В первый год экспериментальный экзамен сдавали всего около 30 тыс. выпускников. С 2009 года он является обязательным по всей территории страны; количество экзаменующихся составляет примерно 700 тыс. человек в год.
Изменились не только количественные показатели. ЕГЭ больше не является «угадайкой» с тестовыми заданиями, где нужно выбрать единственный верный ответ. Такие остались только в заданиях по иностранным языкам. Зато там же появилась и устная часть. Многие задания по остальным предметам требуют развернутых ответов и проверяются экспертами. Россия — одна из немногих стран мира, где экзамены для выпускников школ организованы таким образом. Кроме того, за прошедшее со времени введения единого экзамена время появились особые условия для сдачи его учениками с проблемами со здоровьем, а также были обеспечены меры контроля, позволяющие сделать экзамен честным и объективным.
Удачная сдача ЕГЭ сегодня требует от ученика не механического заучивания информации, а творческого подхода, умения работать с разными источниками информации, классифицировать данные, решать практические задачи разного содержания и выполнять работы в лабораторных условиях. Все это не имеет ничего общего с «тестовой системой», как продолжают иногда воспринимать ЕГЭ далекие от этого люди.
А каково мнение читателя? Стоило ли вообще вводить систему ЕГЭ в России, и можно ли счесть изменения в проведении экзамена, появившиеся за 20 лет, позитивными?