+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Школа-студия МХАТ появилась на изломе Великой Отечественной войны — мир хотел очищения искусством

30 Апреля 2021
Поделиться:
Школа-студия МХАТ появилась на изломе Великой Отечественной войны – мир хотел очищения искусством
В XX веке легендарная Школа-студия была открыта в тот момент, когда наша страна по миллиметру отползала от края пропасти, в которую европейский фашизм стремился свергнуть СССР. В XXI веке «Новая Школа МХАТ» также появилась в переломный для цивилизации момент — в разгар мировой пандемии.

Школа-студия МХАТ — не только актерский вуз и система подготовки новых Личностей для театра и искусства вообще, но и попытка повлиять на едва не распространившуюся на планете идеологию нацистской бесчеловечности.

Война застала театр на гастролях

Начало Великой Отечественной МХАТ (тогда он назывался Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького) встретил в Минске, куда прибыл на гастроли 16 июня 1941 года

22 июня. В течение первого дня войны немецкие самолеты несколько раз пытались прорваться к Минску, но были остановлены советскими летчиками — на столицу Белоруссии не упала ни одна авиабомба. Еще два дня жители города не осознавали всей полноты случившегося.

Артисты МХАТ давали спектакли до 24 июня. Звонили в Москву — им не рекомендовали спешно покидать Минск.

Фашисты войдут в Минск 28 июня 1941 года. Еще пять дней назад у всех советских людей была убежденность, что внезапно начавшийся кошмар вот-вот закончится — что наши авиация и танки быстро упекут «зверя» обратно в бездну, из которой он выбрался. Но нет. Не сейчас…

24 июня начались массированные налёты немецкой авиации на город. Сопротивление нашей авиации было смято крупными силами противниками, силами практически всей Европы.

Подбитые советские самолеты в районе минского аэродрома. 1941 г.

Подбитые советские самолеты в районе минского аэродрома. 1941 г.

В течение суток был разбомблен центр Минска, погибли тысячи горожан. Взрывом от бомбы была снесена часть здания театра, в тот день полностью сгорели все декорации и костюмы мхатовцев.

Тот самый театр в Минске, где с 16 по 26 июня 1941-го выступали с гастролями артисты Московского Художественного театра

Тот самый театр в Минске, где с 16 по 26 июня 1941-го выступали с гастролями артисты Художественного театра.

Выбираться из горящего, почти захваченного на тот момент врагом города коллективу Художественного театра пришлось то пешком, то на попутках. Путь в 720 километров до Москвы занял 3 дня. Коллектив МХАТа прибыл в столицу 29 июня.

Лето 1941 года. Москва. Военные занятия артистов во дворе Московского художественного театра

Лето-осень 1941 года. Москва. Военные занятия артистов во дворе Московского художественного театра. В первом ряду (слева направо) Николай Хмелев и Михаил Яншин.

Некоторые из сотрудников МХАТа ушли на фронт добровольцами, не взирая на уговоры коллег, что они важны театру и стране здесь, потому что фронту, раненым бойцам и всем, кто трудится в тылу, крайне нужно искусство, дающее силы на борьбу. Защищая Родину, многие артисты-добровольцы погибли.

Часть ведущих актеров коллектива (Ольга Книппер-Чехова и Василий Качалов) во главе с со-основателем МХАТа Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко по решению Правительства СССР в сентябре 1941 года эвакуировали в Нальчик, а затем в Тбилиси.

Остальной коллектив театра (около 200 человек с семьями) в октябре 1941-го эвакуировали в Саратов, где театр разместился в здании городского ТЮЗа.

Театры на передовой

С начала войны многие театры западной и центральной части Советского Союза были эвакуированы в тыл.

Отметим, что уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, профсоюзом работников искусств СССР было принято решение организовывать творческие бригады во всех культурных учреждениях.

В первые дни войны были даны и первые концерты — на сборных мобилизационных пунктах, где в особой атмосфере провожали тех, кто уходил прямо на передовую.

А зимой 1942 года, после разгрома немецких войск под Москвой особым штабом при Центральном доме работников искусств СССР были сформированы фронтовые театральные бригады. К их работе предъявлялись требования военного времени.

«Помимо высокого профессионального мастерства и патриотического репертуара, артисты должны проявлять мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой».

Актеры выезжали к фронту на линию огня, в госпитали, на заводы, — выступления перед воинами и рабочими давали зачастую прямо в полевых условиях, на импровизированных сценах.

Поддержать морально-боевой дух, показать людям торжество жизни, правды и справедливости, вселить уверенность — это очень важная задача, которой занимались артисты театров, кино, эстрады, цирка и даже балета.

Боевые и трудовые подвиги на фронте и в тылу бесценны, но и подвиг людей искусства, державших психологический тонус страны, да и часто рисковавших во время войны жизнью, также неоценим.

