+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Евгений Цвимадзе: «Быть в суперделе — это супердрайв!»

17 Июня 2021
Поделиться:
Евгений Цвимадзе: «Быть в суперделе – это супердрайв!»
Если конкурировать с мейнстримом, значит стать ОДНИМ ИЗ. Совсем другое дело — создавать то, чего еще не было, считает директор Факультета театра, кино и телевидения крупнейшего частного вуза России.

— Евгений Васильевич, наслышан о вас как об успешном теле- и кинопродюсере. А недавно узнал, что вы еще и руководите весьма не обычным Факультетом (считай, целым Институтом, учитывая большое количество направлений). И пришли вы сюда, как я понимаю, не на все готовенькое, а почти в стартап. Расскажете: как, для чего, для кого?

— Для меня эта деятельность сродни реализующейся жизненной миссии. И состоит она из двух профессиональных вызовов. Первый — создать в России наиболее прогрессивную в сфере театра, кино и телевидения образовательную площадку, с особенной творческой атмосферой и ориентированную на практику, — поясняет Евгений Цвимадзе. — Знаете, на телевидении я много работал с инженерами, ассистентами корреспондентов, операторов… И много раз видел, какой драйв получали коллеги, когда профессионально росли, когда благодаря их находкам всей команде удавалось создать классный проект. Эта радость от постоянного профессионального роста заразительна. И здесь у нас на факультете такая вдохновляющая атмосфера царит все время!

Абитуриентка, поступающая на актерское отделение Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия», проходит прослушивание

Я каждый день вижу и общаюсь с людьми с горящими глазами, открывающими для себя новое в осознанно выбранной ими любимой сфере: кто в актерстве, кто в кинооператорстве, кто в продюсировании, кто в звукорежиссуре…

Во время прослушивания абитуриентов на актерском отделении Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия»

Меня сразу, еще в 2017 году «зацепила» идея создания Факультета театра, кино и телевидения, и помню, я тогда подумал, что у нас 100% получится создать эту уникальную площадку. Всё получается.

«Второй очень важный для меня вызов — помочь тысячам вдохновленных творчеством людей успешно реализовать себя в жизни, дав им лучшее образование, лучшую путевку в профессию»

В России с 1990-х и буквально по 2015-й годы много специалистов телевизионной, кино и театральной индустрии выросло, вообще не получив специального образования, что сказалось на качестве многих кино и телепроектов. Люди приобретали профессию на площадках, методом проб. В вузы же идти они не хотели, потому что образование, которое предлагали учебные заведения в сфере театра, кино и телевидения, не отвечало стандартам, предъявляемым временем, рынком, — многие из лучших мировых практик были малодоступны ни учителям. Ни тем более студентам. Да что там говорить, в 90-е некоторые знания, можно даже сказать «Школа», были утрачены, размыты или кардинально устарели.

— Например, какие знания?

— Например, в музыкальной звукорежиссуре… То, чему мы учим звукорежиссеров сейчас, — совсем другой подход, потому что появились новые технологии, видение вещей, появилось оборудование абсолютно нового поколения. И главное, появились прекрасно разбирающиеся в этом всем специалисты, обладающие практическим опытом и способные научить.

Соответственно, отсутствие качественных образовательных программ и учителей, либо то, что эти программы были устаревшими, и то, что из-за этого на рынке не было действительно классных спецов, это тоже был некий вызов. Звезд кто-то должен взрастить. А для этого нужно было сделать действительно крутую творческую Школу, соответствующую не просто лучшим мировыми стандартам, но даже немного опережающую время, забегающую в будущее.

Подать заявку в деканат университета

— А что у коллег-конкурентов в других вузах?

…Приведу пример из практики. На съемочных площадках я многократно был свидетелем типовой ситуации. В период предпродакшна оператор-постановщик спрашивает: «А кто у нас режиссер?» Ему отвечают: «Вот режиссер — молодой, талантливый, успешный, выпускник ВГИКа». И в ответ профессионалы чаще всего отвечали: «…а-а-а, вгиковский, ну-ну». И то же самое я слышал про операторов этого учебного заведения. Оговорюсь, что с большим почтением отношусь к заслугам вгиковцев прошлого. Однако есть данность. Да, название вуза знаменитое, но их же там почему-то учат так, что они потом приходят на площадку, умея лишь нажать кнопку REC и сказать: «МОТОР!» Увы, такая «слава» внутри профессиональной среды не на пустом месте родилась.

