Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
8 типичных ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ/ОГЭ 02 декабря 2024

8 типичных ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Выпускной экзамен по русскому языку в 11 классе состоит из двух частей: тестовых заданий и сочинения-рассуждения по проблеме, которую ставит автор предложенного для анализа текста. Именно вторая часть вызывает у школьников трудности. Рассказываем, какие типичные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку чаще всего допускают одиннадцатиклассники и как их избежать.
8 типичных ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Содержание статьи

    Начни готовиться к ЕГЭ бесплатно
    Оставь заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

    Ошибка №1. Позиция автора

    При написании сочинения-рассуждения школьники не всегда демонстрируют умение формулировать позицию автора, то есть определять основную мысль текста.

    Сложность задания заключается в том, что не во всех текстах есть прямой ответ автора на поставленный проблемный вопрос. Если для анализа предложен отрывок из художественного произведения, основная мысль может быть высказана через поступки героев или диалоги.

    Чтобы правильно сформулировать позицию автора, советуем:

    1. Внимательно прочитать текст и предложенную для анализа проблему.

    2. Проанализировать отрывок, обращая внимание на примеры, которые приводит автор, чтобы раскрыть проблему.

    3. Найти ответ на проблемный вопрос в рассуждениях писателя, репликах или поступках героев.

    4. Записать основную мысль.

    Четко формулируйте авторскую позицию. Например, используйте фразу «Автор считает, что…». Сравните с предложением «Автор размышляет о том, что…» — оно раскрывает тему, но не позицию писателя.

    Обратите внимание, что если вы не назовете авторскую позицию по указанной в задании проблеме или сформулируете ее неверно, то за первые три критерия оценивания получите 0 баллов, а за все сочинение потеряете 6 баллов из 22.

    Ошибка №2. Комментарий к авторской позиции

    Самый сложный этап в работе над сочинением-рассуждением в ЕГЭ по русскому языку — дать комментарий к авторской позиции, включив в него примеры-иллюстрации из текста. Нужно объяснить каждый пример, указать и пояснить смысловую связь между ними.

    Комментируя позицию автора, выпускники 11 класса допускают следующие ошибки:

    • Приводят примеры не из прочитанного текста

    • Приводят примеры не по указанной проблеме

    • Не поясняют примеры-иллюстрации

    • Забывают указать связь между примерами или пояснить ее

    Работая над этим пунктом сочинения, внимательно проанализируйте текст. Выделите только те эпизоды, которые помогают автору ответить на проблемный вопрос и озвучить свою позицию. Выберите только два фрагмента, которые сможете объяснить. Без пояснения примеры-иллюстрации не засчитываются.

    Подумайте, какие приемы использует писатель, размышляя над проблемой: сопоставляет или противопоставляет примеры, дает в каждом новом эпизоде дополнительную информацию, называет причину и следствие явлений. Сделайте выводы о связи между примерами-иллюстрациями.

    Ошибка №3. Отношение к позиции автора

    Обязательный элемент сочинения-рассуждения в 11 классе — высказывание собственного мнения об авторской позиции, умение аргументировать его с опорой на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. Трудность у школьников вызывает и объяснение своего отношения к прочитанному, особенно если позиция автора спорная, и подбор сильных аргументов.

    При выполнении задания рекомендуем:

    • Формально заявленное отношение «Я согласен / не согласен с позицией автора» обязательно подкрепляйте объяснением.

    • При полном или частичном несогласии с автором будьте корректны, не допускайте этических ошибок, связанных с оскорблениями, проявлением экстремизма, нарушением законодательства РФ.

    • В качестве аргументов приводите примеры из художественной литературы и кинофильмов, исторические данные, общеизвестные факты, биографии и цитаты известных людей, сведения из публицистических источников.

    В 2025 году при аргументации отношения к позиции автора одиннадцатиклассникам запрещено приводить примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр.

    Ошибка №4. Орфографические нормы

    Выполняя обе части ЕГЭ по русскому языку, школьники испытывают трудности в правильном написании слов. Среди орфографических правил, которые приводят к большому количеству ошибок в сочинениях выпускников, оказались:

    • «-Н-» и «-НН-» в разных частях речи

    • Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

    • Правописание безударных гласных в корне

    • Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

    • Слитное, раздельное и дефисное написание слов

    При подготовке к ЕГЭ повторите орфограммы, прописанные в кодификаторе к демоверсии. Теоретический материал кратко фиксируйте при помощи схем, таблиц, флеш-карт, алгоритмов. Больше внимания уделите практической отработке тестовой части с заданиями по орфографии.

    Перед сдачей экзаменационной работы не забудьте проверить чистовик. Помните, что исправления не влияют на баллы за орфографию.

    Ошибка №5. Пунктуационные нормы

    Согласно аналитическим материалам ФИПИ на ЕГЭ в 2024 году несоблюдение пунктуационных правил стало частой проблемой. Ошибки в основном связаны с расстановкой знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях с несколькими придаточными или с разными видами связи.