Путевые заметки артиста

В своих дневниках актер МХАТа Иван Кудрявцев описал случай.

«Зимой 1942 года наша фронтовая бригада в количестве тринадцати человек выехала из Саратова. Путь был долгим: Тамбов, Воронеж и дальше на Украину — к фронту».

По дороге актеры давали концерты в госпиталях, иногда в день проходило по 13 выступлений. В Лисках артистов разместили на ночь в пустом санитарном составе, подготовленном к принятию раненых. Затем другим поездом они отправились по маршруту. Все изменилось в Купянске Харьковской области. Вернувшись вечером после четырех концертов в госпитале к своему вагону, мхатовцы увидели, что перрон заставлен носилками с ранеными. Бросились помогать: перекладывали бойцов с широких носилок на узкие (широкие не прошли бы в вагон), вносили в поезд, укладывали на полки. Раненых было много, размещать их приходилось даже на полках для вещей.

«По перрону металась женщина, искала раненого мужа, хотела передать продукты, плакала».

Артисты помогали и с этим.
Погрузили. Тронулись. А позже узнали, что через час после отбытия немцы на вокзале в Купянске разбомбили тот пустой санитарный состав.


Ехали несколько дней. И все это время мхатовцы были при деле. Выгрузка и загрузка раненых на станциях, помощь в вагоне — отнести на перевязку, сделать папиросы-самокрутки из махорки, написать письмо родным о том, что «Александр Савельевич едет в поезде раненый, ранен он в бок, не шибко» — да мало ли хлопот у санитаров! Артисты, работавшие и как санитары, также давали концерты в вагонах состава.
Все это происходило накануне Великого Поста.

«Не забыть мне вчерашнего вечера, — писал 14 февраля Иван Кудрявцев. — После погрузки было чувство большого удовлетворения. Наша помощь оказалась нужна. Вот Пост в военное время для нас, актеров».

Помогли оттолкнуться ногой от Урала

В июле 1942 года фашистские самолеты долетели до Саратова, где располагались многие эвакуированные из фронтовой зоны заводы. Гитлеровцы рвались к Волге, советская армия готовилась к яростной схватке. Авианалеты на Саратов становились все более частыми.

Работников МХАТа вместе с членами семьи отправили на Урал, в Свердловск (сейчас г. Екатеринбург). Добирались на перекладных, долго и очень тяжело. В августе уже на следующий день после прибытия, к уральцам по городскому радио обратился народный артист СССР Иван Москвин:

«На огромную сталинскую заботу о театре мхатовцы ответят своим искусством тысячам героев-уральцев, кующих смертоносное оружие против озверелых разрушителей культуры всего человечества — немецких фашистов. Отдыхать с пути нам не хочется. Мы приступаем к работе немедленно с тем, чтобы в двадцатых числах августа уже открыть сезон в Свердловске, подготовив ряд спектаклей основного репертуара МХАТа».

Свердловчане круглосуточно трудились на «Уралмаше», его называли «завод заводов» — это был один из главных символов индустриализации Советского Союза.

Сборка танков на "Уралмаше"

Стране нужна была сильная оборонная промышленность, нужны были современные корабли, самолеты, танки, пушки, снаряды. А для этого были необходимы новые заводы, оборудование для которых с 1932 года и выпускал «Уралмаш».

***

СПРАВКА SYNERGY TIMES

В 1941-м дополнительно к 122-миллиметровым гаубицам М-30 (300 орудий в месяц) на «Уралмашзаводе» был освоен выпуск пушек Ф-34 (для «средних» танков Т-34) и ЗИС-5 (для «тяжелых» танков КВ-1).

Сборка орудия на "Уралмаше"

С 1942-го года на заводе-гиганте был также налажен выпуск танков и самоходных артиллерийских установок, а также бронекорпусов для них. На тот момент на Урале было налажено крупнейшее в СССР и в мире производство танков.

***

Пьесы тоже «воевали» и звали людей на правый бой

Более полугода с начала нападения фашистов на Советский Союз в репертуаре советских театров не было пьес тематики Великой Отечественной войны, но очень быстро эта брешь в драматургии была ликвидирована.

Пьеса «Русские люди», написанная в 1942 году Константином Симоновым, — это драма о войне, непрерывном испытании всех человеческих сил. Сцены из этой пьесы публиковала главная газета СССР «Правда». Его пьесу решили ставить многие российские театры. Затем появились «Нашествие» Леонида Леонова, «Фронт» Александра Корнейчука… Все они о подвигах солдат и тружеников тыла.

Кстати, сегодня литературоведы отмечают, что «Русские люди» — лучшее драматургическое произведение Симонова.

