Отличительные черты дистанционного образования в Москве
В связи с пандемией коронавируса высшие учебные заведения столицы и регионов вынуждены были отказаться от традиционного метода преподавания в пользу удаленного формата. Он предусматривает взаимодействие участников учебного процесса посредством современных устройств коммуникации (веб-камеры, мобильные приложения, мессенджеры, электронная почта и прочее).
Дистанционное образование в Москве предусмотрено по различным направлениям, начиная от менеджмента и заканчивая архитектурным проектированием. В процессе обучения студентам преподаются профильные дисциплины посредством таких форматов, как:
- веб-занятие (конференция, семинар, практикум, деловая игра проводятся в течение нескольких дней, контакт между преподавателем и студентом осуществляется с задержкой во времени);
- чат-занятие (лекция с использованием чат-технологий, которая подразумевает общий доступ к чату и интерактивную модель взаимодействия с аудиторией);
- телеконференция (теоретические основы и практика преподаются консолидировано, при помощи неоднократного прослушивания/просмотра аудио- и видеоматериалов);
- телеприсутствие (экспериментальная модель обучения, которая позволяет ученику, находящемуся на удаленном расстоянии, видеть и общаться с преподавателем при помощи робота).
Для эффективной организации дистанционного обучения в Москве образовательные учреждения активно пользуются специальными сервисами (Memberlux, iSpring, WebTutor). Они упрощают взаимодействие между студентом и преподавателем, а также позволяют обновлять обучающие материалы.
Каждый этап удаленного формата предоставления образовательных услуг завершается прохождением теста. При отрицательном результате экзаменации студент не получает доступ к следующему блоку обучающей программы.
Перед поступлением на дистанционные курсы в Москву рекомендуется проверить лицензию и аккредитацию образовательного учреждения.
Преимущества дистанционного образования
Абитуриенты выбирают дистанционный формат образовательных услуг по следующим причинам:
- экономия расходов (нет необходимости оплачивать жилье, проезд до университета и обратно);
- возможность совмещения учебы с работой (студент самостоятельно планирует занятость, рационально распределяя время на курсы и трудовую деятельность);отсутствие привязки к месту проживания (обучение доступно из любого региона России);
- учеба в комфортных условиях (чтобы посещать вебинары и чат-занятия, не нужно покидать пределы собственной квартиры);
- круглосуточный доступ к материалам (читать книги в электронном виде и слушать лекции можно в любое время дня и ночи);
- индивидуальный подход (студент может получить ответ на любой вопрос, в отличие от классического формата обучения, где преподаватель не может уделить внимание каждому);
- разнообразный арсенал средств связи (общение с преподавателем осуществляется в онлайн- и офлайн-режимах – электронная почта, мобильный телефон).
Удаленный формат можно совмещать с очной/заочной моделью обучения, что позволяет студенту одновременно осваивать две профессии в образовательных учреждениях. Неоспоримое преимущество образования в режиме онлайн – это возможность получения диплома столичной академии или университета без выезда из региона проживания.
Недостатки дистанционного обучения
Удаленный формат предоставления образовательных услуг не лишен недостатков. К ним относятся:
- дефицит социального взаимодействия (студенты лишены возможности общаться лично, поскольку процесс обучения ограничивается лекциями и вебинарами по интернету);
- зависимость от гаджетов (процесс обучения затрудняется при отсутствии веб-камеры, микрофона или интернет-соединения);
- повышенный риск отвлечения от образовательного процесса (в домашних условиях студент не может сосредоточиться на учебе из-за громких разговоров в соседней комнате, звонка в дверь, проведения ремонтных работ и прочих факторов-раздражителей);
- проблема с аутентификацией (не каждый преподаватель может определить, сдавал ли экзамен конкретный студент или же в тестировании участвовало третье лицо).