И проведу параллель. Я многократно работал с режиссерами и продюсерами, которые приезжали к нам из США. Знаете, каждый из них — человек-оркестр, на все руки мастера. У меня есть друг Тони Гербер, кинорежиссер и владелец успешного продюсерской компании Market Road Films, которая много снимает документальные и игровые фильмы, он лауреат двух премий «Сандэнс» (Престижный фестиваль документального кино, основанный в 1981 году в США. — Прим. ред.). Гербер умеет классно работать как режиссер, умеет классно работать как оператор, классно — как сценарист и как технический сотрудник. Он знает все настройки камеры. Знает, как правильно выставить свет, и так далее.

Понимая, как работает схема подготовки специалистов кино- и телеиндустрии на Западе, когда один человек может и жаждет совмещать несколько профессий, владеет многими-многими компетенциями, я хочу применить этот опыт в России. Чтобы наши выпускники, выходя из стен факультета, обладали широким спектром компетенций, стали успешными, востребованными в кино, на телевидении, в «цифре», которая сейчас сумасшедшими темпами развивается.

— А вы что под «цифрой» имеете в виду?

— Цифровое видео-пространство: от соцсетей и стриминговых платформ до популярных блог-платформ. Пандемия ускорила бурное развитие цифровых онлайн-кинотеатров. А онлайн-кинотеатры — это стриминговые платформы, требующие огромное количество контента. Большинство профессионалов устремилось именно в съемки видео-контента для цифровых платформ. Да и многие громкие премьеры идут теперь сначала в онлайн-кинотеатрах, и лишь затем выходят в традиционных кинотеатрах. «Цифра» лидирует.

Во время занятий на отделении звукорежиссуры Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия»

— И все-таки как молодому факультету удается выдерживать высокую конкуренцию с раскрученными вузами? Ведь Имя нарабатывается десятилетиями и хоть, может быть, у классических вузов много формалистичного в методах обучения, но тем не менее, Имя не перебьешь просто так.

— Да, единственное чего у нас пока еще нет — это громких имен среди выпускников. Но это потому, что первые выпуски у нас пройдут только в этом году. Убежден, что высочайший уровень подготовки поможет нашим выпускникам добиться популярности. Они в своих интервью вспомнят добрым словом «Синергию» — Факультет театра, кино и телевидения. Наше Имя станет еще более весомым. Это естественный процесс, требующий некоторого времени.

«Но я здесь подчеркну: у нас нет задачи — конкурировать. Наша философия — мы хотим созидать лучшее и воспитывать мастеров мирового класса»

Да, есть «золотая пятерка» заведений в кино, театральном и телевизионном образовании: ведущий ВУЗ по кинематографии — ВГИК, хорошо известные — Санкт-Петербургский кинематографический институт, Казанский, и прочие. У нас нет задачи стать их конкурентом в обычном значении слова. Ведь, захоти мы конкурировать, нам пришлось бы равняться на них, и значит, стать ОДНИМ ИЗ. Яркий пример такого конкурентного подхода: Институт современного искусства и Институт театрального искусства.

Мы действуем иначе. Учебные планы и форматы всех профильных ВУЗов мы изучили и переработали под свою философию, основанную на максимальной практике в образовании, раскрытии индивидуальности и формировании у студентов лидерского мировоззрения. Мы поставили себе задачу — создать Новую Школу, новое видение развития творческого Института. Пусть оно отличается, пусть нас критикуют, решили мы. Но я люблю такую фразу: «Дорогу осилит идущий». Нужно двигаться вперед. И лучше — по своей траектории.

— О чем вы говорите с преподавателями, когда обсуждаете стратегию факультета?

Когда мы формировали преподавательский состав, мы в первую очередь ориентировались на людей, которые здесь и сейчас в профессии. Которые могут рассказать студентам то, что важно сегодня и что будет важно завтра, как снимать, как зарабатывать большие деньги в индустрии, как успешно работать в театрах и на киностудиях России и других стран. Про сегодня, про настоящее, а не про то, как это было во времена расцвета некого мэтра-учителя.

