+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мультфильмы?

02 Февраля 2021
Поделиться:
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мультфильмы?
Из пуговиц, лоскутков и трехмерной графики

Российская анимация сегодня переживает переломный момент в своём развитии. Легендарные ленты, вроде «Ежика в тумане» молодое поколение уже не цепляют, а новые пока ещё не могут составить конкуренцию западным студиям. Так что нас ждёт в будущем? Об особенном пути отечественной анимации рассказал директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев.

Борис, в середине прошлого века наша мультипликация стилистически очень напоминала западную. С чем это связано?

—  В 1934 году, когда советские мультипликаторы только начали эксперименты с рисованными мультипликационными фильмами, они получили от Уолта Диснея пленку с мультфильмом о Микки Маусе. И это изменило все! Мультипликатор Фёдор Хитрук был поражён возможностями анимации. И вскоре после этого в СССР была основана студия «Союзмультфильм», первые работы которой повторяли приемы, увиденные советскими мультипликаторами в диснеевских короткометражках.

Однако сейчас западная мультипликация существенно выигрывает по зрелищности у нашего брата. В какой момент что-то пошло не так?

—  Эта разница обусловлена историческими причинами. Дело в том, в США и странах Европы мультипликация сразу начала свое развитие как индустрия. У нас же эту отрасль полностью финансировало государство, что определило ее особый путь. В отсутствии рыночных ориентиров мы развивались творчески, наработав большое количество авторских стилей и школ без оглядки на экономику. Понятно, что в 1990-х годах с развалом СССР эти творческие наработки уже никому не были нужны. А понять, что нужно, и перестроиться на новые рельсы в короткие сроки было практически невозможно. Студии не смогли адаптироваться к новым условиям. Это привело их в бедственное положение и на время остановило развитие индустрии. Спустя годы начали появляться новые частные студии, которые долгое время искали подходящие формы бизнеса. В этот же период начали развиваться компьютерные технологии. А это требовало радикальных изменений производства. Фактически перезапускать индустрию нужно было заново.

И кто взялся за перезапуск?

— В начале 2000-х в России появились первые коммерческие компании, которые стали делать анимацию, ориентируясь на мировые тренды. А в 2017 году началось возрождение легендарного «Союзмультфильма», который быстро занял одно из ведущих мест на рынке. В 2020 году мы создали 1087 минут анимации, в 2021-ом планируем сделать порядка 1800. В целом наша индустрия растет сейчас очень быстро, в среднем на 20% в год, опережая по темпам европейскую и даже американскую. Потребность в видеоконтенте, который сейчас окружает нас повсюду, будет расти из года в год, и, осознавая этот тренд, в отрасль приходят крупные инвесторы. Конечно, мы пока еще не располагаем теми бюджетами, что за рубежом, однако креативный потенциал российской анимации при стабильных инвестициях может уже в перспективе ближайших пяти лет вывести нас в десятку мировых лидеров. Сейчас нам необходимо наработать опыт производства проектов для международной аудитории. И для этого «Союзмультфильм», например, пошел по пути со-производства с крупными зарубежными студиями. В 2020 году мы создали совместное предприятие с французской компанией CYBER GROUP STUDIOS, в рамках которого занимаемся производством 2D-мультсериалов для дошкольников. С еще одним мировым лидером — TOONZ будем делать мультсериал «Инопланетяне в моем рюкзаке» на актуальную во всем мире экологическую тематику.

Раньше художники придумывали огромное количество инноваций, вроде песочной анимации. Что интересного есть в арсенале современных мультипликаторов?

—  Песочная анимация возникла еще в середине XX века! Вообще, удивительно, сколько способов и неповторимых стилей придумывают авторы для реализации своих творческих замыслов. История анимации, знает, например, такую удивительную технику как игольчатый экран, которую использовал в 1930-е годы художник Александр Алексеев. Он устанавливал вертикальную плоскость, сквозь которую перпендикулярно проходили множество тонких игл: от нескольких десятков тысяч до миллиона. Иглы, обращенные острием к камере, не видны и регулируя степень их выдвижения можно играть с тенями и делать интересные картины.

Очень богата на изобретательность и такая техника как «перекладка»: здесь анимационный мир можно создать из кусочков совершенно любых материалов — все зависит только от фантазии автора. Например, не так давно на нашей студии режиссер Наталья Гропфель создавала картину «Большой и маленький», где персонажи были выполнены из лоскутков, булавок и пуговиц!

Все анимационные техники существуют одновременно и нельзя сказать, что какие-то из них устарели: на «Союзмультфильме» мы, например, сохраняем и кукольную, и пластилиновую анимацию. И это не только авторские короткометражки: в кукольной технике у нас создается один из мультсериалов.

Вместе с тем мультфильмы, выполненные с помощью компьютерной техники (и 2D, и 3D), делаются быстрее за счет сокращения производственного цикла, что очень важно при производстве мультсериалов. Однако в этой области мы также развиваемся, находясь в поиске собственных аутентичных стилей за счет синергии с другими индустриями. Так, например, мультсериал «Тайны медовой долины» мы создаем совместно с компанией Magic Factory на основе движка для компьютерных игр. Помимо этого, разработку новых техник мы также ведем сейчас совместно с Научно-исследовательским кинофотоинститутом.

Беседовала Виктория Филатова

Фото из личного архива Бориса Машковцева

Подать заявку в деканат университета

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status