+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Сравниваем MBA в США, Европе и России: в чем особенности бизнес-образования в разных странах

29 Января 2021
Поделиться:
Сравниваем MBA в США, Европе и России: в чем особенности бизнес-образования в разных странах
Где стоит изучать бизнес-администрирование — на Западе или в России? Мы собрали в одном материале плюсы и минусы каждого из решений, а вы сравните результаты, чтобы сделать выводы.

В условиях агрессивного и быстро меняющегося рынка собственникам компаний необходимо получать бизнес-образование, чтобы сохранить конкурентоспособность в отрасли.

Один из вариантов — программы MBA (Master of Business Administration), благодаря которым менеджеры и предприниматели улучшают навыки управления бизнесом и не только. Получить диплом MBA можно как на Западе, так и в России. Об особенностях и преимуществах иностранных и российских программ — в материале Synergy Times.

Подать заявку в деканат университета

Бизнес-образование в США

США — колыбель бизнес-образования. Именно здесь в начале XX века впервые в мире появились программы MBA. Поэтому Штаты считаются законодателями моды в этой сферы, на которых равняются другие. Это подтверждается и международными рейтингами. В десятку лучших бизнес-школ по версии издания Financial Times по итогам 2020 года вошли сразу 6 вузов из США.

У американской модели есть ряд примечательных отличий.

  • MBA в США — это не просто программы дополнительного профессионального образования, как в странах СНГ. Там это самостоятельный диплом с академической ценностью.
  • Американские бизнес-школы предъявляют строгие требования к кандидатам. Им приходится проходить жесткий отбор.
  • На программы MBA в Штатах нельзя поступить без высшего образования и диплома бакалавра.
  • Все поступающие сдают специализированный тест — GMAT, который определяет способность обучаться в бизнес-школах.
  • Абитуриенты также пишут мотивационное письмо, которое должно привлечь внимание приемной комиссии, и предоставляют рекомендации от руководителей с работы или преподавателей.
  • Почти все американские вузы не принимают на программы MBA без опыта работы.

Однако даже если абитуриенты проходят все эти испытания, то не факт, что они поступят в бизнес-школу. Все решает интервью с комиссией, на котором и принимают окончательное решение: брать кандидата в бизнес-школу или нет.

Еще одна особенность американской модели, которая отличает ее от остальных стран, заключается в подходе к организации обучения.

Например, в России и странах СНГ распространены вечерние и модульные занятия, в США — преимущественно full-time, когда студент непрерывно погружается в учебный процесс. Продолжительность программы при этом составляет 2 года.

Последняя отличительная черта бизнес-образования в США — акцент на case-study (метод кейсов). При таком методе студенты закрепляют полученные знания на примере конкретных экономических событий и процессов в мире. Лекции им читают как преподаватели-практики, работающие в крупных корпорациях, так и выдающие профессоры, среди которых, например — отец-основатель маркетинга Филип Котлер.

Подобные условия, создаваемые для обучающихся, влияют на стоимость программ. Например, в ведущих американских бизнес-школах цены начинаются от 5,4 миллиона рублей за два года.

Однако такие инвестиции в бизнес-образование быстро окупаются. Так, средняя зарплата выпускника Stanford Graduate School of Business составляет 222 тыс. долларов (свыше 16 млн руб.), University of Pennsylvania: Wharton и Harvard Business School — 210 тыс. долларов (15,5 млн руб.). Кроме того, обучавшиеся в американских бизнес-школах в 95% случаев трудоустраиваются в течение первых 3 месяцев после окончания вуза.

Приятный бонус для студентов — вступление в элитарный закрытый клуб, участниками которого становятся выпускники бизнес-школ, например — Stanford Graduate School, и формирование полезных контактов с действующими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и корпораций.

Бизнес-образование в Европе

Европейская модель бизнес-образования зародилась позже американской на полвека, а первая подобная школа в Старом Свете возникла во Франции в 1967 году.