Прежде всего, наши педагоги — это сильные практики, мастера из сегодняшнего дня.

Я всем нашим специалистам говорю, что у нас есть уникальная возможность построить Новую Школу. Мы ее уже создали, а теперь делаем все лучше и лучше. Мы обсуждаем с коллегами, что все действительно Новые Школы всегда так и создавались — есть мейнстрим (многие вузы пытаются соответствовать единому среднему образовательному стандарту), а есть альтернатива (которая чаще всего, в авангарде). Поэтому мы не будем конкурировать на уровне среднего стандарта. Мы даже не будем соотносить себя по уровню образования с другими ведущими вузами — у нас есть свои эффективные и интересные программы. Сделанные с одной целью — чтобы наши студенты реализовали свой творческий потенциал в жизни и добились большого успеха в профессии. А в конечном счете создали новую всемирную славу российского театра, кино и телевидения.

— Сколько у вас сейчас факультетов и направлений?

Пять. Мы начинали со «Музыкальной звукорежиссуры», «Кинооператорства» и «Актерского искусства». В 2020-м была открыта «Новая школа МХАТ» — это магистерская программа, которая теперь также развивается и как специалитет, и как среднее специальное образование. Также в нашу творческую орбиту добавились направления: «Телевидение» и «Журналистика». В журналистике у нас образовательный профиль «Журналист-корреспондент в СМИ». А в телевидении — «Продюсер кино и телевидения». В 2022 году мы планируем ввести направление «Режиссура» — она необходима рынку, как воздух.

— По данным ООН, сегодня примерно 75% людей во всем мире не успевают за происходящими изменениями — технологическими, профессиональными, социальными, психологическими. Оставаться актуальным в гипердинамичном, быстро меняющемся мире удается немногим. Особенно тем, кто преподает. Как факультету удается находить таких экспертов, которые и сами находятся на гребне волны перемен, и при этом умеют передавать знания и навыки?

— Все так. Когда я формировал команду и общался с классными экспертами среднего и старшего возраста, предлагал им: «Приходите, это же интересно — передать свой опыт, участвовать в том, чтобы вывести индустрию на новый уровень». Как в песне «Сансара» Басты:

Делай вопреки, делай от руки,
Мир переверни, небо опрокинь.
В каждом наброске, в каждом черновике,
Учитель продолжается в своем ученике

Увы, но многие «закрывались», считая, что свой опыт индивидуальным интеллектуальным правом, что передать свои наработки — значит, раскрыть личные профессиональные секреты.

Но при этом есть и другие профессионалы, более молодые и уже имеющие за плечами богатый актуальный опыт, которым не все равно, каким будет искусство и культура в будущем. Говоря о наших преподавателях в сфере кино, это люди с серьезной фильмографией. Если говорить о наставниках из театральной среды, то это профи, которые успешно выступали и выступают на известных сценах по всему миру. Вот они с удовольствием идут преподавать. При этом мы все осознаем риски, что не у каждого профессионала может быть преподавательский талант. Некоторые мне говорили: «Да смогу ли я? Получится ли у меня это сделать?» Но, как правило, если человек открыт, хочет передать опыт, у всех все получается. У нас еще не было такого, чтобы профессионалы начали преподавать, а студенты их не восприняли и те бы ушли. Наоборот — часть старой команды, которая была когда-то, она ушла, потому что (со всем уважением ко всем отношусь) это люди, которые давно в образовании, но давно не в профессии. Такого что преподаватель — это специалист, который только преподает, у нас нет.

И на вопрос, как нашим мастерам-педагогам удается оставаться актуальными, отвечу легко: они, помимо образовательной деятельности, все время в деле, на драйве — занимаются тем, что очень любят. У каждого есть своя работа, свои проекты, — все совмещают профессиональную деятельность с преподаванием.

— Я недавно спрашивал ваших актеров-выпускников — и хочу спросить также вас: о лидерстве, которое всегда было и есть важным фактором успеха. Лидерство в творчестве — корректное понятие или нет? И если корректное, то в чем можно было бы измерять лидерство в творческих индустриях?

