+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Легенды анимации. Правила жизни Александра Курляндского

01 Февраля 2021
Поделиться:
Легенды анимации. Правила жизни Александра Курляндского
Александр Курляндский (1938 — 2020). Русский писатель, сатирик и драматург, сценарист, автор книг для детей. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Государственной премии СССР. Автор сценариев мультипликационных фильмов.

Благодаря творчеству сценариста Александра Курляндского мир получил прекрасные мультфильмы: «Ну, погоди», «Возвращение блудного попугая», «Баба Яга против». Интересно, что сам драматург и автор юмористических рассказов никогда не думал о том, что именно детские мультфильмы принесут ему всемирную славу. Он просто творил.

***

Чувство юмора у меня от папы. Он был главным тамадой всех семейных и дружеских вечеринок. На его манеру рассказывать обычные истории так, чтобы все вокруг хохотали, мама иногда обижалась, дескать опять из-за твоих анекдотов гости форшмак не попробовали, зря у плиты стояла!

***

Папины гены проявились рано. В школе я выпускал рукописный юмористический журнал «Клизма» с эпиграфом «журнал создан, чтобы прочищать запоры и застои в мозгах людей». За карикатуры на учителей даже выгнали из школы. Потом восстановили.

***

Читать важно! Сам я любил классику, фантастику, Чехова, Беляева. Всегда был книгоманом, читал запоем. В книжные магазины стоял в очереди вместе с отцом. Ведь раньше, чтобы заполучить заветную книгу, иногда записываться надо было за месяц. И когда говорили, что «Толстого завезли», а ты в той книжной очереди был записан 101-м, нужно было бежать со всех ног и отстаивать эту очередь с 5 утра.

***

С университетским другом Аркадием Хайтом мы однажды писали кремлевскую елку, на которой впервые появлялись роботы и Змей Горыныч. Помню, как из Дворца съездов выносили ковер, я очень удивился, а мне сказали, что дети писались во время представления — так им было и смешно, и страшно.

***

Первые свои литературные деньги мы с Хайтом получили после того, как нам позвонил Розовский и попросил написать что-нибудь для «Веселого спутника», где он тогда работал редактором. Хохоча и смеясь, мы за два часа написали две миниатюры. Через месяц он позвонил нам и говорит: «А вы деньги получили?» А мы не понимали, как за это удовольствие можно еще и деньги получать. Это было еще до армии, я тогда работал на стройке. За одну миниатюру мы получили по 30 рублей. А на стройке я получал 90 рублей в месяц. Я тогда подумал: «Надо три такие каждый месяц написать и не работать».

***

Юмор всегда в цене. Так, на студию «Союзмультфильм» нас с Хайтом привёл Успенский, который там делал сюжет про знаменитого Антошку, копавшего картошку. В то время мультфильмы создавались нравоучительные. Начальство нас попросило придумать «что-нибудь смешное». Так мы придумали «Ну, погоди!»

Памятник «Ну, погоди!» в Екатеринбурге. Это одна из 13 скульптур в России и странах СНГ, посвященных культовому мультфильму.

***

Все, что родилось во время работы за общим столом, — придумано всеми.

***

Из современных мультфильмов мне нравится «Маша и Медведь» — персонажи смешные, ритм хороший. Я часто привожу его в пример.

***

Волка в «Ну, погоди!» должен был озвучивать своим хриплым голосом Владимир Высоцкий. Но певец был под негласным запретом, поэтому пришлось пригласить Анатолия Папанова. Но в первом выпуске Волк лезет по веревке на балкон за Зайцем под мелодию знаменитой «Песни о друге» Высоцкого из фильма «Вертикаль».

***

Когда наш соавтор Феликс Камов после седьмой серии «Ну, погоди» в 1973-м году уехал за границу, мультсериал прикрыли. Но однажды Папанов пошел в Кремль получать какое-то звание, и Подгорный, председатель Президиума Верховного совета СССР, его спрашивает: «А что у вас там с „Ну, погоди!“ случилось?» — «Да у них кто-то в Израиль уехал». — «Но многие же остались!» — восклицает Подгорный. И наклонившись поближе к Папанову, говорит: «Учтите, мне этот фильм нравится, и моим детям…, — и совсем уже тихо добавляет, — и моим товарищам тоже». Папанов рассказал эту историю в студии, и все отлично поняли, какие «товарищи» имеются в виду. И нас сразу вновь открыли. Говорю же, юмор всегда в цене!

***

В незнакомых компаниях часто отмалчиваюсь. Брать на себя лавры лидера, быть безумно остроумным по заказу — не люблю.

***

Гений и злодейство совместимы, потому что человек — многослойное существо. И бывает так, что ядро у него талантливое, доброе, нравственное, искрящееся, но в жизни приходится действовать по-другому… Много в человеке намешано и животного, и человеческого.

***

Смысл жизни в том, чтобы понять ее смысл! Его на протяжении всей жизни искал Лев Толстой, а в конце жизненного пути сказал: «Чем больше живу, тем больше не понимаю».

***

Идею фильма о блудном попугае Кеше мне подсказал режиссер Валентин Караваев. Однажды зимой, на заснеженном дереве, он увидел попугайчика, который, очевидно, вылетел через форточку и теперь не знал, как вернуться, — маленький цветной комочек на снегу. Стали думать: почему вылетел? Обиделся, поссорился с мальчиком. Почему? Наверное, вел себя нахально, всех передразнивал… И постепенно возник образ этакого птичьего Хлестакова — болтун, фантазер, хвастунишка.

«Возвращение блудного попугая» (1984). Эксцентричный и эгоистичный попугай Кеша стал одним из самых любимых мультипликационных героев в истории «Союзмультфильма», чему способствовали остроумные диалоги и обаятельные персонажи.

***

Детский жанр — это ремесло. Талантливое ремесло. Существуют ремесленные законы, которым ты должен следовать: определенная драматургия и неожиданная концовка, чтобы зрителю было интересно смотреть.

***

Я никогда не думал, что меня будут знать как детского автора благодаря «Ну, погоди!» или благодаря истории про попугая Кешу — про него, кроме мультфильмов, я написал три повести, которые были очень популярны. Хотя детский жанр я всегда любил.

«Никто из создателей „Ну, погоди!“ не думал, что мультфильм станет таким популярным, — рассказывал Александр Курляндский. — Мы, авторы первого выпуска — Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в „Союзмультфильм“ стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать „Ну, погоди!“ бесконечно»

***

У способностей есть пределы. Когда-то я предполагал, что я больше, чем я есть, но сейчас отношусь к своим способностям более реалистично. Они соразмерны тому, что я достиг.

***

Я никогда не мечтал об эмиграции. Я понимал: то, чем я занимаюсь здесь, вряд ли будет интересно там. Да я и не транспортабельный в этом смысле человек. Мне и в сталинские годы нравилось ходить по улицам, сидеть в кафешке, смотреть на людей. И сейчас, объездив много стран, побывав и в Америке, и в Корее, и много где еще, я понял, что там — не мое.

***

Лучшее лекарство — это творчество. Когда я что-то придумываю, то отключаюсь от всего и нахожусь в мире своего произведения.

«Баба-Яга против!» — трёхсерийный рисованный мультфильм 1979 года, выпущенный студией «Союзмультфильм» к летним Олимпийским играм 1980 года. Сценарий к мультсериала написали: Александр Курляндский, Григорий Остер, Эдуард Успенский.

Подготовила Виктория Филатова

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status