В чем состоит задание 27
При помощи задания 27 проверяют умение выпускников школ анализировать текст и писать сочинение-рассуждение.
Участникам ЕГЭ предстоит:
Сформулировать одну из проблем, которые поднимает автор.
Прокомментировать проблему, используя два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулировать позицию автора по проблеме.
Выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его примером-аргументом из жизненного, читательского или историко-культурного опыта.
Объем работы – не менее 150 слов. Задание оценивают по 12 критериям. За содержание сочинения (критерии К1–К4) можно набрать 6 баллов, за речевое оформление (критерии К5–К6) – 3 балла, за грамотность (критерии К7–К12) – 12 баллов.
Анализ ошибок в ЕГЭ ежегодно публикуют на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Чаще всего школьники неправильно понимают содержание прочитанного текста, не умеют аргументировать свое мнение, допускают орфографические, пунктуационные и логические ошибки, нарушают грамматические и речевые нормы.
Ошибки в содержании сочинения
Разберем типичные ошибки, которые допускают участники ЕГЭ в содержании сочинения-рассуждения.
1. Формулировка проблемы
За умение формулировать одну из проблем прочитанного текста участник экзамена получит всего 1 балл. Но если он неверно определит проблему, то потеряет сразу 6 баллов, так как эксперты по критериям К1–К4 эксперты поставят «0».
Анализируя исходный текст, школьники должны различать тему, проблему и главную мысль. Тема – это то, о чем рассказывается в тексте. Проблема – вопрос, требующий ответа. Главная мысль – позиция (ответ) автора по проблеме.
Формулируя проблему, не подменяйте проблему темой. Писатель может рассказывать о природе (это тема), но поднимать разные проблемы: влияния природы на человека или ее загрязнения.
Сформулировать проблему можно в форме существительного в родительном падеже или при помощи вопроса. Например:
Автор ставит проблему отношения человека к животным.
Какого человека можно назвать талантливым? Над этой проблемой размышляет автор текста.
Начать сочинение можно и с указания темы. Например: «В тексте автор вспоминает школьные годы и поднимает проблему влияния учителей на формирование взглядов подростка».
2. Комментарий с примерами-иллюстрациями
За комментарий к поставленной автором проблеме, примеры-иллюстрации и их объяснение ставят максимум 3 балла. Основные ошибки связаны с тем, что участники экзамена:
Комментируют проблему общими фразами, не опираясь на прочитанный текст.
Вместо комментария пересказывают отрывок или полностью цитируют автора.
Приводят примеры-иллюстрации по другой проблеме.
Не поясняют примеры.
Не указывают и не объясняют смысловую связь между примерами.
Выполняя задание, помните, что вы анализируете текст. Прежде чем писать сочинение, найдите проблему и два эпизода, которые помогают писателю раскрыть ее, сразу найдите авторскую позицию. Обязательно по каждому примеру сделайте микровывод (пояснение). Подумайте, как связаны фрагменты: они помогают автору что-то объяснить, сравнить, дополнить или противопоставить.
3. Отсутствие авторской позиции
Авторская позиция напрямую связана с поднятой проблемой. Одиннадцатиклассники допускают два вида ошибок: неправильно формулируют главную мысль или заявляют мнение автора по другой проблеме.
Напоминаем, что проблема – поднятый автором вопрос, а позиция – ответ на него. Формулируя главную мысль, используйте фразы:
Автор считает, что…
Автор убежден в том, что…
Автор подводит к мысли о том, что…
Если выпускник неправильно сформулирует авторскую позицию, то не получит баллы за критерии К3 (позиция автора) и К4 (отношение к позиции автора и аргументацию).
4. Отношение к авторской позиции
Выполняя задание, выпускнику недостаточно просто согласиться или не согласиться с авторской позицией. Нужно обосновать свое мнение. И хотя за критерий ставят всего 1 балл, при отсутствии аргументации эксперты не поставят максимум и за смысловую цельность сочинения.
Аргументируйте свое мнение эпизодами из кинофильмов, телепередач. Приводите в пример исторические факты и цитаты великих людей. Один из сильных аргументов – литературный источник. Подбирайте художественные произведения и фрагменты из них, в которых писатель раскрывает ту же проблему.
