Для оценки уровня литературных и лингвистических навыков учащихся используются разные типы заданий: тестирование или письменные ответы. Одним из видов работы с текстом является изложение, представляющее собой подробный или сжатый пересказ литературного или публицистического произведения. Умение воспринимать устную речь, находить основную мысль и правильно ее раскрывать в собственной работе требует подготовки. Поэтому школьники задаются вопросом как написать изложение по русскому языку и на какие моменты обратить внимание, чтобы получить отличную оценку.
Что такое изложение
Изложение – письменный сжатый пересказ прочитанного или услышанного отрывка текста. Смысл задания в том, чтобы оценить умение учащегося слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, проверить знания грамматики и пунктуации.
Особенности изложения:
- Активное подражание стилю автора – использование речевых оборотов, ритмики построения предложений и художественных средств как в исходнике.
- Допустимо применение синонимов, для замены сложных для написания терминов и определений.
- Свободное построение высказываний. Школьник может написать простые предложения вместо сложносочиненных или сложноподчиненных, главное придерживаться логики и последовательности речи.
Проверить умение учащегося воспроизводить текстовый фрагмент можно в письменной или устной форме. Пересказ используется в качестве конкурсного задания при поступлении на актерский факультет, включает творческую переработку и передачу произведения. Основные отличия изложения от устного задания:
- больше времени для обдумывания фраз при выполнении письменной контрольной;
- проверка изложения более тщательная, включает оценку не только понимания и воспроизведения текста, но и правильность написания;
- образец оказывает большее влияние при письменной переработке.
Для успешного выполнения работы от школьников требуется мысленный всесторонний анализ текстового отрывка: составление примерного плана, структуры и улавливание языковых особенностей.
Параметры и правила подбора текста
К исходному материалу также предъявляется ряд требований:
- смысловая доступность – основная мысль, тематика и проблематика должны четко прослеживаться в выбранном фрагменте;
- лексическая и синтаксическая простота – быстро уловить сложные конструкции и витиеватые обороты не получится;
- познавательный смысл и занимательный стиль помогают лучше воспринимать информацию;
- четкое соответствие конкретным стилевым, жанровым и речевым параметрам;
- выразительность – сухой энциклопедический материал труден для понимания и пересказа;
- достаточный объем – нельзя использовать слишком короткий или длинный отрывок.
Для выпускников 11-го класса для работы выбирается произведение в 300-350 слов.
Цели и задачи изложения
Основные задачи изложения заключаются в формировании речевых навыков: аудиологических (слушания и чтения) и письменных (создание связанного текста).
Задачи:
- Коммуникативная – умение слушать и понимать собеседника, давать вразумительный ответ на поставленные вопросы.
- Прогностическая – предугадывание характера сообщения, основной мысли и ее развития.
- Понятийная – формирование значения слов и предложений в связанную цепочку.
- Планирование и реализация содержания в готовую работу.
- Формирование навыка сжатого пересказа.
- Развитие письма и творческих способностей.
Дополнительно повышается общий словарный запас учащихся, развивается культура речи и письма, увеличивается образованность, начитанность, прививается любовь к русской литературе, формируется интерес к прочтению оригинального произведения или других работ автора.
Виды изложений
Существует несколько классификаций заданий. Наиболее используемое деление – по объему переработанного материала:
- Подробные – простейшие задания, цель которых максимально пересказать содержание исходника, с учетом стилистических и художественных особенностей. Обучение школьников начинается с работы над повествовательными рассказами, содержащими четкую сюжетную линию. Развитие событий и их последовательность помогают запомнить, о чем повествование и выстроить поэтапный план работы легко. Во время уроков тренируется память, внимание, логическое мышление.