За постановку пьесы «Русские люди» коллектив МХАТа взялся в августе 1942-го, сразу по приезду в Свердловск. А уже через месяц, 2 сентября в телеграмме основателю и худруку МХАТа Немировичу-Данченко артисты, возглавляемые театральным актером и режиссером Н.П.Хмелёвым, сообщали главе театра также и о начале работы над пьесой «Фронт».

В основе пьесы Александра Корнейчука «Фронт» лежит противостояние между двумя поколениями командиров: старшим, который сформировался еще в Гражданскую войну, и молодым, получившим боевой опыт в Великой Отечественной войне. По предположению историков театра, эта пьеса была написана по личному указанию и с правками Иосифа Сталина.

В Свердловске актеры МХАТа трудились сутками напролет, репертуарные спектакли и репетиции новых шли беспрестанно, брали консультации по вопросам военного быта у действующих боевых офицеров. Охватить старались все: успевали выезжать концертными бригадами на фронт, выступать в Свердловске перед рабочими и ранеными, репетировать. Даже при сумасшедших графиках и лишениях мхатовцы старались творить настоящую театральную магию, так как понимали, что в сложное время человек особенно нуждается в красоте и моральном отдыхе от зачастую горьких новостей с фронта.

«В начале войны, потеряв все сценическое и личное имущество, коллектив МХАТа во главе с И.М. Москвиным прошел пешком путь от Минска и почти до самой Москвы, — писали в телеграмме артисты секретарю Свердловского Обкома ВКП (б) Василию Андрианову. — Частые налеты вражеских самолетов на Москву, эвакуация в Саратов, переезд из Саратова в Свердловск — все это не могло не отразиться на моральном состоянии коллектива и на сохранении государственной ценности — искусства МХАТа».

Театрально-фронтовая бригада мхатовцев перед отъездом из Свердовска на фронт

Фронтовая бригада МХАТа, выезжавшая на фронт из Свердловска: (слева направо) Я.Б. Сухарев, Б.В. Беленький, А.Н. Егоров, Н.И. Дорохин, А.П. Зуева, А.Д. Миненков, А.К. Тарасова, А.П. Георгиевская, А.П. Акимов, Д.К. Уотин, П.И. Коробков, Н.М. Семерницкий. На фоне гостиницы «Большой Урал» (г.Свердловск, ул. Красноармейская, 1)

Московский художественный театр пробыл на Урале несколько месяцев, за это время отыграл больше 70 спектаклей и провел около сотни репетиций.

Только в октябре 1942-го МХАТ дал 29 концертов в подшефных госпиталях по палатам. Одновременно с этим продолжались репетиции «Фронта» и «Русских людей».

В ноябре этого же года коллектив МХАТа (около 200 человек, с семьями) вернулся в Москву.

1942 г. Актеры МХАТа на военных гастролях

1942 г. Актеры МХАТа на военных гастролях.

В годы Великой Отечественной войны МХАТ поставил спектакли: «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942), «Русские люди» К. М. Симонова (1942), «Офицер флота» А. А. Крона (1944), «Последняя жертва» Островского (1944).

Появление Школы-студия МХАТ — завещание Немировича-Данченко

В 1943 году уже в Москве Немирович-Данченко собрал руководство МХАТа и рассказал о своей оформившейся, как теперь принято говорить, концепции — создать при Художественном театре особенную Школу.

Идея знаменитого театрального мастера и педагога Владимира Ивановича Немировича-Данченко запротоколирована и звучала так:

«Я пригласил всех, чтобы поговорить о школе. Мне кажется, можно немедленно приступить к её созданию. У меня выросло конкретное понятие: „Школа-студия-театр“ или „Студия-школа-театр“… В художественном отношении Школа-студия должна быть автономна. Да, она должна знать, что такое искусство Художественного театра, но это не значит, что должна всецело ему подчиняться. В начале, может быть, и будет увлечение, а постепенно с ростом студийцев пусть вырабатывается своё понимание искусства». (Из стенограммы совещания руководства МХАТ от 21 марта 1943 г. Москва).

Можно сказать, что высказанная Немировичем-Данченко в тот день идея стала его завещанием — через месяц (25 апреля) великий режиссёр и педагог умер от сердечного приступа.

Уже в октябре 1943-го состоялся первый набор студентов.

Полное название высшего учебного актерского заведения звучало так: «Школа-студия (вуз) имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького».

Интересный факт.

Сразу после учреждения в 1943 году новой формы актерского образования Московский художественный театр вернулся на Урал и провел первый среди уральцев набор в школу-студию.

В творческом конкурсе приняли участие 280 человек. Из претендентов выбрали всего четверых, среди которых, к слову, оказался сын рабочих «Уралмаша» из посёлка Михайловский Уральской области Владимир Трошин, ставший впоследствии известным артистом. Впоследствии на сцене МХАТ он сыграет более 80 ролей, а после ухода из театра прославится на всю страну первым исполнением песни «Подмосковные вечера» (1955 г).

