+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Анатолий Вассерман: «Возрождение образования начинается с «Синергии»

28 Января 2021
Поделиться:
Анатолий Вассерман: «Возрождение образования начинается с «Синергии»
Один из самых влиятельных психологов XX века, лидер бихевиоризма и изобретатель американец Беррес Скиннер как-то подметил: «Образование — то, что остается, когда все выученное забыто». Но чтобы стать образованным, получить реальный билет в будущее, сначала надо выучить, а потом — «забыть». С этого мы и начали разговор.

— Анатолий Александрович, миллионы людей наблюдали, как вы с легкостью отвечали на сложнейшие вопросы, практически не задумываясь. Но каковы были ваши собственные методы обучения, позволившие получить столь обширные знания в самых разных областях?

— Методы обучения для того времени стандартные. Знания? Я умел бегло читать в четыре года и читаю непрерывно с тех пор. Причем не просто поглощаю полученную информацию в самых разных сферах, но и размышляю над ней. Но что самое главное: в то время образование было нацелено на формирование целостной картины мира. Поэтому я могу рассуждать на разнообразные темы. Ну и потом, я более 30 лет участвовал в интеллектуальных играх, что также помогает разбираться в различных вопросах. В этих играх вопросы задают не на знания, а на понимание. Подчас бывает, что ответ готов уже к концу чтения вопроса. Со стороны кажется, что игрок заранее знал ответ. А на самом деле, он его вычислил благодаря размышлениям, опираясь на фундамент больших знаний.

— В таком случае, как на ваш взгляд, в условиях бешенного развития технологий, образование изменится в ближайшее время? Ведь методы обучения от ваших изрядно отличаются.

— Мне сложно сказать, как оно изменится. Но я думаю, что образование должно вернутся к формированию той самой целостной картины мира, о чем я упоминал. Могу сказать, что наука неотделима от производственной деятельности. По мере того, как в России станет восстанавливаться производство, будет восстанавливаться и обучение, связанное с производственными задачами. Понятно же, без этого развитие современных технологий трудно выполнимо. Мы, кстати, знаем, что такая необходимость возникала, например, на рубеже XYIII-XIX веков, когда начался массовый переход от ручного труда к машинному. Должен заметить, что к примеру, университет «Синергия», достаточно тесно связанный с различными производствами, в числе первых займется и уже занимается возрождением образования, способного выполнять задачи, которые ставит новая технологическая революция.

Подать заявку в деканат университета

— Но как вы полагаете, насколько оправдано обучение под запросы рынка — работодателей?

— Полагаю, что подобное обучение можно скорее назвать натаскиванием на решение конкретных задач. Более того, думаю, значительная часть работодателей не заинтересована в развитии базового образования своих сотрудников. Потому что они, в таком случае, смогли бы легко переучиться на другие специальности. Нет, такие методы обучения не оправданы. Конечно, и сами преподаватели должны обладать серьезным уровнем образования для того, чтобы суметь дать таковое современным молодым людям.

— Сейчас подчас преподаватели очень жестко подходят к оценке конкретных знаний своих подопечных: у тебя, мол, фактически нет права на ошибку. Такие методы нередко приводят к психологическим травмам школьников и студентов. А какие, по — вашему, должны быть подобные методы взаимоотношений учителей и учеников?

 — Что это значит — нет права на ошибку? Каждый имеет право ошибаться. Другой вопрос, что оценка — не кнут, не система наказаний, а определение конкретного уровня знаний. Делать вид, что ошибок нет? Тогда человек точно ничему не научиться. Но и учителя, и ученики должны четко знать, что оценка — не наказание, а указание, что далеко не одно и тоже.

— Многие ребята сегодня заранее выбирают будущую профессию. В связи с этим ведутся дискуссии: может быть, образование должно быть персонализированным, а не общим?

— Образование должно быть максимально общим: для меня это аксиома. Во-первых, разные способности развиваются у разных людей в разное время при разных обстоятельствах. Соответственно, попытка ориентироваться на уже раскрывшиеся способности приводит к риску упустить быть может более масштабные способности, которые разовьются позже. Во-вторых, жизнь меняется, как и обстоятельства жизни каждого из нас. Мне, например, пришлось дважды радикально поменять работу. По специальности я — инженер-теплофизик, но этой деятельностью не занимался, а сразу пошел в программисты. Проработав программистом два десятка лет, я полностью переквалифицировался и стал публицистом и политическим консультантом. Но давайте объективно, я смог это сделать благодаря имеющимся у меня обширным знаниям, которое мне, конечно, дало общее образование. Поэтому я уверен, что учиться надо в духе классической программы, дающей базовые знания обо всем на свете. Тогда человек в разумные сроки сможет выстроить себе систему знаний и умений для какой-то конкретной деятельности. Поэтому идея персонализированного образования мне представляется катастрофически разрушительной. А будет это дистанционное обучение, заочное или очное образование, — дело выбора каждого.

— Человек получил обширные общие знания. Но в учебе важнее именно общая эрудиция или умение глубоко мыслить, детально разбирая по элементам эти самые знания?

— Смотря что понимать под общей эрудицией. Если это реальное восприятие мира благодаря этим знаниям, тогда именно она. Но если мы говорим о конкретном наборе знаний, важнее глубоко вникать в самую их суть.

— Мы с вами говорили об образовании. Но его дает, прежде всего, преподаватель. А в чем его задача в современном мире, когда — кликнул мышкой — получил информацию? И как вы полагаете, его роль изменится в ближайшие пять-десять лет?

— Я думаю, главная роль учителя в том, чтобы помочь своим ученикам понять причины их ошибок. Они неизбежны, и, если возникли не от элементарного разгильдяйства, а от попытки понимания, надо задуматься — почему же ученик сейчас не понимает, хотя старается вникнуть. Тут надо выяснить причины этого не понимания, и главная задача учителя — указать на данные причины. Причем, совершенно не обязательно говорить прилюдно о конкретном ученике: мол, вот Петров ошибся по такой-то причине. Достаточно сказать: по этой причине допущена ошибка, а кто именно ошибся — пусть останется маленьким секретом.

— А сегодняшнее колоссальное развитие технологий изменит роль учителя?

— Да, конечно! От него будет чаще требоваться именно эта самая главная его обязанность — указать причину ошибки. Потому что, другие задачи техника может взять на себя.

— Роботы не станут педагогу конкурентом?

— Думаю, этого не будет. Некий антропоморфный робот имитировать какие-то действия человека вряд ли станет по-настоящему. А вот, скажем, проверять письменные работы — почему бы и нет? Роботы смогут и адресовать человека к каким-то пособиям, где рассматриваются те или иные ошибки. Но для разборки не типовых ошибок, естественно, понадобится человек.

Беседовал Владимир Ратманский

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@s-university.ru

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status