У сцены МХАТ собралась стайка 19-летних молодых людей. Студенты слушают лекцию прямо в зрительном зале. Они говорят с наставником о философии, искусстве, о «русскости», о том, чем театр был, чем он есть и к чему движется. А следующая лекция — «Актерское мастерство», к ней нужно успеть переодеться, пройдя коридором, на стенах которого — портреты великих мхатовцев.
Новая школа МХАТ — не просто театральная школа, а современная концепция подготовки личности, способной и готовой к театру.
У Школы есть миссия — восстановить истинное антологическое и антропологическое достоинство театра. Есть и педагогическая методика, которая предлагает совершенно новый подход к образовательному процессу.
Концептуальными создателями программы стали художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков и философ Александр Дугин. А воплотить концепцию в практику помог лидер корпорации «Синергия» Вадим Лобов.
Как возникла идея создания школы
— Вы хотите с помощью театра поменять общество? — задает вопрос шеф-редактор Радио АВРОРА Дмитрий Роде.
— Нет, я хочу с помощью общества поменять театр! — так началась беседа с одним из основателей «Новой школы МХАТ» Александром Дугиным.
Дугин рассказал, что интерес к философии театра возник у него в ходе чтения лекций на факультете Театра, кино и телевидения университета «Синергия», куда он был приглашен вести курс «Антология и антропология театра».
Профессор Дугин признается: «Я просто двигался по ходу курса и углублялся… Все мои предшествующие знания — по философии, по культуре, по антропологии, по социологии и даже с точки зрения политологии — все выстроились в мозаику.
— Театр это все вместе: это и философия, и музыка, и танец, и идеи, и некий социальный институт. А маски, которые используются в театре, дали основы таким фундаментальным понятиям, как личность, ведь личность — это маска. Даже в русском языке слово личность происходит не от слова «лик», а от слова «личина», — так Дугин открыл для себя идею театра как мира, как экзистенции, сопряженной с архетипами, с бытием вечного.
Такие рассуждения вдохновили руководителя МХАТ им. Горького Эдуарда Боякова. В тандеме Боякова и Дугина возникла идея воспитать новое прогрессивное поколение театральных деятелей — особенных личностей, тем самым восстановив истинное антологическое и антропологическое достоинство тетра. Так появилась концепция Новой школы МХАТ. Во время одной из деловых встреч президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов, познакомившись с концепцией, предложил Эдуарду Боякову перейти к практическим действия при ключевом, основном участии Университета «Синергия». Так появилась и сама театральная Школа нового типа.
Философия проекта
Александр Дугин перечисляет цели создания проекта:
- «Подготовка личности людей, готовых и способных к театру. Не к актерству, не к режиссуре, а — к Театру. Это означает способность Быть».
- «Практическое осознание того, что театр — это лаборатория всех смыслов. Театр — некоторое святилище культуры, откуда берут начало другие культуры и все виды искусств».
- «Заложение основы практического алгоритма классического образования, которое готовит Людей, а не специалистов».
— Александр Гельевич, а что же такое «способность к театру» и в чем особенность классического театрального образования? — прозвучал вопрос.
— Многие учебные заведения учат студентов выполнять те или иные функции. А классическое образование готовит личность, оно помогает личности Быть. Это обращение человека к своим собственным корням, культуры — к своим собственным истокам. Это и есть способность к театру, — ответил философ Дугин.
Согласно педагогической части концепции Новой Школы МХАТ, обучение проходит прямо в театре — в закулисье и на сцене МХАТ. У других театров есть свои курсы, но они находятся вне театральных стен. А студенты Новой Школы приходят в аудитории театра и занимаются там и только там. Благодаря этому они изнутри понимают и чувствуют, чем живёт театр; видят, как работают актеры МХАТа, режиссеры и другие сотрудники. Здесь студенты наблюдают за тем, как развивается театр, и максимально погружаются в творческую атмосферу.
Роль театра в нашей истории
Важность такого проекта Александр Дугин объясняет глобальной ролью театра в истории России.
— Театр всегда формировал сознание людей (и культурологическое, и политическое). «Серебряный век» приговорил Российскую империю. Ведь фактически не существовало монархического театра, в какой-то момент на подмостках появились идеи социалистического общества. Поэтому не существовало продолжения царизма. Его никто не стал толком защищать. Можно и так сказать: театр погубил монархию.