    Чтобы уменьшить количество пунктуационных ошибок, сначала вспомните основные правила, потом уделите внимание решению тестов. При проверке заданий в классных и домашних работах, изложений, диктантов, сочинений анализируйте структуру предложений:

    • Подчеркивайте грамматические основы.

    • Ищите осложняющие элементы (причастия, деепричастия, однородные члены, обобщающие слова, вводные конструкции).

    • Находите границы простых предложений в составе сложных.

    • Обращайте внимание на слова, которые сигнализируют о постановке знаков препинания (сочинительные и подчинительные союзы, союзные и указательные слова, повторы).

    Откажитесь от источников готовых домашних заданий; выполняйте упражнения самостоятельно, чтобы закрепить теоретические знания на практике.

    Ошибка №6. Нарушение грамматических норм

    На знание грамматических норм в ЕГЭ есть вопросы в тестовой части. В задании 7 одиннадцатиклассники должны найти словосочетание с ошибкой в образовании формы слова, исправить ее и записать в бланк правильный вариант. В задании 8 школьники соотносят названия грамматических ошибок с предложениями, в которых одни допущены.

    На вопросы в тестах большинство выпускников отвечает правильно, а вот при написании собственных сочинений-рассуждений часто ошибается. Это значит, что при подготовке к ЕГЭ нужно сосредоточиться на практике.

    Проверяя письменные работы по русскому языку и литературе, помните основные правила:

    • Причастия согласуются в роде, числе, падеже с именами существительными, к которым относятся.

    • Определяемое слово не может стоять внутри причастного оборота.

    • Деепричастие и глагол-сказуемое обозначают действия одного и того же предмета.

    • Сложноподчиненное предложение состоит из главной и придаточной части, между которыми не ставят точку.

    • Части двойных союзов («не только…, но и…», «как…, так и…» и другие) при однородных членах должны стоять непосредственно перед ними.

    Работая с грамматическими нормами, как и с пунктуацией, нужно анализировать структуру предложения.

    Ошибка №7. Речевые недочеты

    Наиболее частой речевой ошибкой в экзаменационных работах по русскому языку стал неоправданный повтор слов, что свидетельствует о бедном словарном запасе выпускников.

    Сложность сочинения в ЕГЭ заключается в том, что, формулируя и комментируя позицию автора, выражая свое отношение к ней и делая выводы, школьник апеллирует схожими понятиями. При написании работы одиннадцатиклассник должен показать, насколько богата его речь.

    Чтобы избежать повторов и однокоренных слов, действуйте по следующему алгоритму:

    1. Напишите черновик сочинения, не задумываясь о повторах.

    2. Внимательно прочитайте написанное, подчеркнув повторы и однокоренные слова.

    3. Замените подчеркнутые конструкции, находящиеся в соседних предложениях, на синонимы.

    4. Перепишите сочинение в экзаменационный бланк и еще раз проверьте.

    Используйте алгоритм при написании всех творческих работ по русскому языку и литературе.

    Ошибка №8. Фактическая неточность

    Фактические неточности, связанные с пониманием содержания текста, наименее распространены в работах выпускников. Большинство недочетов указывает на то, что школьники плохо ориентируются в литературоведческом материале, который используют для аргументации своего отношения к основной мысли текста:

    • Путают имена и фамилии писателей

    • Не знают имена главных героев и содержание художественных произведений

    • Неправильно называют жанры произведений

    В качестве аргумента лучше брать хорошо знакомый литературный материал и избегать жанровой характеристики произведения.

    Лайфхаки, чтобы не ошибаться

    Снизить количество ошибок в сочинении на ЕГЭ по русскому языку можно, используя наши лайфхаки:

    • К тестовой части и сочинению готовьтесь комплексно. Для повышения грамотности регулярно повторяйте теорию, решайте тесты, проверяйте письменные работы, опираясь на полученные знания.

    • Чем больше практики, тем лучше результат. Хотя бы раз в 1-2 недели пишите экзаменационные сочинения. Тексты для анализа можно найти в открытом банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ.

    • Не забывайте внимательно проверять черновик, вспоминая правила. Приготовьтесь, что сначала процесс будет занимать много времени.

    • Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Школьный учитель не только поможет проверить работу, но и подскажет, как улучшить содержание сочинения.

    Если самостоятельно с подготовкой к экзамену справиться не удается, найдите репетитора или запишитесь на курсы.

    Что еще важно знать

    Когда пишете сочинение, не забывайте следить за временем. На экзамене его должно хватить на решение тестов, работу с черновиком и оформление чистовика. Помните, что черновые записи не проверяются.

    Сочинение нужно писать на лицевой стороне экзаменационного бланка №2. Не забывайте об аккуратном разборчивом почерке, чтобы проверяющим было понятно содержание работы.

    Начни готовиться к ЕГЭ бесплатно
    Оставь заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    Адреса поступления:
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Пн–Ср08:00–16:00
    Приглашаем на день открытых дверейРасскажем о востребованных профессиях и поможем выбрать подходящую.
    Онлайн-курсы от «Академия Синергия»Расскажем о востребованных профессиях и поможем выбрать подходящую.Партнёр ОАО «Яндекс»
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 5 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Всё для вашей учёбы доступно онлайн
    Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status