+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Полезная информация

Как сдать ЕГЭ по литературе?

02.11.2021
Центр довузовской подготовки
Содержание
Экзамен по литературе будут сдавать поступающие на гуманитарные специальности. Ниже советы о том, как сдать ЕГЭ по литературе.

У государственных экзаменов есть строгая форма и конкретные требования. Экзамен по литературе — не исключение. Главное — не выходить за рамки требований.

Основные требования к экзамену

КИМы состоят из 12 заданий. 11 находятся в первой части, а 12-е — сочинение — во второй.

В первой части нужно проанализировать прозаическое или драматическое и стихотворное произведения. В обоих случаях есть задания с краткими и развернутыми ответами.

Во второй пишут сочинение на выбор из пяти вариантов.

Чтобы получить 100 баллов, нужно выполнить все 12 заданий и не потерять 9 баллов за грамотность.

Ученик должен:

  • знать содержание художественных текстов и уметь их анализировать;
  • разбираться в жанрах и родах литературы;
  • письменно интерпретировать художественные произведения;
  • понимать мотивы персонажей, основной конфликт и замысел автора;
  • разбираться в образных средствах, анализировать их и связывать с идеей и посылом произведения;
  • давать развернутые ответы и писать сочинения;
  • аргументировать свою позицию;
  • сравнивать, сопоставлять и классифицировать информацию.

В 7 зданиях КИМа нужно дать краткий ответ (указать жанр, фамилию персонажа, заполнить пропуски, вписать комбинацию цифр). За них можно получить 13 баллов. Еще в 4 заданиях нужен развернутый ответ на 5−10 предложений (анализ персонажа или определенного эпизода, раскрытие идеи, анализ образных средств языка). За них можно получить 51 балл. За 12-е задание можно получить 27 баллов.

Важна конкретика. Если написаны общие вещи или вместо ответа дан пересказ, его не зачитают.

Ценность ответов повышают термины, которые указаны в требованиях от ФИПИ, и цитаты.

Правильная подготовка

Для начала нужно прочесть программные прозаические, драматические и стихотворные произведения русских и зарубежных авторов, которые перечислены в кодификаторе (он находится на сайте ФИПИ). Потом стоит изучить документ полностью. Там указаны требования к ученикам. Они должны разбираться в литературных родах и жанрах, направлениях и течениях, средствах художественной выразительности и риторических фигурах, понимать культурный и исторический контекст. Нужно понять, чем эпос отличается от лирики, а классицизм от романтизма, не путать метафору и метонимию. Термины нужно не просто заучить, а понять.

Рекомендации по подготовке:

  • Составить план и придерживаться его. Можно составить график и опираться на него при подготовке, двигаться от понятных и изученных тем к менее понятным.
  • Использовать материалы для подготовки. Пособия с теоретическими статьями и тестами, онлайн-консультации и вебинары, таблицы с ключевой информацией.
  • Быть активным на уроках в школе. Чтобы участвовать в обсуждении, ученики читают произведение, осмысливают его, изучают литературоведческие и критические труды, потом отстаивают свое мнение, аргументируют его.
  • Писать сочинения. Это поможет научиться излагать аргументы, анализировать авторский замысел, стиль и художественные приемы, отработать структуру и запомнить цитаты.
  • Обращаться к другим людям за помощью. Это могут быть учителя, репетиры, одноклассники, друзья, родители. В университете «Синергия» есть центр довузовской подготовки, где есть полезные советы, разборы КИМов прошлых лет.

Рекомендации по эффективному чтению литературы

Самое главное — читать книги, а не краткие изложения, чтобы составить полное представление о творчестве писателей и познакомиться со стилем. Но и этого недостаточно. Необходимо разобраться в авторском замысле, системе персонажей, художественном времени, пространстве, образах.

  • Делать заметки, рисовать схемы, составлять таблицы. Это поможет выделить факты и ключевую информацию: цитаты, имена персонажей, названия, мотивы.
  • Смотреть экранизации. В них часто убирают одни детали и добавляют другие, так что смотреть фильмы стоит только для визуального восприятия портретов героев.
  • Слушать аудиокниги и песни. Кому-то проще воспринимать информацию на слух. А стихи, положенные на музыку, легче запоминаются. Но для прочтения и понимания «Войны и мира» Л. Н. Толстого и «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского такой способ не подойдет.

Написание сочинения

Дается пять тем на выбор. Их нужно раскрыть в развернутом высказывании на 250 и больше слов. Если слов будет меньше 200, работу даже не станут проверять. Также писать именно на ту тему, которая предложена. Потерять баллы можно, если делать фактические ошибки, исказить позицию автора произведения, нарушить логику повествования или просто пересказать текст, а не проанализировать его.

В 12 задании необходимо использовать термины из перечня и цитаты, это заметно повысит шансы на хорошую оценку. Также нужно сосредоточиться именно на заявленной теме, раскрыть ее, не выбиваться из критериев.

Перед написанием намечают его структуру: вступление, основная часть, заключение. В основной части два тезиса, их нужно аргументировать, привести к ним примеры. От первого тезиса плавно переходят ко второму, после — к заключению.

Чтобы справиться с экзаменом, нужно быть начитанным, уметь анализировать художественные тексты, владеть терминологией, знать особенности творчества каждого писателя. При подготовке делать заметки, фиксировать ключевые моменты, имена, образы.

Запишись на курсы подготовки

Курсы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по предметам. Проводятся преподавателями-экспертами по актуальным материалам и вариантам от ФИПИ

ЕГЭ — 2022
Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status