Театр, по мнение концептуалиста, сегодня также способен повлиять на дальнейшее развитие событий страны.
— От театра зависит, что будет с Россией дальше. Не от власти, а от театра зависит, каким продолжение может быть. Именно театр может спасти государственность и Россию.
Однако достижение таких глобальных замыслов возможно лишь после возрождения самого театра. Дугин критически отмечает: «Современный российский театр — дегенеративный театр с остатками советской системы, который на ладан дышит. Сегодняшний театр — театр распада».
— Наша задача с Бояковым — показать возможность принять решение о другом театре, другом образовании, другом понимании: что в театре есть смыслы, есть антология. Такой театр завтра воплотится в политике и культуре, — заявляет Александр Дугин.
И такой театр уже сегодня начинает появляться. Доказательством тому стала долгожданная премьера сцены — спектакль «Лавр». «Лавр» — МХАТовский спектакль-житие. Его постановка признана самой масштабной за последние десятилетия, ведь она показала: театр может быть другим и способен давать уроки жизни.
Спектакль «Лавр» — главное высказывание обновленного МХАТ им. М. Горького.
Современный театр, который уже создается — «это объединение людей, которые мыслят цельно, которые имеют сказать нечто иное, нежели либеральный постмодернистский дегенеративный дискурс. Театр свободен от зависти, ненависти, коррупции. Театр — образ жизни и образ мысли».
И по мнению всех трех создателей Новой школы МХАТ, ее открытие является огромным шагом к формированию такого театра, «воспитанию деятельностных личностей, понимающих истинное назначение и смысл театра и готовых нести свои идеи миллионам людей».
Что такое русский театр?
Создаваемая Школа призвана найти не просто новый подход к театру, но к культуре, к образованию и к осознанию русской идентичности.
Дугин рассуждает:
— Русские — особенные, потому что у нас есть путь к собственному сердцу. Это проявляется в нашей культуре. Задача нового русского театра — русский театр не о прошлом или будущем, а о русском вечном. О том, как человек осмысляет свое бытие, свое отношение с народом, с Богом, с обществом, со злом и с добром. Наша задача — восстановить то, что мы есть на самом деле. Бояков выбирает пьесы и приглашает режиссеров, которые двигаются в этом направлении. Его интересует тематика русской антологии.
Профессор добавляет, что «Русский театр — это что-то особенное, это не просто постановка или спектакль, который может поставить кто угодно. Спектакль по-русски — это смысл, глубина и философия».
— Русский — это идентичность! — восклицает Дугин. — Русский состоит из противоречий, полярности, непостоянства. И одновременно он имеет принципы, которые могут длиться всю жизнь. Идентичность делает нас чем-то другим, чем нация или этнос.
Александр Дугин заостряет внимание на том, что именно «идентичность — путеводная звезда в новом театре. Не важно, берем мы старый спектакль, берем советских драматургов или современных, это без разницы. Если идентичность осознанна, любое театральное произведение может быть поставлено по-русски. Важен талант, глубина режиссера, актеров, всех людей, участвующих в постановке, их базис, их русская идентичность, понимание русской души. Когда сочетается талант и «русскость», любое произведение может быть поставлено так, как оно должно быть поставлено».
Поэтому Новая школа МХАТ не похожа на другие театральные школы. Она представляет собой нечто большее, глубинное. И позволяет не просто отточить актерские или режиссерские навыки, но стать «одним целым» с театром, проникнуться его сутью.
100-процентная методика
Университет «Синергия» сыграл практическую роль в воплощении этой концепции. Учебные программы Новой школы МХАТ подготовили специалисты Института Театра, кино и телевидения «Синергия». Когда их представили в МХАТ на экспертизу, специалисты театра признались, что программы университета очень современные и востребованные, дали высочайшую оценку методологии как полностью соответствующей идее и духу Новой Школы МХАТ.
Участие в образовательном проекте позволит студентам:
- обрести личные профессиональные взгляды и методики;
- сформировать новые культурные ориентиры;
- принять участие в создании театральных проектов и объединений;
- открыть новые горизонты для творчества и развития личности.
Оставьте заявку на сайте и наши сотрудники перезвонят вам и ответят на все имеющиеся вопросы, а также помогут записаться на курс.
Владимир Королев
Фото из личного архива Александра Дугина и пресс-службы «Синергии»