+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Ксения Ефимова: «Визуальные коммуникации — язык, на котором говорят те, кто делает жизнь понятнее»

22 Апреля 2021
Поделиться:
Ксения Ефимова:
Все ценное в мире сначала было чьей-то идеей, которую ее создателю кто-то помог сделать популярной, превратив в то, что покупают, чем пользуются… — в товар, услугу, идею. А понятной людям ее сделали коммуникативные дизайнеры.

Про что современный коммуникативный дизайн, рассказывает старший преподаватель факультета визуальной коммуникации университета «Синергия» Ксения Ефимова(на фото вверху).

«Дизайн меняется вместе с цивилизацией»

— У многих людей есть общее понимание, что такое дизайн. Это изображение, которое доносит некий замысел о товаре, услуге или даже о событии — этикетка, плакат, обложка журнала или альбома, инфографика, презентация и т. д. А визуальные коммуникации, что это, говоря простыми словами?

— Визуальные коммуникации — это, прежде всего, разговор с потребителем с помощью средств графики, видео. Это искусство донести информацию через различные элементы дизайна так, чтобы благодаря зрительному восприятию человек понял и принял идею. Если человек заметил и понял идею, значит дизайн сработал. В этом особенность визуальных коммуникаций — уметь эффективно достучаться до потребителей, которые сегодня живут в потоке бесконечной информации.

Банк Virgin Money, входящий в деловую империю миллиардера Ричарда Брэнсона, провел ребрендинг. Компания решила отказаться от «безликого корпоративного образа» и сделала новую айдентику, которая «подарит счастье при обращении с деньгами»

— Есть ли отличие между визуальными коммуникациями и коммуникативным дизайном? Сегодня ведь есть и такая специальность…

Отличие есть. Если мы говорим про коммуникативный дизайн как про решение каких-то изобразительных, рекламных и маркетинговых задач в целом, то визуальный дизайн, как я уже сказала, это умение грамотно донести определенную мысль потребителю. Соответственно, в коммуникативном дизайне мы уже смотрим не только на графику, но и на дополнительные возможности — аудио, видео. То есть визуально-коммуникативный дизайн сейчас не ограничивается просто графикой.

Например, дизайн-тренд нынешнего дня — переход с традиционного 2D-формата в 3D. На наших глазах формируется информационное пространство, задача которого максимально погрузить зрителя в ощущение, дать возможность прочувствовать идею, которую передает дизайнер. Дизайн меняется вместе с потребителем. Ведь, согласитесь: через плоскую графику уже сложно донести (доставить) информацию. Уличные плакаты, которые вешали на улицах Москвы в начале XX века, привлекали внимание горожан потому, что тогда это был чуть ли не единственный способ узнать о новом товаре, услуге или идее. Теперь, чтобы завладеть вниманием «гипердинамично живущих» горожан, нужны новые средства вовлечения.

«Оживление» — это новая информационная оболочка"

— Дизайн — наверное, вечно актуальная профессия…

Да, это вид коммуникации, который был и будет всегда. И он развивается вместе с цивилизацией. Сначала на улицах городов были зазывалы. С развитием торговли (и формированием потребительского рынка как такового) появились простые вывески — чтобы обозначить идентичность своего товара и магазина, отличить себя от соседней лавки. Прямое, адресное предложение потребителю, — этот тренд развивается с середины 1980-х, когда появились персональные компьютеры. Дизайнеры получили возможность сократить рабочий процесс, обогащая дизайн новыми средствами выражения идей, а маркетологи — новые точки коннекта с людьми через электронную почту, а затем и через социальные сети.

Коммуникативная графика постоянно развивается. Сейчас у дизайнеров добавилось много технологичных инструментов, в том числе VR-технологии, мультимедиа… Появились также в чистом виде мультимедийные проекты (те же выставки). Традиционные графические полотна превратились в «умные» экраны, на которых картина «оживает».

«Оживление» изображения — то, что происходит сейчас с дизайном, нас полностью обволакивают коммуникативной оболочкой со всех сторон, от пола до потолка. Сейчас супер интересное время для развития коммуникаций через все средства, которые доступны.

— …QR-коды активно используются в плакатах и вывесках сейчас…

Верно, qr-код позволяет сделать простой переход к более подробной информации. Конечно, в использовании qr-кодов дизайнер должен понимать психологию любопытства зрителей. Людям нравится расшифровывать знаки, поэтому зрители сканируют эти коды, ожидая получить уникальную информацию. Мы как дизайнеры должны дать им такую возможность, сделать переход через qr-код оправданным. По факту, это наживка на удочку, пользоваться ею нужно осознанно.

