Аспирантура играет важную роль в подготовке квалифицированных кадров, дает возможность получить ученую степень и продвинуться по карьерной лестнице. Это шанс проявить себя, связать свою жизнь с наукой и стать профессионалом в выбранной области. Рассказываем, кем можно работать аспиранту, который успешно завершил обучение.
Что дает аспирантура
Аспирантура – способ повысить свою квалификацию, получить новые знания; это возможность стать ученым и преподавателем. Аспиранты самостоятельно проводят научные опыты в определенной области и пишут диссертационное исследование. После успешной защиты диссертации выпускник получает степень кандидата наук.
Главные цели аспирантуры: развитие научного мышления, проведение прикладных исследований, подготовка новых кадров для научных организаций и вузов. Для каждого аспиранта назначается руководитель, вместе они выбирают тему исследования.
Главная особенность аспирантуры – практическая и прикладная направленность. Здесь нет ежедневных лекций, как для бакалавров или магистров. Основной смысл работы – проведение самостоятельных исследований, экспериментов, подтверждение на практике теоретических выкладок. Чтобы стать ученым, важно выбрать интересную тему, определить цель в начале обучения и следовать ей. Тогда у вас будет шанс найти хорошую высокооплачиваемую работу.
Во время учебы аспирант занимается написанием и защитой кандидатской диссертации, он может проводить практические и лабораторные занятия у студентов на младших курсах. Также он пишет научные статьи и выступает с ними на конференциях, печатает результаты своих исследований в научных журналах.
Можно ли работать во время учебы в аспирантуре
Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает разъяснение: «Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения индивидуального плана имеют право быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты, то есть совмещать получение образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы» (пп. 27 п. 1 ст. 34).
Учитывая условия учебы, можно трудоустроиться на полный рабочий день (если позволяет форма обучения), на неполный день или неполную рабочую неделю. Главное, чтобы работа не мешала выполнять индивидуальный план обучения в аспирантуре.
Росметод комментирует: «Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений на трудоустройство лиц, обучающихся по очной форме». Поэтому аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по очной форме, имеют право совмещать учебу с работой у любых работодателей.
Где работать после аспирантуры: учебные заведения
Обучение в аспирантуре развивает навыки решения сложных задач в определенной области. Это требует много сил, упорства, самодисциплины, трудолюбия и творческого подхода. А общение с людьми, которые обладают высоким уровнем культуры и интеллекта, помогает стать разносторонней личностью.
Аспирантура способствует развитию способностей в профессиональной сфере. Аспиранты совершенствуют свои знания и учатся передавать их другим. Таким образом, вы становитесь богаче знаниями и опытом, а также получаете возможность делиться своими открытиями с окружающими. Умение донести знания до других – это ценный навык. Давайте посмотрим, где работают выпускники аспирантуры.
Высшие учебные заведения
Успешная учеба в аспирантуре – это ступенька в карьере. Она необходима для работы в вузах: университетах, академиях, институтах. Главная цель – подготовка научных кадров; во время учебы аспиранты знакомятся с приемами педагогики высшей школы. Поэтому после защиты кандидатской диссертации вы сможете устроиться на работу в должности старшего преподавателя на кафедру своего вуза. А в дальнейшем есть перспектива стать доцентом.
Преподаватель университета решает важные задачи подготовки научных кадров. Это ответственная должность, на которой нужно не только учить студентов, но и самому продолжать заниматься научной работой: писать статьи, участвовать в конференциях. Быть преподавателем – большая ответственность, ведь доценты вместе со своими подопечными студентами работают над темами курсовых и дипломных работ, помогают им писать научные статьи.
В соответствии с индивидуальным планом работы аспиранты проходят педагогическую практику, осваивают навыки преподавательской деятельности. Как правило, выпускник аспирантуры остается работать на своей кафедре, начинает преподавать. Если нет места преподавателя, рассмотрите вакансию ассистента.
