Девятиклассники впервые сталкиваются с процедурой сдачи государственной итоговой аттестации. Результаты экзаменов напрямую не влияют на зачисление в средние специальные образовательные учреждения или возможность продолжить учебу в 10-ом и 11-ом классе, но могут помочь улучшить итоговую оценку в аттестате или средний балл, учитывающийся при зачислении в колледж. Для успешной сдачи ОГЭ требуется планомерная и регулярная подготовка, подкрепленная высоким уровнем мотивации школьников и нацеленностью на результат. Для получения отличной оценки требуется изучить информацию о структуре экзамена, правилах проверки и выставления оценки и о том, как правильно писать сочинение ОГЭ.
Структура сочинения
Письменная работа для девятиклассников сформирована с учетом оценки:
- Навыка использования правил русского языка в части грамматики, орфографии, стилистики и пунктуации;
- Умения рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
- Оценку достоверности приводимых доводов;
- Умения формировать гипотезу и идти в ее разборе в логической последовательности;
- Общей эрудированности;
- Упора на личный опыт;
- Знание литературных произведений российских и зарубежных авторов;
- Навыка использования художественных средств выразительности соответствующей стилистике.
Сочинение пишется в формате рассказа-рассуждения на одну из предложенных в задании тем.
Для быстрого оформления плана работы, стоит использовать стандартную структуру текста с элементами рассуждения:
- Вступление;
- Основная часть с развитием главной мысли, доказательством или опровержением высказанной гипотезы;
- Заключение в формате подведения итогов всему вышесказанному и формировании авторских выводов.
В плане основная часть может разделяться на более мелкие части для легкого написания рассуждения по отдельным пунктам аргументации авторской позиции.
Как сформулировать вступление
Другое название вступительной части – тезис – центральная мысль всего дальнейшего рассуждения.
Варианты оформления первого предложения вступления:
- Риторический вопрос или серия вопросительных предложений без конкретного ответа;
- Именительное предложение с главным смыслом темы сочинения;
- Лирического размышления на заданную тематику;
- Известного высказывания, подходящего фразеологизма или пословицы, цитаты из литературного ил публицистического произведения с указанием авторства.
На данный пункт стоит обратить отдельное внимание, так как быстрое принятие решения о первых строчках работы помогает собраться, сконцентрироваться на дальнейшем развитии темы и избежать ступора и «боязни белого листа».
Заключительная часть вступительного абзаца должна указывать на дальнейшую аргументацию приведенной авторской позиции и раскрытие гипотезы с использованием примеров. Аргументы могут представлять:
- Отсылку к литературным произведениям популярных авторов;
- Рассказы о ситуациях из личной жизни;
- Приведение известных событий из культурной и общественно-политической жизни в настоящем или историческом аспекте.
Как оформить примеры
Для полноценного развития темы рекомендуется подобрать не менее трех обоснованных, точных и достоверных аргументов.
Каждое новое доказательство оформляется выделением в отдельный абзац.
Варианты примеров и их оформления:
Цитирование предложения или высказывания
Особенности:
- Указание авторства;
- Установка кавычек или скобок в зависимости от контекста;
- Соблюдение авторских знаков препинания;
- Возможность цитаты в формате части предложения;
- Вариант самоцитирования.
Проще всего использовать отсылку на текст самого задания. Этот лайфхак поможет избежать ошибок с указанием автора и расстановкой знаков препинания. Пример: «В тексте…говорится…».
Речевые клише
Данные художественные средства подходят под любую стилистику сочинения и помогают гармонично вписать аргумент в связанный рассказ.
Упор на жизненный опыт
Демонстрирует общую эрудированность школьника, умение анализировать и логически мыслить. Пример: «В современной жизни немало похожих ситуаций…».
Для максимальной оценки сочинение ОГЭ аргументация должна быть конкретной, достоверной, правильно подобранной и разнообразной.
Где найти пример из жизни:
- Придумать подходящую по смыслу ситуацию, не перебарщивая с реалистичностью;
- Рассказать свою историю;
- Описать пример, случившийся с друзьями или близкими;
- Привести опыт литературного героя, подтверждающийся современными реалиями;
- Сделать упор на сюжет из фильма или сериала.