Среднее профессиональное образование дистанционно в Москве (направления)
Столичные колледжи предлагают абитуриентам в удаленном режиме освоить образовательные программы по следующим направлениям:
- банковское дело;
- товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;
- логистика;
- страховое дело;
- сетевое и системное администрирование;
- цифровой дизайн;
- право и организация социального обеспечения;
- программирование и информационные системы.
Срок обучения составляет 3 года 10 месяцев (на базе 9-го класса) и 2 года 10 месяцев (на базе 11-го класса).
Абитуриенты ошибочно отождествляют заочный и дистанционный форматы обучения. Первая модель оказания образовательных услуг обязывает студентов с определенной периодичностью посещать колледж, чтобы слушать лекции и сдавать экзамены.
Дистанционный вариант обучения не предусматривает личного общения студента и преподавателя, поскольку передача знаний и тестирование осуществляется через интернет.
Высшее образование (направления)
Высшие учебные заведения Москвы в режиме дистанционного обучения готовят специалистов по таким профилям, как:
- финансы и кредит;
- менеджмент организации;
- муниципальное и региональное управление;
- реклама и PR;
- аудит и бухгалтерский учет;
- теория и методика преподавания иностранных языков;
- психотерапия и семейное консультирование.
Срок обучения на специалитете составляет 5-6 лет, на бакалавриате – 4 года.
Многие выпускники академий и университетов получают второе высшее образование в удаленном формате. Оказывая такую услугу, учебные заведения зачастую предъявляют минимальный набор требований для поступающих. Абитуриенту назначают собеседование (в режиме онлайн). Также академия или университет оставляет за собой право организовать тестирование для «поступающих» (удаленно).
Магистратура (направления)
Повысить уровень образования можно на базе высших учебных заведений Москвы. Квалификация «Магистр» предусмотрена для специалистов по следующим направлениям:
- управление и организация предпринимательской деятельностью;
- юрист публичного права;
- экономика и управление финансами;
- государственная и муниципальная служба;
- управление человеческими ресурсами;
- производственная безопасность.
Период обучения на магистратуре длится 2 года 6 месяцев.
Профессиональная переподготовка
Многие университеты и академии предлагают услугу повышения квалификации в удаленном формате. Она позволяет совмещать учебу с работой (при этом можно получить диплом столичного образовательного учреждения, не выезжая из родного города). Абитуриент не сдает вступительных экзаменов и получает доступ к личному кабинету сервиса после оплаты программы.
Профессии, которые нельзя освоить дистанционно
Существуют категории специальностей, к которым принципы удаленного обучения не применимы. К ним относятся:
- врач;
- ювелир;
- социальный работник;
- контролер банка;
- делопроизводитель;
- секретарь;
- машинист;
- мастер печатного дела;
- ткач;
- пчеловод;
- пивовар;
- лаборант;
- токарь;
- сварщик.
Исчерпывающий перечень профессий, для которых не предусмотрено дистанционное обучение, содержится в Приказе Министерства образования и науки РФ №22 от 20.01.2014 г. (Приложение №1).
Как поступить
Чтобы получить право дистанционного обучения в колледже или высшем учебном заведении необходимо выбрать программу, направить по электронной почте пакет документов для приемной комиссии. Образовательные учреждения вправе выдвигать индивидуальные требования для «поступающих»: пройти собеседование в режиме онлайн, сдать тестирование.
Зачастую колледжи не требуют от абитуриента сдачи внутренних экзаменов, учитывая средний балл аттестата (конкурсная основа). Абитуриент получает доступ к личному кабинету после оплаты первого семестра (года) обучения.
При поступлении в высшее учебное заведение (специалитет/ бакалавриат) учитываются результаты ЕГЭ. Локальные документы университета или академии (устав, положение) могут предусматривать сдачу внутренних экзаменов.
Эксперты отмечают, что спрос на удаленный формат обучения будет увеличиваться. Но, соглашаясь с неоспоримыми преимуществами новой системы, специалисты оставляют открытым вопрос о качестве образования.