Колледжи и техникумы
Если вы не нашли подходящей должности в вузе, попытайте удачу в колледже или техникуме, там бывает больше вакансий. Молодой специалист, который хорошо себя проявил на работе, может добавить в свое резюме опыт работы по педагогической специальности. Это поможет в дальнейшем устроиться в университет. Работа в колледже – это хорошая возможность применить свои знания и получить навык преподавания.
А если вы не можете жить без научной деятельности, то параллельно с работой в колледже занимайтесь исследованиями. Пишите научные статьи и публикуйтесь в изданиях. Это будет большим плюсом к вашему резюме.
Можно ли после аспирантуры работать в школе
После окончания аспирантуры можно устроиться на работу в школу. Если основное образование относится к области, которая соответствует преподаваемому предмету, смело можно претендовать на должность учителя. Иногда необходимо пройти курсы дополнительного профессионального образования по методике преподавания школьных дисциплин.
Обратите внимание, что в соответствии с Квалификационными справочниками одних только курсов ДПО недостаточно для педагогической работы в школе. Пример: работодатель (директор) вправе отказать в трудоустройстве специалисту, если у него высшее техническое образование, а он претендует на должность учителя по гуманитарным предметам.
Работа после аспирантуры: другие варианты
В принципе после окончания аспирантуры у молодого специалиста два главных пути – в преподавание (вузы) и в исследования и разработки (НИИ). Обычно в аспирантуру поступают сразу же после специалитета или магистратуры, и без опыта работы. Но лучше поступать, имея опыт работы по специальности, чтобы использовать свой производственный опыт в научных исследованиях в рамках аспирантуры и для написания диссертации.
Научно-исследовательские институты
Аспиранты – это люди, которые не просто осваивают профессию, они стремятся к исследованиям, открывают новое. Именно поэтому такие специалисты нужны в НИИ (научно-исследовательских институтах), а также в лабораториях и на заводах, где производятся новинки.
Аспирантура предоставляет большие перспективы в карьерном росте. В НИИ вы сможете создавать новые продукты, технологии или делать открытия и изобретения.
Например, выпускник аспирантуры факультета фармацевтики умеет разрабатывать новые лекарства или модифицировать уже имеющиеся препараты. Он умеет проводить исследования, искать новые лекарственные формы, и поэтому сможет внести свой вклад в развитие отечественной фармацевтики.
Студенческие сервисы
Работа в таких сервисах – это хорошая возможность иметь регулярный или дополнительный источник дохода. Здесь аспирант выступает в роли эксперта по своей специальности. Он помогает студентам писать курсовые работы, научные статьи, решать задачи. Большой плюс таких сервисов – работа онлайн, не выходя из дома.
Репетиторство
Важное преимущество сервиса для студентов и школьников – не нужно самому искать заказчиков. А если вы готовы к самостоятельной работе – можете стать репетитором в вашем городе, или находить учеников через интернет, чтобы работать с ними в формате онлайн.
Услуги репетиторов сейчас очень востребованы, особенно по таким предметам, как русский язык, математика и обществознание.
По данным сервиса «Авито Услуги», растет спрос и на другие школьные предметы:
- Литература
- Информатика
- География
- Химия
- Китайский язык
Если у вас техническая специальность, можете стать репетитором по математике, информатике, физике. Гуманитарии занимаются подготовкой детей по литературе, обществознанию, иностранным языкам: английскому, немецкому, испанскому. Особенно актуальны услуги репетитора для школьников 9 и 11 классов, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Бизнес и производство
Учеба в аспирантуре и научная степень – преимущество в резюме. Крупным компаниям и промышленным предприятиям нужны специалисты, способные работать с большими объемами информации, создавать собственные научные разработки в прикладной области.
Талантливые аспиранты могут искать работу не только в НИИ. Их потенциал нужен в специализированных центрах, которые закреплены за крупными корпорациями и концернами. Здесь ценятся молодые специалисты, способные разрабатывать новинки и предлагать свежие идеи.
Пример: если диссертация аспиранта была на тему технологических процессов на производстве, есть возможность стать инженером по соответствующему направлению. Особенно ценятся специалисты, умеющие создавать инновационные продукты.