IT-специалисты и не только часто во время работы над проектом сталкиваются с таким понятием, как Roadmap, оно же «дорожная карта». Что она из себя представляет, в чем ее необходимость?
Что такое Roadmap?
Roadmap проекта — это технологическая дорожная карта, которая отражает краткосрочный либо долгосрочный план выпуска продукта.
Кроме сроков выполнения этапов она может описывать средства, технологии, ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Внешне карта выглядит как графический обзор целей, результатов на временной шкале. Достаточно взглянуть на нее, чтобы понять, к какому сроку, кто именно, какие конкретно задачи должен выполнить.
Для чего нужна дорожная карта?
Дорожная карта — инструмент, помогающий донести идеи заказчиков, инвесторов или партнеров до непосредственных исполнителей в понятном им виде. Основой Roadmaps является глобальная инициатива, поделенная шагами. Ее не нужно дополнять подробным описанием продукта или списком багов, если речь об IT-продукте. Это инструмент только для стратегического планирования.
Создание дорожной карты независимо от сферы использования предполагает три основные цели:
1. Достижение компромисса в плане материалов, технологий, специалистов, которые нужны для достижения цели. Схема снижает риск как недостатка, так и перерасхода ресурсов.
2. Прогнозирование процесса разработки продукта. Здесь помогает достаточно точное понимание сроков реализации проекта, описание ответственных лиц/отделов компании.
3. Планирование, координация технических разработок. Это особенно важно, если над созданием продукта трудятся одновременно несколько подразделений организации.
4. Отсутствие дорожной карты — это постоянные срывы дедлайнов, нерациональное использование ресурсов, разрозненная работа отделов, даже конфликты внутри коллектива. Все это приводит к уменьшению прибыли, нанесению компании репутационного ущерба, иногда к закрытию бизнеса.
Основные этапы создания
Первый этап разработки дорожной карты — определение глобальной стратегии. Например, выпуск новой версии программного обеспечения. Это слишком большая цель, требующая декомпозиции — разделения на множество небольших, относительно легко выполнимых этапов. Собственно, это второй этап. Как только цель придумана и декомпозирована, приступайте к следующим этапам:
1. Назначьте ответственных. Выберите коллег, сторонних исполнителей или иных участников, способных справиться с задачами, на которые вы декомпозировали стратегическую цель.
2. Установите сроки реализации. Обязательно поставьте достижимые сроки, контрольные даты для оценки прогресса. Сделайте небольшой запас, чтобы не было срывов дедлайнов.
3. Определите инструменты. Сделайте список подходов, технологий, методов, посредством которых будет достигаться цель. Посчитайте трудозатраты, нужные человеческие ресурсы.
4. Результатом проделанной работы станет подробная схема либо таблица, по которой можно судить о статусе готовности продукта, количестве оставшегося времени, иных важных деталях проекта.
Советы по оформлению
При разработке очередной дорожной карты проекта следуйте ряду простых, но важных советов:
- Используйте графику. Изображения, графики, диаграммы, иконки, другие визуальные элементы делают дорожную карту более понятной, читабельной и наглядной. Специальные инструменты для Roadmaps имеют библиотеки иконок, позволяют загружать свою графику.
- Привлеките команду. Еще на этапе создания дорожной карты откройте к ней доступ всем, кто будет работать над разработкой продукта. Не исключено, что вы что-то забудете, тогда как коллеги, подчиненные вовремя сделают замечание, предотвратив тем самым ошибку.
- Не бойтесь перемен. Дорожную карту нужно корректировать по ходу разработки продукта. Это естественный процесс, так как предусмотреть все на первоначальном этапе попросту невозможно. Не забывайте уведомлять о таких изменениях остальных участников.
- Продумайте страховку. Так как предполагается работа с людьми, могут возникнуть форс-мажоры — один заболел, другой вышел в отпуск, как итог — работа остановилась. Чтобы такого не случилось, заранее пропишите в схеме лиц, способных заменить ответственных.
- Не детализируйте. Частая ошибка — стремление заполнить roadmaps самой разнообразной информацией, чтобы учесть все детали. Откажитесь от такого подхода. Деталям место в проектной документации, но не в тех карте. Здесь обрисовывается лишь общая концепция.
Еще один важный момент — составленная вами схема должна быть видна всем участникам, так как кроме планирования она хорошо подходит для мотивации. Когда специалисты видят, что этапы успешно закрываются один за одним, это придает им дополнительный стимул. Возможность увидеть срок, оставшийся на выполнение очередного этапа, позволяет грамотно рассчитать силы.
Инструменты для создания Roadmaps
Можно сделать дорожную карту в Excel, онлайн-таблицах от Google или попросту нарисовать на маркерной доске. Однако, лучше использовать специальные решения. Изучим некоторые из них:
- ProductPlan. Сервисом пользуются такие гиганты, как Adobe, Coca Cola, HubSpot. Есть много шаблонов, экспорт файлов разных форматов, бесплатный пробный период 14 дней.
- Roadmap Planner. Основанный на диаграмме Ганта сервис для продвинутого создания дорожных карт проекта. В отличие от ProductPlan, есть русский язык, но нет экспорта.
- Roadmunk. Десятки шаблонов, готовых стратегий позволяют за считанные минуты делать дорожные карты любого масштаба. Сервисом пользуются MasterCard, Microsoft, Amazon.
- Venngage. Онлайн-конструктор, который кроме дорожных карт позволяет разрабатывать буклеты, бизнес-планы, презентации, иные виды материалов. Есть функция экспорта.
- Taskworld. Платформа с отличной визуализацией, мобильным приложением, системой оповещений. Доступен только англоязычный интерфейс, нет диаграммы Ганта.
Альтернативный вариант — любая программа для создания презентаций. Обычно такой софт недорогой либо вообще бесплатный, имеет простой интерфейс. Возможности оформления зависят от навыков автора схемы. Минусы — отсутствие функции синхронизации между участниками.
Важный момент — не переусердствуйте при создании дорожной карты проекта. Она не должна тесно сковывать команду при разработке продукта. Это не строгий план действий, а инструмент, призванный облегчить понимание стратегической задачи и согласовать действия разных отделов.