- Сжатый пересказ – логическая работа, заключающаяся в выделении главных фраз и выстраивании их в цепочку событий, фактов и определений. Кратко передать содержание без детальной перестройки текста не получится: длинные предложения заменяются емкими фразами, прямая речь переводится в описание. Ученики осваивают аналитику, навыки выборочного письма и умение подбирать художественные средства. Сокращенные изложения оттачиваются на текстах-повествованиях.Рассказ трансформируется путем удаления диалогов, витиеватых реплик или пейзажных зарисовок. Описание или рассуждение без потери стиля или аргументов сжать сложно.
По передаче содержания выделяют три типа упражнений.
- Полные тексты включают все элементы исходного фрагмента, учитывается и переписывается каждая глава и микротема.
- В выборочном задании ученики могут определить основную мысль и дополнить ее подтемой. В работе раскрываются указанные подзаголовки. Упрощенный вариант состоит в пересказе конкретного отрывка исходного материала, выделенного в самом тексте в отдельный абзац.
- Усложненное задание содержит анализ микротемы, рассредоточенной по всему произведению.
Отдельный вид упражнений – творческое изложение, состоящее из воображаемой экранизации, словесных зарисовок портрета или пейзажа, изменение главного действующего лица. Этот тип заданий чаще всего входит в этап вступительных экзаменов при поступлении на факультеты театра, кино или эстрады. После письменного изложения абитуриенты презентуют свою на устном собеседовании, во время которого экзаменационная комиссия оценивает актерское мастерство, риторику, креативное мышление, хореографию или сценическое движение.
Стилистические типы
По стилистической передаче бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.
В рассказе центральное место занимает прорисовка сюжетной линии. План состоит из последовательности событий и происшествий, которые приводят к кульминации и развязке. Чтобы передать авторскую мысль исходного материала особое внимание следует уделить глаголам, причастным и деепричастным оборотам, так как именно они отображают движение, смену локаций и персонажей.
Для описания выбираются произведения с картинами природы или образа героя. Главная цель описательного текста – научить школьников акцентировать внимание на признаках и характеристиках, выстраивать прилагательные в логические цепочки, повысить запоминание и детализацию. Для успешного выполнения задания во время прослушивания отрывка следует запомнить прилагательные и причастные обороты. Пунктуационная сложность описательных изложений состоит в правильности оформления однородных членов приложения и литературных средств выразительности.
Рассуждение – творческая многокомпонентная работа, состоящая из передачи исходного материала и дополнения его авторским анализом. При выполнении следует контролировать логику, использование доказательной базы, точность построения и аргументированность собственных гипотез. Один из критериев оценки текста-рассуждения – умение делать и оформлять выводы из вышесказанного.
Самостоятельная подготовка
Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах: аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение), синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами), конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала), творческий (написание изложения с элементами сочинения).
Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:
- Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
- Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
- Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
- Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
- Составление заголовка и плана.
- Повторное чтение через 2-3 минуты.
Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.
Этапы написания
Для получения максимального балла за изложение рекомендуется учитывать несколько простых правил написания:
- Во время первого прочтения следует внимательно слушать текст, мысленно продумать его структуру, выделить главную мысль и подтемы, отметить художественные приемы. Если начать стенографировать отрывок параллельно с прослушиванием исходного материала, то часть важных моментов будет упущена. Для восприятия фрагмента, как целостного произведения, его надо услышать без отвлечений.
- Ключ к успеху – точное определение задумки писателя и цели написанного. Если учащийся акцентирует работу на авторском посыле и передает стилистику услышанного, то при отсутствии грубых грамматических, пунктуационных и речевых ошибок задание будет оценено положительно.
- Во время второго прочтения рекомендовано составление конспекта, состоящего из заметок о главной теме и микротемах, примерного плана и содержания, цитат и фактов.
- Каждый пункт или абзац будущего изложения стоит дополнить опорными моментами: местами появления новых персонажей, прилагательными для описания конкретных характеристик, аргументами и авторскими гипотезами для рассуждения.
