Оценивается выполнение задания на 24 балла, а что составляет примерно половину. Поэтому школьники и преподаватели при подготовке фокусируют внимание на 27-ом задании.
Во время подготовки у учеников возникают трудности, поэтому выпускники задаются вопросами, как писать сочинение по проблеме текста, как определить проблему. Ответы на вопросы читатели получат в статье, ознакомятся с требованиями, предъявляемыми к сочинениям, со структурой эссе.
Структура сочинения
Композиция сочинения состоит из следующих обязательных частей:
- Вступительная. Ученик отражает знания об авторе, включает анализ произведения, готовит, подводит читателя к проблеме. Школьник вправе дать трактовку ключевому определению, описывает актуальность темы, рассуждает о явлении, эпохе, типичности ситуации.
- Проблематика. Тестируемый отражает поставленный автором текста вопрос, поднятую проблему. Если таковых несколько, то стоит выбрать ту, что полнее раскрывается писателем.
- Разъяснительная (комментарий). Объясняется значимость, актуальность спорного вопроса. Подтверждается объяснение двумя иллюстрациями исходного материала. Комментарии сравниваются, анализируются. Обучающийся определяет смысловую взаимосвязь между примерами.
- Авторская позиция. Выявить авторское отношение, предоставить ответ на вопрос. Понять, оправдывает писатель героя либо наоборот осуждает.
- Собственное видение. Содержит ответ: согласен ли автор эссе с видением дилеммы писателем. Сопровождается аргументами. Аргументами считаются общеизвестные факты, сведения из книг. Биографии влиятельных, признанных личностей, данные фильмов, др. культурно-исторических материалов.
- Заключительная. Обобщить анализ, оценить идеи и рассуждения, а также указать, о чем заставило задуматься произведение. Тестируемый вправе сослаться на историю развития темы, отнести к извечным, обозначить актуальность.
Важно! Каждая отдельная составляющая занимает 1 абзац. Исключение – комментарий. Иллюстрации части стоит разделить на 2 абзаца.
Требования к сочинению
ФИПИ предъявляет следующие требования:
- Объем состоит из 150 слов и более.
- Работа содержит обязательные разделы композиции. Четко постановлено авторская угол зрения, выражено личное мнение, аргументация (приведение комментариев).
- Правильное определение, а также описание одного вопроса, проблемы произведения.
- Сочинение – не пересказ текста, не тезисный план, состоящий из цитат. Не перегружать текст цитатами.
Примечание! 27-ое задание КИМа оценивается на 24 балла при соблюдении перечисленных требований.
К грубым нарушениям относятся: чрезмерное цитирование, постановка неправильной темы обсуждения. Если школьник допустил перечисленные ошибки, то работа обесценивается, комиссия выставляет 0.
Алгоритм написания
Чтобы правильно распределить нагрузку, соответственно успеть выполнить задание, соблюсти требования, работать стоит в следующем порядке:
- Прочитать текст, понять смысл, установить тип. Параллельно выявить отношение писателя, отметить главный вопрос текста, подчеркнув оценочные суждения, показательные примеры.
- Четко, однозначно сформулировать вопрос, отношение автора.
- Обратиться к комментарию, иллюстрациям. Убедиться в правильности выбора примера: оценить соответствие вопросу. Оформить комментарий, передав суть иллюстрации. Обозначить взаимосвязь между примерами, указать: опровергают примеры друг друга либо дополняют.
- Найти слова писателя, которые подтверждают правильность определения главного вопроса, понимания авторской позиции.
- Обозначить личную точку зрения: согласие или несогласие. Продумать аргументы. Зафиксировать, сформулировать доказательство, передав суть.
- Обдумать структуру. Прикинуть объем каждой раздела, соотношение разделов. Разделить текст на 3-5 абзацев. Количество зависит от смысловых блоков, объема работы.
- Проверить соблюдение нюансов. Вступительный, заключительный разделы совместно составляют 1/3 часть работы. Заключение занимает 2-3 предложения. Проблема сформулирована четко, недвусмысленно. Объективно передана. Иллюстрации, приведенные как комментарий, связаны. Приведены иллюстрации, сопровождаются рассуждениями, пояснениями. Предложение, отражающее авторское отношение, содержит прямую или косвенную цитату. В «собственном мнении» четко указана позиция, приведено обоснование.
Важно! Перед переписыванием прочитать творение от начала до конца. Добавлять информацию стоит в черновике, переписывать – только готовый черновой вариант.
Типичные ошибки
Распространенные ошибки организационного и содержательного плана:
- Несоблюдение последовательности написания. Сочинение строится в соответствии с установленной композиции, поэтому эссе сравнивают с паззлом. Если начать работу не с первого пункта, то тестируемый потеряет логику действий, не поймет смысл произведения.
- Несоответствие работы критериям проверки. Во второй главе ученики допускают ошибки: приравнивают либо путают понятия тема, идеи, проблема. Из-за чего ошибочно определяют последнюю. Либо обозначают и описывают ряд проблем текста, это неправильно. Работа раскрывает 1 проблему.
- Несоответствие примеров. Аргументы не соответствуют смыслу, опровергают видение писателя, ученика. Другой вариант: аргумент решает смежную дилемму.
- Отсутствие рассуждений после выражения мнения. Мнение нужно зафиксировать, привести рассуждения по теме. Обосновать мысли, обратиться к сведениям фильмов, научным фактам, книгам, биографии именитых людей.
- Не комплексная, несистематичная подготовка. Балльная шкала содержит ряд пунктов оценивания, среди них: соблюдение грамматических, орфографических, пунктуационных, др. правил. Поэтому школьнику стоит тренироваться в определении проблемы и выявлении примеров, повторять правила. Расширять кругозор, чтобы четко формулировать собственное мнение.
Примечание! Чем точнее сведения, приведенные в качестве аргумента, тем выше вероятность получить большее количество баллов за задание.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной