Медиапродюсирование
Одно из сравнительно молодых направлений в журналистике – продюсирование в медиакоммуникациях. Такие специалисты занимаются производством и управлением контента в различных медиканалах, включая телевидение, радио, интернет и прессу.
Медиапродюсеры курируют весь журналистский процесс: первоначальная идея, поиск партнёров и спонсоров, создание контента, дистрибуция. Они отвечают за соблюдение сроков и бюджетов, а также координируют работу всей команды: от сценаристов и режиссёров до редакторов и администраторов.
Маркетинг и реклама в медиа
Реклама – основной, а порой и единственный источник дохода медиаплатформ. От качества рекламы на канале или в блоге зависит то, каким будет их рост и развитие.
Маркетинг в медиа заключается в том, чтобы искать релевантных спонсоров, чья продукция или услуги способна заинтересовать целевую аудиторию. Кроме того, медиамаркетологи просчитывают бюджет рекламных кампаний и выбирают наиболее успешные способы показа рекламы: видеоролики, рекламные баннеры, рассылка в e-mail и т. д.
Новые и перспективные профессии в медиакоммуникациях
Медиакоммуникатор – это специалист, который плотно взаимодействует с IT-технологиями и социальными трендами, а эти аспекты эволюционируют с каждым годом. Именно поэтому в отрасли регулярно появляются новые профессии и направления деятельности.
Вот какие специальности сегодня набирают популярность:
- Интернет-маркетолог (продвижение товаров и услуг в онлайн-пространстве);
- GR-менеджер (управление государственными и общественными отношениями (government relations);
- Медиадизайнер (создание уникального контента: визуал, звук, мультимедиа);
- Менеджер интернет-проектов (ведение онлайн-проектов);
- SMM-менеджер (маркетинг в социальных сетях).
Такие профессии имеют много преимуществ:
- Высокий спрос и невысокая конкуренция (большие возможности для трудоустройства)
- Достойная зарплата (на сайте hh.ru представлено больше 1000 таких вакансий с окладом от 70 тыс. руб. в месяц для начинающих специалистов и от 200 тыс. руб. для опытных медийных экспертов)
- Нет ограничений по карьерному росту (можно стать тимлидом, руководителем проектов или директором, а также открыть собственную компанию или агентство)
Где учиться и как поступить
Профессию в сфере медикоммуникаций можно освоить во многих вузах. Если полноценные программы бакалавриата, а есть курсы повышения квалификации, где нужной специализации обучают всего за несколько месяцев.
Современные технологии позволяют учиться заочно или дистанционно. Это удобно для тех, кто уже начал работу в журналистике или рекламе и не хочет делать паузу в карьере на время обучения.
Для поступления на направление или факультет медиакоммуникаций необходимо предъявить результаты ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по профильному предмету, установленному для выбранной программы (обществознание, иностранный язык, информатика).
Такое образование подойдёт активным целеустремлённым людям, готовым постоянно развиваться и углублять свои знания. Вот 5 лучших вузов, где предлагают такие программы:
- Университет «Синергия». Создание и продвижение медиапродуктов (бакалавриат, очно, заочно, онлайн)
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ). Медиакоммуникации (бакалавриат, очно)
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Медиакоммуникации, кинопроизводство, Реклама и связи с общественностью, Управление в креативных индустриях, Глобальные цифровые коммуникации (бакалавриат, очно)
- Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Медиакоммуникации и управление корпоративными медиа (бакалавриат, очно, очно-заочно)
- Институт бизнеса и дизайна. Продюсирование мультимедиа проектов (бакалавриат, очно).