Учитель — это профессия с множеством направлений: можно работать с начальными классами, вести конкретный предмет или заниматься дополнительным образованием. Для поступления на каждую специализацию потребуется свой набор экзаменов.
Сегодня в России стать учителем можно тремя основными способами:
- Поступить в вуз после 11-го класса. Классический вариант, где ключевой критерий — баллы ЕГЭ. Набор профильных предметов зависит от специализации: например, для учителя биологии нужна биология, для географа — география.
- Пойти в педагогический колледж после 9-го или 11-го класса. Здесь важен аттестат, но чтобы его получить нужно сдать ОГЭ. Колледж даёт возможность быстро начать работать в школе, но готовит не по всем педагогическим профилям.
- Поступить в вуз после педагогического колледжа. Выпускники колледжей могут не сдавать ЕГЭ, а пройти внутренние экзамены в вузе. Обычно предмет зависит от направления, на которое поступает абитуриент.
Поэтому важно определиться со специализацией, то есть направлением педагогики:
- С какой возрастной группой хотите работать — младшие классы или старшеклассники.
- Какой предмет вам ближе — к примеру, литература, физика, информатика, история.
- Интересует ли узкое направление — например, работа с детьми с особыми образовательными и воспитательными потребностями.
Ответы на эти вопросы помогут выбрать оптимальный путь и понять, какие экзамены сдавать. Разберёмся, как это работает.
После 11-го класса можно поступить в педагогические вузы или на профильные факультеты других вузов, где есть направление «Педагогическое образование». Вузы предлагают полный спектр специализаций — от классических до редких и современных, например, преподаватель китайского языка, робототехники или дефектолог.
Ключевое условие для поступления — результаты ЕГЭ. Этот экзамен одновременно считается выпускным в школе и вступительным в вузе. Чтобы сформировать конкурсный рейтинг абитуриентов, вузы учитывают баллы ЕГЭ по определённым предметам в зависимости от специальности. Общая схема выглядит так:
- Русский язык. Обязательный экзамен для участия в конкурсе. Его сдают все абитуриенты всех российских вузов — в том числе поступающие на педагогические специальности.
- Основной профильный предмет. Главный критерий отбора для выбранной специальности. Например, для учителя математики важны баллы по профильной математике, для преподавателя физики — результаты госэкзамена по физике.
- Дополнительный профильный предмет. Ещё один критерий, который устанавливают вузы или предлагают на выбор абитуриенту.
Когда вы видите в списке вступительных испытаний вуза 3 или 4 предмета, это не означает, что нужно сдавать все экзамены. Напротив — у вас есть право выбора. Поскольку вузы заинтересованы в абитуриентах с высокими баллами, вы можете использовать результат своего самого сильного ЕГЭ. При подаче документов достаточно указать тот предмет, который наиболее выгоден для вашего конкурсного положения. Важно заранее уточнять на сайте выбранного вуза: является ли перечень экзаменов строго обязательным или абитуриенту предоставляется возможность выбора.Справка
В таблице собрали примеры профильных предметов ЕГЭ, которые нужны учителям разных специализаций. Уточняйте перечень в каждом конкретном вузе — требования могут отличаться. Вот несколько популярных направлений:
Профиль подготовки | Профильный предмет ЕГЭ | Дополнительные предметы ЕГЭ |
Учитель начальных классов | Математика | Биология или обществознание |
Учитель русского языка и литературы | Литература | Обществознание, история или иностранный язык |
Учитель иностранного языка | Иностранный язык | История, обществознание или литература |
Учитель химии и биологии | Химия или биология | Математика, история или обществознание |
Олигофренопедагог, сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог | Биология | Обществознание или математика |
Программы обучения 692 Графический дизайн и виртуальная дополненная реальность Государственная и муниципальная служба Промышленная теплоэнергетика Комплексные системы безопасности Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте Цифровые медиа в игровой индустрии и киберспорте Государственная и муниципальная служба Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте Инженер искусственного интеллекта (AI-инженер) Цифровая экономика и искусственный интеллект Менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса Теория и практика перевода (английский и испанский языки) Менеджмент в киберспорте и фиджитал спорте Графический дизайн и виртуальная дополненная реальность Сервисные и промышленные мобильные робототехнические системы Сервисные и промышленные мобильные робототехнические системы Инженер искусственного интеллекта (AI-инженер) Менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса Промышленная теплоэнергетика Менеджмент в нефтегазовом комплексе Техник по интеллектуальным интегрированным системам Городское строительство и хозяйство Городское строительство и хозяйство Предпринимательство на английском языке Гостиничный и ресторанный менеджмент Теплоэнергетика и теплотехника Теплоэнергетика и теплотехника Менеджмент в индустрии гостеприимства Государственное и муниципальное управление Менеджмент в индустрии гостеприимства Управление инновационным продуктом Информационные технологии Информационные технологии Управление в туризме Бизнес-администрирование в общем менеджменте Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык) Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе Логопедия в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности Символ, символика и мистика в искусстве. От древних культур до современности MS Power Point: создание эффективных презентаций Совершенствование навыков эффективной коммуникации и делового письма Дизайн коммерческих интерьеров с нуля до PRO Как стать бренд-менеджером ресторанной сети Психологическое консультирование в когнитивно-поведенческом подходе Тренер-преподаватель по виду спорта «лазерный бой» Методы принятия и исполнения управленческих решенийСпециальность
ОГЭ: нужен ли для поступления в колледж
После 9-го или 11-го класса можно поступить в колледж на педагога. Правда список направлений ограничен: учитель начальных классов, музыки, физкультуры, ОБЖ, изобразительного искусства, коррекционный педагог или педагог дополнительного образования.