Не пересказывайте содержание художественных произведений. Достаточно в 2–3 предложениях указать, как писатель или герои решают поставленный вопрос.
Обратите внимание, что неправильная интерпретация содержания текста и художественных произведений, используемых для аргументации, ведет к фактическим ошибкам, за которые снимают 1 балл.
Логические ошибки в сочинении
К логическим ошибкам, которые наиболее часто можно встретить в сочинении по русскому языку, относятся:
Неверное выделение абзацев
Отсутствие связи между абзацами
Нарушение композиции сочинения
Неправильное введение цитат
Отсутствие последовательности в изложении
Отсутствие вывода или его несоответствие проблеме
В работе должно быть 6–7 абзацев. Разбить на отдельные части выпускник вправе примеры-иллюстрации, которые раскрывают проблему. Пишите сочинение по плану:
1. Формулировка проблемы
2. Комментарий к проблеме + первый пример-иллюстрация + микровывод
3. Второй пример-иллюстрация + микровывод
4. Связь между примерами-иллюстрациями + ее объяснение
5. Авторская позиция
6. Согласие/несогласие с авторской позицией + объяснение + аргумент из жизненного или читательского опыта
7. Вывод
Не путайте абзацы местами. Если забыли последовательность изложения, обратитесь к самому заданию 27. Абзацы связывайте при помощи вводных слов и переходных конструкций. Не пишите о том, чего нет в исходном тексте.
Грамматические ошибки в сочинении
В аналитических материалах ФИПИ перечислено, в чем участники ЕГЭ чаще всего допускают грамматические ошибки:
Использование временных глагольных форм
Употребление действительных и страдательных причастий
Употребление деепричастных оборотов
Связь между подлежащим и сказуемым
Чрезмерное употребление частиц в одном предложении
Построение предложений с однородными членами
Построение сложносочиненных предложений
Повторить грамматические нормы необходимо, чтобы написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку и выполнить тестовые задания 7 (морфологические нормы) и 8 (предложения с грамматическим ошибками).
При подготовке к экзамену советуем:
Повторять теоретический материал
Решать тематические тесты
Проверять собственные письменные работы на наличие грамматических ошибок
Самостоятельный поиск нарушений принятых в языке норм сформирует полезный навык проверять написанное и поможет избежать грамматических недочетов в сочинении.
Речевые ошибки в сочинении
Повтор слов или однокоренных конструкций – типичная речевая ошибка учеников. Выпускники также используют просторечную лексику и штампы, не различают паронимы, употребляют слова в несвойственном им значении.
Нарушение речевых норм свидетельствует о бедном словарном запасе школьников, их неумении об одном и том же говорить разными лексическими конструкциями.
Рекомендуем поработать над подбором синонимов, изучить словарик паронимов из демоверсии к ЕГЭ по русскому языку, обязательно проверять письменные работы на повтор слов в соседних предложениях, пересказывать произведения, используя разные лексические единицы.
Лайфхаки, чтобы не ошибаться
Без практики написать сочинение на высокие баллы не получится. Чтобы получить хорошие результаты, воспользуйтесь нашими лайфхаками.
1. Изучите критерии оценки задания 27. Они есть в демоверсии ФИПИ. Обязательно нужно знать, за что ставят баллы и за что их могут снять.
2. Пишите сочинения-рассуждения по текстам из открытого банка или печатных изданий ФИПИ. Так вы быстрее запомните структуру сочинения, отработаете тексты на разные проблемы, соберете собственный банк аргументов.
3. Посмотрите примеры сочинений. Из открытых источников в интернете найдите работы выпускников прошлых лет, проанализируйте их по критериям, найдите ошибки.
Не забывайте проверять работы на речевые повторы, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Что еще важно знать
Больше всего выпускники школ допускают орфографических и пунктуационных ошибок. За исправления и зачеркивания, если они не мешают чтению экзаменационной работы, баллы не снимают.
Наименее распространены этические ошибки, когда пишущий использует жаргонизмы, высказывает негативное отношение а автору, проявляет национализм. Типичный этический недочет в работах выпускников – написание имени и отчества писателя без фамилии.