- Первоначальный текст лучше написать на черновике. Его проще корректировать, добавлять упущенные абзацы или предложения, отслеживать логические взаимосвязи между отдельными блоками. Для снижения вероятности грамматических и пунктуационных ошибок работу можно максимально упростить – использовать простые слова и короткие предложения. Украсить задание помогут эпитеты и метафоры в авторской стилистике.
- После коррекции, черновой вариант можно переносить на чистовик, а затем произвести самопроверку и саморедактирование. Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.
Правила сокращения изложения
Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.
- Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
- Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
- Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).
Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.
Стандартные недочеты и рекомендации по их исправлению
Ключевые ошибки в письменной речи:
- Расширение темы или чрезмерное сужение содержания.
- Перегрузка текста художественными средствами и оборотами.
- Нарушение структуры, отсутствие одно или нескольких сюжетных компонентов.
- Вставки оборотов устной речи.
- Неумение определить и раскрыть основную мысль произведения.
- Неграмотность, стилистические нестыковки и жаргонизмы.
- Отсутствие логики, взаимосвязей и разделения на смысловые блоки.
- Несоответствие жанру исходного текстового фрагмента.
Во время саморедактирования при итоговом прочтении работы, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Если в изложении допущены фактические ошибки, то проще всего переписать предложение целиком.
- Отдельно стоит обратить внимание на пропуски слов. Когда писатель торопится донести мысль, такие недочеты встречаются очень часто.
- Слишком длинные предложения лучше разделить на два или три коротких.
- Законченная мысль должна быть разграничена абзацами, полотно слов смотрится не эстетично и тяжело к прочтению.
- Повторы слов в одном или смежных фразах следует заменить синонимами.
- Непонятную терминологию или определения лучше не использовать или заменить на простые высказывания.
Как оценивается изложение?
Основные показатели оценки связанной письменной речи:
- объем высказываний, определяемый количеством слов или предложений;
- наличие основной темы, уровень ее раскрытия;
- присутствие дополнительных микротем, сколько их и как они взаимодействуют с основной мыслью;
- наличие и уместность языковых средств и литературных приемов;
- разнообразная лексика, словарный запас, художественное использование синтаксических конструкций;
- количество и грубость ошибок.
Изложение входит в часть итогового экзамена по русскому языку на ОГЭ. Положение о правилах проверки и опорных точках отражено в методических указаниях собранных в письме Рособрнадзора №10-99. Работа заключается в написании текста с творческим дополнительным заданием. В качестве исходного материала выбираются произведения повествовательного жанра, отвечающие ряду запросов:
- ясно прослеживается содержание и сюжетная линия;
- четко видно последовательность событий, нет переключений во времени и месте действия;
- отрывок не включает сложные или научные рассуждения писателя;
- количество действующих лиц – до четырех;
- нет сложных синтаксических конструкций и редко используемых изобразительных средств;
- исключена диалектика и архаичный лексикон.
Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200-280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке. Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.
Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.
Есть отдельные правила организации экзамена с использованием изложения. Интервал между первым и вторым прочтением три минуты. Все это время школьники могут работать с черновиками и вносить необходимые записи. Для экзаменуемых с особенностями физического здоровья предусмотрены альтернативные варианты прохождения испытания.
Учащиеся с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, слабовидящие, слабослышащие, глухие или слепые получаются для работы особый вариант задания. Выпускники, которые не могут прочитать текст, работают с отрывком выполненным шрифтом Брайля, глухонемые дети смотрят на сурдопереводчика. На ознакомление с материалом им отводится 40 минут, после чего они приступают к выполнению работы. Экзаменация учеников с особенностями физического развития проводится в отдельной аудитории.
Экзаменационная комиссия оценивает работу учащегося по четким параметрам.
- Содержание – передано полностью, с учетом главной темы и микротем (2 балла), упущено не более 1 подтемы (1 балл), не раскрыты 2 и более дополнительные линии (0 баллов).
- Сжатие – правильно применено несколько приемов, которые помогли сделать красивый логичный пересказ (3 балла), использование сокращений корректное, но выборочное (2 балла), прослеживается один и тот же механизм сжатия (1 балл), краткого рассказа не получилось (0 баллов).