Что написать в заключении
Финальный абзац работы состоит из выводов, сделанных автором в ходе проведенного рассуждения.
Заключение начинается или заканчивается возвращением к началу для объединения всего текста в единое целое.
Параметры грамотных выводов:
- Короткие;
- Емкие по содержанию;
- Связанные с предыдущими высказываниями, ключевой гипотезой и примерами;
- Без противоречий смыслу;
- Правильно оформлены стилистически.
Школьник может согласиться или наоборот опровергнуть позицию автора отрывка предложенного для анализа.
Для написания рассуждения подбираются тексты в различных тематиках:
- Лингвистической;
- Морально-этической;
- Литературной.
Ученики сами выбирают тему сочинения. Рассуждать на тему морали с объяснением личной позиции всегда проще.
Конструкции аргументов
Речевые клише помогают написать работу грамотнее. Они не режут слух и относятся к универсальным средствам художественной выразительности.
Задачи речевых формул:
- Помощь в связках предложений;
- Лаконичная передача информации;
- Сохранение последовательности и логичности высказываний.
Отличие штампов от клише:
- Штампы относятся к банальным фразам без выраженной смысловой нагрузки;
- Упрощают текст;
- Символизируют шаблонность предложений и мыслей автора;
- Не отображают широкий кругозор школьника;
- Относятся к высокопарной речи не всегда уместной стилистически.
Пример штампов: «проходит красной нитью», «целиком и полностью».
Варианты стандартизированных речевых формул:
- Таким образом;
- Это доказывается;
- Обратим внимание на фразу (предложение)…;
- В результате мы пришли к выводу.
Клише используются в любой части сочинения и помогают создать переходные мостики между абзацами и отдельными мыслями.
План написания сочинения
Подготовка каркаса текста позволяет структурировать информацию, сформулировать авторское мнение, заранее продумать аргументацию и выстроить логичное повествование.
Обязательные пункты сочинения:
- Вступление с указанием главной мысли в формате гипотезы и тезиса.
- Абзац с первым примером, основанным на литературных произведениях;
- Аргументация с рассказом о ситуациях из жизненного опыта.
- Заключение с формированием лаконичных и контекстных выводов.
Придать написанному эмоциональную окраску и лучше передать собственный взгляд на предложенные события помогают средства художественной выразительности:
- Эпитеты – прилагательные, характеризующие ситуацию, героя или личное отношение;
- Метафоры – сравнения для аргументации и упрощения интерпретации сказанного;
- Гиперболы – преувеличения, помогающие выразить глубину чувств;
- Аллегории – демонстрация эрудированности и широкого кругозора;
- Олицетворение – воплощение неживого понятия в образе живого существа;
- Синонимы – помощь в избежание тавтологий.
Без отсылки к авторской позиции и высказывания своего мнения получить высокую оценку за текст не получится.
Для обеспечения грамотности и проверки логичности и связанности текста после написания работы рекомендуется провести самопроверку и саморедактирование. Критерии оценки текста-рассуждения:
- Наличие обоснования;
- Качество аргументов;
- Смысловая цельность;
- Логика повествования;
- Композиционная стройность;
- Правильная трактовка смысла;
- Фактическая точность.
Уменьшить количество пунктуационных ошибок поможет использование коротких предложений с минимумов оборотов. Часть правильной орфографии можно поискать в тексте задания и литературном отрывке.
Максимальное количество баллов за задания 9.1 и 9.2 – 9 баллов, за 9.3 – 10. Суммарный объем –140 и более слов. Для ознакомления с тематикой вопросов рекомендуется использовать сборник из банка ФИПИ в открытом доступе.
Написать сочинение ОГЭ не простая задача, с которой довольно сложно справится без предварительной подготовки, оттачивания навыка самопроверки и саморедактирования, проработки тем и устранения пробелов в знании грамматики, пунктуации и орфографии русского языка. Метод освоения материала и тренировок школьники выбирают исходя из собственных способностей и личностных характеристик: умения собраться, самостоятельно распланировать учебный график, усидчивость, целеустремленности и мотивации.