Письменный экзамен по русскому языку считается наиболее сложным и требует от учеников внимательной и последовательной подготовки. Одни из вариантов проверочного тестирования – написание эссе. Упражнение направлено на оценку навыка логичного выстраивания текста, умения применять правила грамматики, пунктуации и орфографии. Большинство школьников интересует вопрос – как писать эссе по русскому языку?
Выбор темы
Эссе – творческое задание, отражающее экспертный взгляд автора на актуальную проблему. Литература относится к прозаическому жанру. Контрольная не ограничивает писателя в выборе художественных средств (эпитетов, метафор гипербол) для донесения чувств или переживаний.
Параметры:
- Узкая тематика, требующая изложения конкретной позиции.
- Отражение субъективных тезисов, совпадающих или отличающихся от общепринятых норм, правил или стандартов.
- Разговорный стиль. Приветствуются короткие предложения без сложной терминологии. Красиво выглядит упражнение, реализованное в жанре рассказа. Писатель обращается к слушателю как к другу или близкому знакомому, пишет от первого лица.
- Применение ненормативной лексики, просторечий и сленгов не допускается.
- Задача требует анализа без лишней воды и набора пустых слов для увеличения объема.
- Школьник рассуждает о проблематике с нескольких сторон, аргументируя высказывания.
- Повествование имеет логическую структуру. Мысли излагаются связанно и последовательно, без перескакивания с одной гипотезы на другую.
Основная цель произведения – заставить читающего задуматься над вышесказанным.
Отличия от сочинения:
- Нет сюжета, завязки, кульминации и развязки;
- Выявление причинно-следственных связей сформулированных в письменном анализе;
- Оригинальная стилистика – риторические вопросы, тропы, архаизмы, неологизмы;
- Меньший объем.
Для школьников выбирают контрольные на тему понимания литературных произведений и персонажей, общественных веяний или исторических событий. Кейсы для студентов содержат сложную и глубокую проблематику, касающуюся межличностных взаимоотношений, политических и культурных явлений.
Очерк о профессиональной деятельности затрагивает ожидания от будущей специальности или должности, мотивацию и стремление к личностному и квалификационному развитию.
Деловые качества, демонстрируемые на экзамене – умение выразить точку зрения, навык формирования ритмичных предложений, компетентность, увлеченность, личностные и моральные характеристики.
Структура эссе
Статья начинается со вступления или вводного высказывания. Начальная часть презентует текст, поэтому первому абзацу отводится максимальное внимание.
Нюансы:
- Введение – то, что в первую очередь видит читатель. Оно должно быть интригующим, притягательным, содержать краткую информацию о содержании. Важно контролировать длину предложений. Избегать сложных и витиеватых оборотов. Не затягивать повествование. Выражаться четко и лаконично.
- Для составления вводного абзаца следует продумать скелет проекта: на листке описать идею, обозначить цель, подобрать источники информации в формате списка литературы, если они понадобятся для очерка.
- Фрирайтинг помогает не потерять ключевые гипотезы. Смысл термина – запись идей в виде тезисов, с дальнейшей редактурой и проработкой. Каждое суждение подкрепляется идиомами и аргументами, получается наполненная и вдумчивая статья.
- Если со вступлением возникают сложности, то можно начать запись с повествовательного абзаца, а затем вернуться к введению.
- Яркая парадоксальная реплика в заголовке шокирует педагога, но заставит погрузиться в чтение и анализ. Для начала разрешается использовать афоризмы с измененным поддекстом или современными синонимами.
Самый объемный блок – основная часть. Она пишется в формате рассуждения и общения. В центральном разделе автор описывает разные ориентации и точки зрения по обозначенной проблеме, изучает аргументы, вставляет личные мысли и размышления. Для подкрепления гипотез используются факты, теории, статистические данные, теории экспертов или других писателей. Школьник или студент может опираться на жизненный опыт, дополнять историю рассказом о произошедших событиях и выводах после случившегося.
Заключение – подведение итогов всему вышесказанному. В заключительной части формируются выводы и советы. Дается обобщение того, к чему могут привести описанные ситуации и как избежать нежелательных последствий. Если работа на профессиональную тематику, то в завершении стоит написать логический вывод, объединяющий озвученные проблемы. Цель финального блока – придание творческому проекту законченного и целостного вида.
Как подготовится
Для успешного выполнения письменных контрольных по русскому языку требуется развитие базовых навыков изложения мнения в текстовом формате. Для этого необходимо расширять словарный запас, читать публицистические произведения, для запоминания терминов, фразеологизмов и литературных оборотов.
