Ассоциация негосударственного образования начала разработку первой комплексной стратегии развития частного образования в стране. Об этом заявили представители отрасли в ходе проведения круглого стола на площадке «Опоры России».
Стратегия будет охватывать все уровни образования: от дошкольного и среднего до высшего и дополнительного. Ее цель — предоставить государству и обществу понятный инструмент идентификации надежных партнеров, выработать внутренние правила игры для сектора и повысить качество образовательных услуг через внедрение саморегулирования, выравнивание условий для частных и государственных организаций и развитие государственно-частного партнерства.
Участники дискуссии определили ключевые направления для разработки стратегии. Одно из них — развитие инструментов саморегулирования. В качестве решений рассматриваются создание системы профессионально-общественной оценки качества силами Ассоциации при участии государства и разработка внутренних стандартов для борьбы с недобросовестными методами работы.
«Ключевой вызов для развития негосударственного образования — устойчивое недоверие к качеству услуг со стороны общества, потребителей и регулятора. Оно вызвано неоднородностью сектора, отсутствием единых стандартов, превышающих обязательные государственные требования, и разобщенностью игроков. Решение — в консолидации, саморегулировании и выработке общей стратегии как дорожной карты для выживания и лидерства. Сектор обладает огромным потенциалом. Однако “серая зона” операторов, работающих на грани нормативных требований, формирует негативный стереотип для всего поля. Борьба с этим — совместная задача государства и профессионального сообщества, но она требует не только контроля “сверху”, но и “горизонтальных” механизмов самоочищения», — отметил председатель правления Ассоциации негосударственного образования, ректор Университета «Синергия» Артём Васильев.

Еще одно направление — выравнивание условий ведения деятельности для частных и государственных образовательных организаций. Оно предусматривает устранение существующего правового неравенства, которое сохраняется на практике, несмотря на конституционные гарантии.
Третье направление — развитие инструментов государственно-частного партнёрства, нацеленное на вовлечение инвестиций в развитие образовательной инфраструктуры. Несмотря на отдельные успешные примеры, в российской сфере образования отсутствуют системные и законодательно урегулированные механизмы ГЧП в сфере образования. Их создание позволит снизить нагрузку на бюджет.
Отдельное внимание на круглом столе уделили защите бизнеса и его взаимодействию с частным сектором образования.
«Стратегия необходима, в первую очередь, для защиты прав собственников организаций частного образования. Во-вторых, она важна для работодателей, которым комфортно сотрудничать с частным сектором из-за его ориентации на практическое применение знаний и нацеленности на бизнес-результаты. Кроме того, важным направлением является развитие государственно-частного партнерства в сфере образования — это выгодно и бизнесу, и государству», — подчеркнул первый вице-президент «Опоры России» Эдуард Омаров.
Эксперты пояснили, что стратегия частного образования должна стать инструментом консолидации ресурсов сектора для решения масштабных государственных задач. Речь идет о системной интеграции отрасли в реализацию национальных приоритетов, таких как технологический суверенитет, экспорт образования и пространственное развитие.
Частное образование, характеризующееся высокой степенью практико-ориентированности программ и тесной связью с работодателями, готовит кадры без дополнительных затрат государственного бюджета, предлагая гибкие и инновационные подходы с меньшей бюрократической нагрузкой. Оно способствует удержанию талантливой молодежи в стране, обеспечивает бесшовность и непрерывность обучения, а также индивидуальный подход к студентам, напрямую способствуя решению ключевых государственных задач в сфере подготовки кадров.
Работа над стратегией будет продолжена. Документ планируется доработать и вывести на дальнейшие этапы обсуждения с государственными органами для последующего утверждения.
Рынок частного образования в России охватывает более 4 млн человек и оценивается в 700 млрд рублей в год. Сектор демонстрирует уверенное развитие: за пять лет контингент частных вузов увеличился в 1,6 раза, а в системе среднего профессионального образования — более чем на 80%.