- Смысловая цельность – полностью соблюдена ( 2 балла), есть недочеты (1 балл), отсутствует (0 баллов).
Грамотность оценивается по количеству орфографических, пунктуационных, речевых ошибок и фактической точности написания.
Изложение в качестве вступительных экзаменов
Экзаменационное изложение применяется на внутривузовских испытаниях для абитуриентов после колледжа, поступающих на педагогические или лингвистические специальности. Правила проведения экзамена отличаются от школьных.
- Исходный текст читается преподавателем трижды, не комментируется и не обсуждается. Интервал между прочтениями от 2 до 3 минут.
- Трудные для написания имена собственные заранее выносятся на доску и могут использоваться в работе.
- Чаще используют подробное изложение, сжатый формат применяют реже.
- Абитуриенты сами придумывают заголовок и содержание работы.
- Словари, справочники или таблицы на экзамене запрещены.
- Поступающие используют черновики и чистовики, при этом сдаются все выданные листы. Стенографировать текст во время прочтения запрещается.
- Нечеткое прописывание символов или знаков препинания трактуется не в пользу испытуемого, поэтому схитрить не получится.
- Общая длительность 3 часа.
- Все вступительные изложения шифруются, поэтому проверяющие не знают, чью конкретно работу оценивают. Таким способом обеспечивается объективность и непредвзятость оценки.
Работы оцениваются по сто-балльной шкале. Критерии:
- понимание исходного фрагмента;
- создание связанного логичного и последовательного пересказа;
- сохранение структуры, разделения на смысловые блоки и абзацы;
- применение грамматических и речевых конструкций, литературных художественных средств;
- правильно подбора названия;
- стилистика;
- орфография и пунктуация.
Ноль выставляется, если абитуриент изложил менее 60% от исходного материала, или полностью исказил содержание. Описки, собственноручные исправления и ошибки по сложным правилам не учитываются. Негрубые нарушения правил считаются за половину ошибки, повторяющиеся и однотипные недочеты, в количестве до трех, учитываются как одна ошибка. В стремлении обезопасить себя от сложных слов и конструкций главное не привести письмо к примитивизму, лучше рискнуть и получить красивый текст, чем написать предельно просто и пресно.
Секреты отличного написания
Для точной передачи мысли и задумки автора важно внимательно прослушать исходный текст, воспринимать его через призму информации о писателе, эпохи о которой он рассказывает, моральных ценностей общества того времени.
Передать стилистику и написать хорошее изложение помогут простые правила:
- писать слова только в свойственных им и понятных значениях, не использовать незнакомую терминологию и номенклатуру;
- контролировать смысл сказанного, конкретное слово должно передавать точную мысль;
- избегать диалектизмов, жаргонизмов, энциклопедичности высказываний, стилистика написанного должна передавать жанр исходного материала;
- следить за правильностью построения предложений, проверить наличие главных и второстепенных членов, логичность их использования и связи через предлоги или запятые;
- проверить подбор предложений в абзацах, правильность распределения блоков, наличие взаимосвязей и переходов между ними;
- писать выразительно, используя метафоры, эпитеты и богатый лексикон русского языка;
- при редактировании обратить внимание на ошибки и общий вид текста.
Стоит помнить, что работа, написанная аккуратным почерком, с соблюдением полей, красных строк, заключения заведомо лучше воспринимается читающим, вызывает положительные эмоции и позитивный настрой.
Во время написания изложения у школьников формируют коммуникативные умения, которые нужны в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Если поставить цель успешно пройти выпускные или вступительные экзамены и качественно подготовиться к выполнению работы, то получится красивый, логичный и грамотный текст, который будет высоко оценен преподавателями и экзаменационной комиссий. Написать изложение не трудно, главное внимательно слушать исходный текст, четко определить основную мысль и подтемы, составить «скелет» работы и нарастить его содержанием.