При подготовке стоит заранее продумать тему, если название будет в свободной форме. Лучше выбрать заголовок, отражающий личный опыт или индивидуальную точку зрения по общественно значимым вопросам.
Отдельно следует повторить правила орфографии и пунктуации. Тренировать внимание, заниматься редактированием собственных сочинений.
Критерии оценки:
- Размер от 200 слов;
- Наличие редких средств выразительности – аллегорий, притчевых образов, символов, аналогий;
- Непредсказуемость, необычные сцепления;
- Чередование полемики, вопросов, интонаций и разговорной лексики;
- Формулировка проблемы и ее развитие;
- Правильность комментирования и аргументации;
- Смысловая целостность, связанность речи;
- Этические нормы и фактологическая точность.
В повести не требуется уточнений и пояснений, подразумевается что читатель уже знаком с тонкостями проблематики и хочет услышать именно авторское отношение. Важно не бояться выражать свое мнение, аргументировать и оригинально выражать концепции и идеи.
Виды подготовки:
- Самостоятельная – регулярные домашние тренировки с самопроверкой;
- С репетитором – педагог укажет на недостатки и исправит пробелы;
- На факультативах в школе – эссе входит в ЕГЭ по русскому языку и отрабатывается при выполнении пробных вариантов;
- На специализированных курсах по госэкзаменам при вузах, академиях, колледжах.
План написания
Эссе относится к небольшому письменному заданию, поэтому составление развернутого содержания для его выполнения необязательно. Проект пишется в свободной форме, главное следить за логикой декламации, избегать перескакивания с одной мысли на другую.
Если начать рассуждения сложно, то структурирование составит скелет работы. План может быть обобщенным и содержать тезисные фразы для вступления, центрального блока и заключения, или подробным с подпунктами и деталями.
При составлении содержания можно использовать фрирайтинг и записывать все приходящие в голову идеи, после чего распределить их по конкретным опорным точкам и нарастить аргументами и художественными выражениями. Выполнение решения по такой схеме начинается с основной части. После абзацев с рассуждениями подбирается введение и заключение.
Советы по написанию
Следование подробным рекомендациям поможет быстро и грамотно составить сочинение на любую тему:
- Придание ритма. Чередование длинных и коротких фраз воспринимается легче, чем работа из обилия сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений.
- Использование простых слов сделает рассказ понятным и так проще избежать орфографических ошибок. Научную терминологию лучше оставить для публикаций.
- Оригинальность позволит набрать дополнительные очки. Применение стандартных фраз и выражений превращает произведение в скучное чтиво. Личное мнение, в креативной формулировке, привлечет внимание читателей и проверяющих, возвысит работу из общей массы.
- Отсутствие юмора и шуток. Юмор не всегда уместен и понятен, поэтому веселые отступления лучше не использовать.
- Использование личного опыта. Прием трансформирует рассуждения в душевные и близкие читателю.
- Тщательно выбиранное название. Если в задании предложены несколько тем, то следует выбрать наиболее понятные и интересные.
- Обязательное саморедактирование. После написания текста необходимо перечитать его с целью контроля слаженности и логичности повествования, а затем проверить орфографию и пунктуацию.
Следование простым советам поможет составить размышление и получить высокие оценки.
Топ-5 ошибок в эссе
Недочеты текстов стандартизированы и чаще связанны с внутренней скованностью или невнимательностью:
- Минимальное самовыражение. Эссе свободный жанр, приветствующий высказывание собственной позиции и донесение авторского замысла. Страх обозначить точку зрения, отличную от общепринятой, мешает проявить характер и нравственные устои.
- Нехватка аргументов. Каждое высказывание, гипотеза должны быть объяснены и подкреплены опытом, аксиомами, цифрами, экспертными заключениями.
- Расхождение тематики с содержанием. Заголовок может иметь глубокий смысл, не понятный с первого прочтения. Если проблема обозначена правильно, но раскрыта не в полной мере, получить высокий балл не удастся.
- Отсутствие уникальной позиции. Основное отличие эссе от сочинения – содержание и отображение личного мнения. Без него цель написания теряется.
- Нелогичное и непоследовательное изложение. Свобода жанра пускает пыль в глаза обманчивым ощущением простоты. Если не контролировать структуру и не редактировать готовый текст, то риск несвязанного повествования увеличивается.
Эссе по русскому языку позволяет проявить творческие способности, показать наличие и умение высказывать и аргументировать индивидуальную позицию. Красивое, последовательное рассуждение с нестандартными фразами и выражениями поможет получить отличную оценку преподавателей, запомниться и удивить приемную комиссию.