Это отличная стратегия для тех, кто хочет:
- Быстро начать карьеру. Уже через 3 года после выпуска из школы можно получить диплом колледжа и работать учителем.
- Приобрести практические навыки работы с детьми. Обучение в колледже сфокусировано на этом и включает много стажировок в школах.
- Проверить свой интерес к профессии. Колледж позволяет окунуться в педагогическую среду и понять, действительно ли вам подходит эта работа.
- Упростить поступление в вуз, если планируете это в дальнейшем. Выпускники колледжей имеют право поступать в университет без ЕГЭ — по результатам внутренних экзаменов.
Ключ к поступлению — средний балл аттестата. Это усреднённая сумма баллов по всем предметам. Чем выше его значение, тем больше шансов поступить. В статье «Справочника по поступлению» мы рассказали, как он рассчитывается.
Однако чтобы получить аттестат, нужно сдать ОГЭ. Достаточно сдать два предмета — русский язык и математику. Другие предметы школьной программы относятся к предметам по выбору, то есть сдать их можно по желанию.
Результаты всех этих экзаменов не запрашивают в колледже при поступлении, но они влияют на средний балл аттестата. То есть чем лучше сдадите экзамен, тем выше балл по этому предмету будет в аттестате — это всё в совокупности повлияет на средний балл.
На отдельные направления в учебных заведениях нужно сдавать дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Как правило, на учителя физкультуры, музыки или рисования. Но бывают и исключения — к примеру, Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ для поступления на программу «Преподавание в начальных классах» проводит творческое испытание в виде мини-эссе. Подробнее читайте в статье «Что такое дополнительные вступительные испытания и на какие специальности их сдают».
Внутренние экзамены в вузе после колледжа
Окончание колледжа даёт полноценную профессию и право работать в школе. Однако многие выпускники продолжают обучение в вузе на педагога по нескольким причинам:
- Диплом вуза открывает путь к руководящим должностям — завуча или директора школы.
- Можно выбрать другой предмет для преподавания. Например, если в колледже отучились на учителя начальных классов, в вузе можно стать учителем-предметником.
- Вузы предлагают выпускникам колледжей сокращённые программы. То есть некоторые дисциплины в вузе перезачитывают, поэтому обучение проходит быстрее.
Для поступления в вуз выпускникам колледжа необходимо сдать внутренние вступительные экзамены. Обычно это:
- Русский язык — обязательное испытание для всех направлений. Проводится в формате письменного тестирования или изложения, по сложности сопоставимого с ЕГЭ.
- Профильный предмет — основной экзамен по выбранной специальности, результаты которого будут ключевыми при зачислении. Например, для учителя иностранного языка это может быть английский или немецкий язык.
- Дополнительный предмет по выбору вуза оценивает подготовку в смежной области, поэтому требуется не во всех вузах. Например, лингвистические вузы могут вводить дополнительный экзамен по иностранным языкам.
Если вы сдавали ЕГЭ после 11-го класса и прошло менее 5-ти лет, можно предоставить его результаты. Также ЕГЭ можно сдать после колледжа. Однако внутренние экзамены часто бывают проще. Учитывайте, что при поступлении в несколько вузов экзамены нужно будет сдавать в каждом из них.
Выпускник любого вуза — физик, искусствовед, биоинформатик — имеет право преподавать свой предмет в школе после прохождения профессиональной переподготовки по педагогике. Это необходимый этап, чтобы получить знания по возрастной психологии и методике преподавания.
Также читайте:
- «Как поступить в вуз после колледжа без ЕГЭ: новые правила-2025»
- «Чем среднее профессиональное образование отличается от высшего»
- «Как получить дополнительное профессиональное образование (ДПО)»
Кратко
- Чтобы понять, какие предметы нужно сдавать для поступления на педагогическую специальность, необходимо сначала определиться с конкретной областью преподавания и уровнем образования.
- Поступить в высшее учебное заведение после 11-го класса можно по результатам ЕГЭ. Список необходимых предметов варьируется в зависимости от выбранной педагогической специализации.
- Поступить в колледж на педагогическую специальность после 9-го или 11-го класса можно по среднему баллу аттестата. На некоторых специальностях дополнительно проводятся творческие или профессиональные дополнительные вступительные испытания.
- При поступлении в вуз после окончания педагогического колледжа основным критерием становятся результаты внутренних вступительных испытаний, которые проводит сам вуз.