«Проффи-коммуникативный дизайнер — это всегда интеллектуал»

— Я верно понимаю, что коммуникативный дизайн плотно связан с маркетингом, который сейчас стал тоже неимоверно продвинутым и интеллектуальным?

Я считаю, что они неразрывно связаны. Например, есть различия между графическим дизайнером и коммуникационным дизайнером.

Коммуникационному дизайнеру мало обладать хорошим дизайнерским вкусом и уметь профессионально рисовать; он также сочетает в себе специальности психолога, маркетолога, эксперта по традиционному и мультимедийному контенту.

Почему так? Потому что ему прежде всего, нужно уметь ясно выстроить стратегию, через которую он будет доносить идею, и только потом он уже будет думать о визуальном наполнении — выборе цвета, формы, настроения… Работа стала комплексной. Коммуникационный дизайнер анализирует рынок и выявляет, что целевая аудитория ждет от той или иной услуги, товара, события, — что потребителю нужно, какое у него физиологическое и психологическое состояние, чем он информационно окружен, к чему готов и где не перегнуть палку. В моем понимании, дизайн и психология не работают друг без друга. Если мы работаем на зрителя, значит мы должны быть уверены в том, что знаем, кому, что и как говорим.

Профессия графического дизайнера продолжает усложняться — коммуникационный дизайнер решает еще и бизнес-задачи. Ведь все клиенты приходят с мыслью: «Нам нужно увеличить продажи. Как это сделать?» И дизайнер уже в рамках своего профессионального взгляда решает, как через графику помочь им вырасти на рынке. Сложность же в том, что трудно проанализировать, действительно ли твоя графика помогла, или ключевую роль сыграли какие-то дополнительные действия и средства, которые компания использовала для своей раскрутки. Но дизайн определенно продаёт.

«Потеряться и никогда себя не найти!»

— Долгое время считалось, что Западная Европа и Северная Америка — законодатели в дизайне. Что-то изменилось на сегодняшний день? Какой потенциал у российского коммуникативного дизайна сегодня?В 2020-м году в студии Horse коммуникативные дизайнеры разработали брендинг и упаковочный дизайн для первой в мире экологичной пивоварни Good Things Brewing

Мне кажется, что в самореализации мы примерно на одном уровне. При том, что Европа (особенно Англия) и Америка, они до сих пор сильные. У нас все на уровне, достойно. Конечно, временами все подглядывают, что происходит в мире, но это нормальная практика заимствования и анализа рынка: догонять кого-то, кто впереди.

 — А как в дизайне можно кого-то «догонять»? Разве это не полет фантазии?

Думаю, что нет, поскольку именно коммуникативный дизайн находится в некоторой зависимости от экономического развития страны, от потребительского рынка и появления новых сфер деятельности, услуг и товаров. Насколько развита экономика, настолько прогрессирует и дизайн, потому что коммуникативный дизайн работает с продуктом, с товаром — рассказывает о нем аудитории.

Такого, чтобы «Хоп!» — и мы создали сегодня что-то совершенно свое, уникальное, креативное, — такого на рынке пока, на мой взгляд, не случилось. Как, например, в 1920-е под влиянием массового производства и индустриализации зародилось такое прекрасное течение в искусстве, как конструктивизм. Пока такого нет, но хотелось бы.

— Существует ли отличие западного коммуникативного дизайна от азиатского?

Да, определенно существует. «Азию» европейскому дизайнеру, да и зрителю, сложно принять из-за разницы менталитетов. В азиатских странах до сих пор сохраняется тренд на ВИЗУАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ, перенасыщенный элементами дизайна с учетом их культуры и особенностей эмоционального восприятия.

Типичный пример современного восточного дизайна. Автор фото: Au Chon Hin

Для русского человека настолько контрастные, даже «кислотные цвета» в дополнение с активной типографикой, нестандартными формами и персонажами — это немного дико. Для жителей Азии это приемлемо, потому что они привыкли себя идентифицировать через графику как обособленных членов общества.

Говорят, привыкнуть к такой пестроте улиц европейцу возможно. Но потом долго придется отвыкать

Для них чем пестрее — тем лучше, тем ты креативнее и красивее, тем ты более уникальный.

Это видно даже по уличным вывескам, которые в Токио или в Гуанчжоу используются — это же просто потеряться и никогда себя не найти.

В Европе, наоборот, все спокойное, строгое и минималистичное — одним словом — выдержано. Вывески педантично подобраны, аккуратно гармонируют с фасадами зданий.