Первые среди первых

* Первым ректором школы-студии стал 57-летний Василий Григорьевич Сахновский (на фото).

Василий Григорьевич Сахновский

Он родился еще в Российской империи. В 1907-м учился философии в швейцарском Фрайбургском университете. Затем получил историко-филологическое образование в МГУ, который окончил в 1910-м. Свою жизнь связал с театром в 1912 году. Школу-студию МХАТ возглавил очень одаренный и глубоко образованный человек — философ, историк, филолог, Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, режиссер, декан режиссёрского факультета ГИТИСа и заведующий кафедрой режиссуры, а затем — заместитель художественного руководителя МХАТа. Жаль, что он не дожил до первого выпуска Школы-студии. Выдающийся педагог Сахновский ушел из жизни в 1945 году.

* Первым факультетом Школы-студии был, конечно же, актерский, как и планировал Владимир Иванович Немирович-Данченко.

* Первый выпуск студентов специальности «Актёр драматического театра и кино» (27 человек) состоялся в 1947 году.

Первые студенты Школы-студии МХАТ

* Позже к «актерскому» факультету добавился «постановочный» (специальность называлась «Художник-технолог сцены»). До сих пор выпускники разных лет именно этого факультета заведуют художественной частью в большинстве московских театров.

* С 1987 года Школа-студия открыла отделение театральных художников.

* В 1988 году появилось отделение художников по свету, сейчас эта квалификация существует в рамках общей программы подготовки специалистов «Художник-технолог сцены».

* В 1989-м была введена специальность «Художник-технолог по сценическому костюму».

* С 1991-го в Школе-студии существует отделение театрального менеджмента, преобразованное в 2005 году в продюсерский факультет.

* В 2005-м на кафедре сценического костюма появилась специализация для художников и технологов сценического костюма.

* Кстати, в 2015 в Екатеринбурге было открыто представительство Музея МХАТ. В музее в том числе собраны материалы о жизни труппы в военном Свердловске.

Выступление фронтовой театральной бригады МХАТ перед солдатами.

Выступление фронтовой театральной бригады МХАТ перед солдатами.

***

Школа-студия МХАТ появилась на переломе Второй мировой войны как идея воспитания новых творческих личностей и очищения мира искусством. «Новая Школа МХАТ» появилась в разгар мировой пандемии.

В 2020-м в Москве художественным руководителем Московского художественного академического театра имени М. Горького Эдуардом Бояковым, а также доктором социологии и политологии, философом Александром Дугиным при поддержке университета «Синергия» и лично исполнительного директора вуза Вадима Лобова была открыта новая высшая культурологическая Школа.

Новая школа МХАТ

По словам Эдуарда Боякова, идеология «Новой Школы «МХАТ» базируется на синтезе высокого классического искусства, мирового театра, традиций Московского Художественнного театра и самых ярких современных практик.

Новая Школа МХАТ

— Подавляющее большинство учебных заведений в России и в мире не заботятся о формировании образа личности, — пояснил Эдуард Владиславович. — В «Новой Школе МХАТ» мы стремимся вернуть слушателей к истинному началу и великим образцам культуры, чтобы взрастить поколение целостных личностей — полноправных наследников классики, способных перенести усвоенные принципы в жизнь.

Эдуард Бояков

— Здесь современность сплетается с традицией, приоткрывая студентам новое измерение Вечности, — продолжает Эдуард Бояков (на фото выше). — Главное, чтобы они продолжили поиск. Современные люди все реже смотрят в небо, не ищут гармонии. Миссия «Новой Школы МХАТ» — в воспитании как высокообразованных профессионалов, так и внимательных гармоничных и глубоких людей.

Вместе с художественным руководителем МХАТ и коллективом театра в формировании, развитии и популяризации образовательной парадигмы «Новой Школы МХАТ» принимает участие философ, доктор политических и социологических наук Александр Гельевич Дугин (на фото).

Александр Дугин

Интервью с Александром Дугиным здесь.

Следует подчеркнуть, что «Новая школа МХАТ» — это магистратура, площадка высшего творческого образования и мультифункциональный креативный кластер. По замыслу основателей, трансформация российской театральной сцены с помощью выпускников «Новой Школы МХАТ» постепенно приведет к позитивным изменениям и значительную часть российского общества. Программа разработана Бояковым, Дугиным и лучшими методистами университета «Синергия» под руководством Вадима Лобова.

Школу поддерживает совет меценатов, в состав которого вошли крупные предприниматели, деятели искусства, профессиональные благотворители, готовые стать наставниками и спонсорами для студентов. Те, кто успешно сдаст экзамены и присоединится к новому набору «Новой Школы МХАТ», смогут претендовать на поддержку патронов этого спецкурса и получить образовательный грант для покрытия стоимости обучения со II семестра.

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

Подать заявку в деканат университета

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status