Несмотря на то, что в Европе программы MBA развивались на основе опыта заокеанских коллег, у европейских школ есть ряд отличий.

  • Первое связано с продолжительностью обучения — в Британии, Италии, Франции и ряде других государств степень MBA получают за год. Из-за этого программа стоит меньше по сравнению с американскими вузами.
  • У европейских бизнес-школ требования к кандидатам ниже, чем в США. В Британии и Франции проходной балл по тесту GMAT начинается с 600, в Штатах — с 720.
  • В Европе акцентируют внимание на занятиях в классах, чтобы дать обучающемуся как можно больше теоретических знаний и погрузить в выбранную для изучения область. В США же бизнес-образование — это гораздо шире, чем лекции и семинары в университете. Американские студенты учатся бизнесу, посещая компании, корпорации и групповые встречи.
  • На бизнес-программы в США поступают преимущественно американцы — от 50% обучающихся, в то время как в европейских вузах количество иностранцев достигает 90%. Поэтому бизнес-школы в США преимущественно готовят выпускников для работы на внутреннем рынке, а образовательные учреждения в Старом Свете ориентированы на международный рынок.

Несмотря на наличие ряда преимуществ перед американскими программами MBA, европейские пока что уступают заокеанским в международных рейтингах.

В десятку ведущих бизнес-школ мира попали только 3 из Европы — Insead (Франция — 4 место), London Business School (Великобритания — 7 место) и HEC Paris (Франция — 9 место). При этом годовая зарплата выпускников этих учреждений спустя 3 года после обучения составляет в среднем 170 тысяч долларов (12,5 миллиона рублей). Также свыше 93% слушателей программ трудоустраиваются в течение 3 месяцев после получения диплома.

Бизнес-образование в России

В России бизнес-образование — сравнительно молодая ниша. Первые школы в нашей стране появились только 30 лет назад. Тем не менее, за этот период российские программы МВА прошли большой путь, вобрав в себя как лучший зарубежный опыт, так и практику отечественного бизнеса.

Российские программы MBA составлены так, что обучающийся повышает квалификацию без отрыва от работы — благодаря вечерним занятиям, онлайн-образованию и модульной модели.

Еще одна особенность российского бизнес-образования — набирающая популярность Executive MBA с выездами в другие страны. Например, Школа Бизнеса «Синергия» предлагает обучающимся три выезда — в Нью-Йорк, Лондон и Дубай.

По продолжительности в России распространены программы длиной в полтора года, но есть и короткие, например — MBA Mini, окончить которые можно за 6 месяцев.

Значимое отличие российской модели от американской и европейской — более мягкие требования к поступающим, отсутствие необходимости сдавать GMAT и международный экзамен по английскому языку. Из основных требований — наличие высшего образования и опыт работы от 2 до 3 лет. При этом российские школы, имеющие международную аккредитацию, стараются предъявлять к поступающим более серьезные требования.

Стоимость в России также сильно отличается от той, которую предлагают бизнес-школы в США и Европе. Например, в «Синергии» цены на ряд онлайн-программ начинаются от 120 тысяч рублей, очные — от 490 тысяч рублей, а в среднем по рынку классические программы MBA стоят 610 тысяч рублей.

При этом такие инвестиции в образование, как в случае с США, быстро себя окупают. Например, согласно опросу портала MBA. su, рост дохода выпускников в России в среднем составляет 35% спустя 2−4 года после прохождения программы. По этому показателю Школа Бизнеса «Синергия» находится в списке лидеров — 47%.

Таким образом, несмотря на то, что российские дипломы MBA не приравниваются к диплому о высшем образовании, слушатели этих программ более востребованы на внутреннем рынке. На занятиях выпускники получают теоретические знания и практические навыки, с помощью которых быстрее ориентируются в кризисных ситуациях на рынке, а также лучше выстраивают бизнес-системы и процессы.

Камал Байрамов

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@s-university.ru

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status