Кто они нынешние аспиранты? Ответ сложен, потому как зависит от мотивации студентов. Уверенно можно сказать одно: аспиранты – это разные люди с разными позициями, стимулами к обучению. Здесь, как и на магистрате, есть одаренные ученые, сомневающиеся, мечтатели, практики и теоретики.
Более 70% аспирантов – занятые специалисты (совмещают работу с учебой). Примерно треть работают в собственном вузе или у компаний-партнеров. Средний возраст существенно отличается: от 26–28 до 35–40 лет, по данным разных заведений.
Что движет будущими аспирантами поступать и обучаться?
Топ-5 мотивов аспирантов, согласно результатам исследований 2016 года, проведенных по запросу Минобрнауки, выглядит так.
- 30% магистров/специалистов идут учиться дальше, ведомые тягой к собственным открытиям, изобретениям, признанию.
- 10% молодых студентов выбирают аспирантуру, чтобы воспользоваться отсрочкой от армии.
- Четверть абитуриентов – состоявшиеся специалисты авторитетных организаций, претендующие на руководительские должности (ученая степень дает преимущества перед прочими кандидатами).
- 15% – молодые люди с педагогическими притязаниями.
- 15% аспирантов объясняют желание получить ученую степень яркой строчкой резюме (с этим сложно спорить – квалификация исследователя является сильным конкурентным плюсом, особенно на международном поле труда).
Оставшиеся 5% молодых людей выбирают обучение у нас, желая оставить как можно больше дверей в успешное будущее открытыми. Третья ступень профессиональной последипломной подготовки открывает серьезные перспективы: стажировка за рубежом, авторитет у иностранных крупных компаний, полезные знакомства, связи в научных кругах, доступ к эмпирической платформе научных исследований.
Как максимально упростить себе годы обучения в аспирантуре?
Сложно ли учиться в аспирантуре? Да, сложно, за 3–4 года подготовки студент должен:
- публиковаться (каждая статья оформляется, подтверждается, редактируется, утверждается на нескольких уровнях);
- участвовать на форумах, конференциях, научных собраниях (оформлять командировки, оформлять отпуска у работодателя);
- вести бакалавров/магистров-дипломников, преподавать;
- заполнять журнал достижений;
- собирать подробную информацию для диссертации.
На первом году обучения аспиранта ждут классические лекции, семинары, занятия. Второй год посвящен подготовке к кандидатской экзаменации. Последние 2 года – почти на 100% индивидуальные занятия под руководством научного руководителя.
Упростить жизнь аспиранта может только он сам. Мы создали для этого оптимальные условия:
- учеба проводится вечером (удобно посещать лекции после работы);
- состав научных руководителей – самый сильный (доктора, профессора);
- доступ к паспортам специальностей (выбор тематики диссертации) – дистанционный, широкий выбор тем.
Самый верный способ упростить для себя аспирантуру – угадать с темой диссертации. Чем дольше ее осваивает студент (начать можно с первой курсовой работы будущего бакалавра), тем проще подготовка и защита труда.
Различия между аспирантурой в России и за рубежом
Хотя пик моды на иностранное обучение россиян прошел, вопросы о том, где выгоднее/проще учиться, актуален. Единого ответа на него по-прежнему нет. Многое зависит от человека – его характера, намерений, желаний, планов.
Уровень сложности подготовки одинаков. Заграничное обучение может оказаться более трудным по 2 причинам:
- чужой язык (экзаменация, диссертация, чтение лекций);
- российская бюрократия сложна и непобедима, но ее уровень в тех же Штатах, Канаде, Норвегии, Франции на порядок выше.
Эксперты считают самым сложным уровень аспирантуры Израиля. За ним следуют Германия, Норвегия, Турция. Российские вузы обеспечивают ученым более комфортные условия за счет единого языка, сильной школы педагогов, доступа к реальным эмпирическим данным отечественных предприятий.