Согласно результатам опроса Аналитического центра Университета «Синергия», 26% россиян считают, что ситуация с западными санкциями позитивно влияет на развитие системы образования в России, и лишь 16% видят в этом негативное воздействие.
35% опрошенных считают важным позитивным следствием санкций отказ России от Болонской системы образования и выстраивание собственного подхода с акцентом на интересы национальной экономики.
Также в числе важных плюсов респонденты обозначили рост качества образования за счет развития новых образовательных направлений (29%), усиление патриотического воспитания (19%) и приток иностранных студентов из дружественных России стран (17%).
Президент Корпорации «Синергия» Вадим Лобов отметил, что такая реакция россиян по поводу отказа от Болонской системы имеет вполне рациональное объяснение.
«Болонский процесс — одно из наиболее явных проявлений сотрудничества российской системы образования с западной. Именно с присоединением России к этой системе чаще всего связывают утечку мозгов из страны. Ребята учились в России, государство тратило на них силы и ресурсы в расчете на то, что они будут работать в своей стране, производить новые продукты или услуги. Но часть из них уезжала за рубеж сначала по обмену, а потом и оставалась там навсегда во многом под влиянием пропаганды, а не реальных плюсов. Сейчас Россия вышла из Болонского процесса — и этот поток приостановился. Конечно, с точки зрения общества и государства, это позитивно, что и подтверждает опрос», — сказал он.
Кроме того, Аналитический центр Университета «Синергия» выяснил, как ситуация с санкциями повлияла на выбор профессии студентами. На фоне санкций из России ушел ряд иностранных компаний и освободилось заметное количество рабочих мест. В результате среди россиян вырос спрос на специальности, которые ранее не пользовались особой популярностью – например, рабочие и инженерные (такую точку зрения разделяют 34% участников опроса).
По мнению 27%, выросло число молодых людей, которые хотят учиться и работать в России либо в дружественных странах. Ну а 21% считает, что санкции не играют никакой роли при выборе студентами дальнейшей карьеры или специализации. 58% опрошенных полагают, что санкции вообще не оказали на образовательную систему никакого влияния. Между тем 41% респондентов из числа тех, кто видит в ограничениях преимущественно негативное влияние на систему образования в России (таких, напомним, всего 16%), отметили, что санкции вызвали трудности с обучением за границей, но большинство (63%) говорят при этом, что санкции лишь частично мешают студентам получить международный опыт обучения. Порядка 30% не видят никаких препятствий и лишь 7% полагают, что санкции полностью ограничивают возможности учащихся получить образование или стажировки за рубежом.
Опрос проводился Аналитическим центром Университета «Синергия» в январе 2024 года. Анкета с вопросами рассылалась респондентам по электронной почте. В исследовании приняли участие свыше 5 тыс. россиян, которые проживают во всех регионах страны.