дизайн вывесок в Европе сохраняет сдержанность всегда и во всем

В «европейском дизайне» графический стиль предлагается аккуратно, уважая личное пространство человека.

«Русский дизайн», можно сказать, тяготеет к западно-европейскому стилю.

***

Кстати, начать изучать дизайн возможно еще со школьной скамьи.Если после 9 класса поступить в колледж «Синергия» на направление дизайна, то к моменту поступления в университет ученики получат среднее профессиональное образование, с которым легко поступить в бакалавриат университета.

Выбор профессии удобно делать, уже попробовав ее "на вкус и цвет" - такой опыт можно получить в привузовском колледже, поступив в него после 9 класса

Программа колледжа дает знания и навыки по фундаментальным художественным дисциплинам, которые лежат в основе работы любого дизайнера.

Вы освоите технику рисования различными материалами, познакомитесь с основами проектной графики, изучите принципы композиции и колористики и научитесь работать со шрифтами.

***

«Чем чище — тем понятнее»

— Как студентов факультета дизайна «Синергии» обучают, чтобы они стали максимально экспертными на рынке? Их учат понимать психологию, маркетинг, разбираться в людях, чему-то еще?

Чтобы научиться во всем этом разбираться, нужно нарабатывать личный опыт и получать навыки от преподавателей-практиков, а не от теоретиков. Система обучения в «Синергии» выстроена так, что акцент сделан на обучении через практику. И преподают у нас активно работающие по специальности эксперты.

Предметов много: «Проектирование», «Аудиовизуальные технологии», «Режиссура», «Дизайн рекламных технологий» и так далее.

«Проектирование» — одно из моих любимых направлений обучения студентов.

Этот предмет через практические задания формирует «видение» дизайнера. Например, мы предлагаем студентам «разобрать» свою корзину продуктов, купленных магазине, сделать это не «на автомате», а включив мышление дизайнера.

Вот они сходили в магазин, купили привычные для себя продукты, а затем мы вместе разобрали, почему они взяли именно эту упаковку. Что их побудило: стоимость, привычный вкус, понравившийся бренд или, может, их родители покупали эту марку кефира до этого и т. д. И какое в перечне выбора место занимала графика?

Оказалось, у многих выбор на самом деле был сделан в пользу простой графики на упаковке товара, потому что чем «чище» — тем понятнее.

Допустим, мы оформляем упаковку для творога. Профессиональный дизайнер должен сознательно спроектировать «не профессиональную» работу. Когда дизайн «ручной» — должно казаться, что это действительно бабушка в деревне создала творог, а внук ей нарисовал этикетку — такой продукт вызовет больше доверия…

Многие студенты впервые остановились в моменте и подумали, почему они сами, как дизайнеры, покупают то, что им на прилавках поставляют другие дизайнеры, на чем основан выбор. И это хороший психологический урок — остановиться и УВИДЕТЬ.

Это одно из ключевых преимуществ университета "Синергия" Практики у нас много. Например, по пути к метро не в телефон смотреть, а замечать вывески: сколько русских, сколько английских названий, сколько смешанных. Дизайнер должен видеть, что его и других людей окружает. Из чего состоит пространство? Все дело в том, что для дизайнера самое главное — наблюдать за миром.

***

Получить высшее дизайнерское образование в «Синергии» удобно — так как на выбор предлагается три формата обучения: очное, дистанционное и формат выходного дня.

В бакалавриате университета на факультете дизайна есть три специализации:

1) Цифровой дизайн;

2) Архитектурный дизайн;

3) Графический дизайн и виртуальная дополненная реальность.

***

— Говоря современными терминами, можно сказать, что вы тренируете у своих студентов осознанность, так?..

Да, я вывожу их из «закрытого» мира в «открытый». Например, у них было хорошее задание, где они создавали свой персональный логотип. Для этого следовало найти на улицах города подходящую буквам своего имени типографику и форму, — и уже на основе увиденного придумать свою.

Университет "Синергия" - вуз с инновационным характером

А в рамках изучения предмета «Фотографики» наши студенты исследуют композиционные приемы, которые тоже ищут на улице. Я стараюсь выводить дизайнеров за пределы учебного кабинета, потому что жизнь, она в значительной степени — в социуме, в большом мире.

***

Высший пилотаж в обучении — освоить такие специализации, как:

1) Визуальные коммуникации в рекламе

2) Коммуникативный дизайн

3) Дизайн и продвижение цифрового продукта.

Обучают этому в магистратуре университета.

Подать заявку в деканат университета

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@synergy.ru

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Беседовал Сергей Арчаков
Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status