— Корректное. Наших актеров мастера, среди прочего, учат быть лидерами. Это важно — уметь преодолеть невзгоды, пройти сквозь все барьеры, да если нужно — головой пробить «стены». Студентам помогают сформировать уверенность в себе, высокую (оправданную) самооценку, передают знания о том, как ставить и достигать цели в профессии. Но при этом отмечу и даже подчеркну: для творческих людей в первую очередь важны фундаментальная образованность, мастерски развитые творческие способности и вовлеченность. Именно эти качества формируют профессионала и творческую Личность. А лидерство…

Во время занятий на актерском отделении Факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия»

Если ты не останавливаешься в развитии, если вовлечен, открываешь новые грани себя и познаешь мир вокруг, действуешь — творишь сам или в команде, то хочешь или не хочешь, ты сформируешь в себе лидера, за которым пойдут другие. Главное — не останавливаться, всегда искать лучшую версию себя, и в Пути лидер в тебе родится сам.

— «Синергия» — негосударственный вуз. Сколько стоит учеба на вашем факультете?

Если сравнивать с нашими «неконкурентами», во многих ведущих вузах стоимость образования на коммерческой основе примерно в 2 раза выше, чем у нас. Мы мониторим рынок, знаем все цены.

«Всеми своими силами мы способствуем тому, чтобы для каждого было доступно профессионально научиться любимому делу, освоить профессию своей мечты. Ведь благополучный человек, любящий то, чем он изо дня в день занимается, это при масштабировании создает более счастливое общество. Верно?»

Все знают, что бюджетных мест в госвузах ничтожно мало, поэтому на них огромный конкурс. Причем, как показывает практика, не всегда самые лучшие абитуриенты попадают на бюджетные места в силу тех или иных обстоятельств. Какая же это «доступность образования»? Что делать не прошедшим по конкурсу в 100−200 человек на место молодым людям? Может, смириться и всю жизнь мечтать о несбывшемся?.. А те, кто поступают в госвузы на коммерческие отделения, вынуждены много платить: например, во ВГИКе — 500 тысяч в год, в ГИТИСе — 480−500 тысяч. Стоимость наших учебных программ, основанных с одной стороны на фундаментальном образовании, а с другой — на гибкой методике обучения, на приобретаемой с первого курса практике (что к моменту выпуска дает студенту весомое портфолио) и на безграничном доступе через платформу synergy.online к мастер-классам мировых экспертов, — 250−290 тысяч в год.

И еще поясню: мы постоянно дорабатываем и осовремениваем наши учебно-методические программы с учетом происходящих в индустрии перемен. Всегда нужно искать лучшие доступные знания и технологии, трансформировать актуальный новый опыт в знания, в учебные программы. Вот почему я и сказал про нашу гибкую методику как об очень важном факторе. В ее создании участвуют методисты и команда экспертов-практиков — это, так сказать, наш суперметодист. Который собирает современные знания, проходит мастер-классы, полученные навыки применяет на практике. В этом и заключается гибкость современного образования.

Всем, кому интересно получить практичное высшее образование и кто желает реализовать себя в том, что любит, я говорю: Добро пожаловать! Факультет театра, кино и телевидения университета «Синергия» готов помочь с самореализацией.

Люди и проекты, которые вдохновили

— Евгений, какой из российских проектов за 2020−2021 год лично вас удивил?

Несомненно, «Лавр»! Этот спектакль — удивительное явление, сильнейшая работа, которую долго ждали. Я не понаслышке знаю, сколько усилий и времени у художественного руководителя МХАТа и у его команды ушло на подготовку. Но каков результат! Все усилия оказались оправданы.

12 декабря МХАТ им. М. Горького представил премьеру спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина

«Лавр» нашел добрый отклик в сердцах и в словах многих людей, в том числе и тех, кто критиковал художественную деятельность МХАТа последних лет. И роман Евгения Водолазкина, и постановка «Лавр» — это шедевры мирового уровня.

Беседовал Сергей Арчаков
Подать заявку в деканат университета

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status