Инженер-конструктор – широкопрофильный технический специалист, занимающийся созданием новых объектов и изделий с учетом имеющихся в его распоряжении материалов. Работа связана с чертежами, проектами, эскизами, презентациями и общением с заказчиками. Информация о том, как стать инженером-конструктором, поможет выбрать правильную образовательную траекторию и учебное заведение для освоения специальности.
С чего начать, чтобы стать инженером-конструктором
Способности, которые нужны
- Творческий подход;
- Математический склад ума;
- Развитое пространственное восприятие и логическое мышление;
- Изобретательский талант;
- Стремление к инновациям и разработкам;
- Трепетное и терпеливое отношение к работе над проектом;
- Адекватное восприятие критики;
- Четкое понимание необходимости комплексной командной работы;
- Готовность аргументированно и тактично отстаивать свою позицию.
Карьерные перспективы
Выпускники университетов получают должности рядовых инженеров-стажеров. С накоплением опыта профессионалы становятся старшими и ведущими специалистами. Вершина карьерной лестницы – должность главного инженера, технического директора или руководителя собственной компании.
Профессионалы разделяются на категории с учетом стажа работы по специальности. Выделяют:
- 2-ая категория – выпускники без опыта;
- 1-ая категория – опыт работы от 2 до 5 лет;
- Высшая – стаж от 5 лет.
Специальность предусматривает прохождение повышения квалификации. Конструкторы с 1-ой, 2-ой и высшей категорией обучаются для получения квалификационного аттестата один раз в 5 лет.
Для профессиональной реализации специалисты могут выбрать разные отрасли и сферы деятельности – строительство, робототехнику, медицину, космос, авиа- и машиностроение, топливно-энергетический сектор.
Образование инженера-конструктора
Как стать инженером-конструктором после 9-го класса
Абитуриентам с общим средним образованием доступна учеба в колледже. Стать инженером с дипломом ссуза нельзя. Профессия относится к числу сложных специальностей, связана с ответственностью за жизни и безопасность людей, требует изучения большого количества теоретических и практических навыков. Но образования в колледже достаточно для освоения начального уровня подготовки по техническим специальностям. В зависимости от желаемой области профессиональной реализации, девятиклассники могут выбрать следующие образовательные программы:
- Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
- Техник-мехатроник;
- Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских сооружений;
- Специалист по информационным системам умного города.
Зачисление организовано по среднему баллу аттестата. Проходные значения зависят от конкуренции и требований конкретного учебного учреждения. Длительность учебы – 3-4 года.
Базовые ключевые дисциплины:
- Проектирование зданий и сооружений;
- Организация технологических процессов;
- Эксплуатация объектов;
- Реконструкция;
- Математика;
- Техническая механика;
- Информатика;
- Материаловедение;
- Разработка и моделирование изделий;
- Архитектура аппаратных средств;
- Автоматизация и проектирование ИС;
- Проектный менеджмент.
Учиться можно очно, очно-заочно и онлайн.
Как стать инженером-конструктором после 11-го класса
Абитуриенты с полным средним образованием могут выбрать учебу в колледже по образовательным программам, одноименным специальностям для девятиклассников или сразу поступить в вуз. Для освоения профессии можно выбрать разные инженерные специальности:
- Промышленное и гражданское строительство;
- Автомобильные дороги;
- Теплогазоснабжение и вентиляция;
- Экспертиза и управление недвижимостью;
- Водоснабжение и водоотведение;
- Промышленная теплоэнергетика;
- Городское строительство;
- Системы автоматизации технологических процессов;
- Электроснабжение производственных объектов;
- Электрооборудование;
- Сервисные и промышленные робототехнические системы.
При зачислении в комбинацию вступительных испытаний входят профильная математика, русский язык, иностранный, информатика, обществознание, физика, география. Длительность обучения составляет 3,5-4,5 года. Учиться можно очно, заочно или дистанционно. Формат подготовки выбирается исходя из индивидуальных предпочтений.
Личные качества и навыки специалиста
Основное, что нужно, чтобы стать инженером-конструктором:
- умение работать с чертежами, моделями, эскизами, планами;
- использование специализированного ПО;
- учет особенностей разных материалов;
- владение принципами монтажа, ТО и вводом изделий в эксплуатацию;
- знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, IT, финансирования;
- готовность проводить экспертные оценки;
- умение работать с оптимизацией, модификацией и улучшениями.
Личные качества, помогающие профессионалам добиваться карьерных высот:
- Стрессоустойчивость;
- Четкость;
- Внимательность;
- Энергичность;
- Креативность;
- Педантичность;
- Пунктуальность;
- Аккуратность;
- Тактичность;
- Набор лидерских качеств;
- Умение аргументировать, презентовать и отстаивать свою точку зрения;
- Коммуникабельность;
- Стремление к постоянному росту и развитию.
Советы начинающему инженеру-конструктору
Лайфхаки, как стать успешным инженером:
- стремиться к постоянному личностному и профессиональному росту и развитию. Изучать информацию о современных техниках, технологиях производства, инновациях в отрасли, новых материалах;
- составить презентабельное портфолио авторских проектов. При трудоустройстве работодатели обращают внимание на диплом, опыт работы по профессии, созданные чертежи и эскизы, личные качества специалиста. Для самопрезентации стоит выбрать 5-6 разных работ, отражающих различные компетенции. Выпускники вуза могут использовать в портфолио курсовые и дипломные проекты;
- для трудоустройства стоит выбирать перспективные компании с возможностью дальнейшего карьерного роста. В госструктурах продвижение идет быстрее, но зарплаты в частных компаниях выше;
- начать собственные разработки можно, используя стартапы или государственные гранты.
Тому, кто хочет стать топовым инженером-конструктором, нужно научиться объединять креатив и технические разработки, выстраивать грамотную коммуникацию с заказчиками, подчиненными и руководителями, находить равновесие между экономической эффективностью и положительной реакцией потребителей.