Существуют разные формы и форматы оценки знаний студентов. С правилами и процедурой проведения экзаменов многие учащиеся уже знакомы со школы, а вот с тем, что такое зачет возникают вопросы.
Определение зачета
Зачет – форма контроля знаний и уровня подготовки обучающихся с выставлением не дифференцированной оценки, а зачета или незачета.
Особенности:
- Проверяется владение компетенциями и навыками по одному предмету;
- Темы включают учебные модули за один семестр;
- Для допуска к испытанию требуется получить выполнение;
- Наличие долгов по дисциплине и не отработанных пропусков не допускается;
- Педагоги могут дать условный допуск с учетом личной характеристики обучающегося;
- Без получения зачета по конкретным предметам, включенным в отдельный список в образовательном плане ФГОС не получится вовремя выйти в сессию.
По сравнению с экзаменом оценка на зачете упрощена. Педагог определяет только достаточность знаний студента без их качественного разделения на дифференцированные оценки.
Зачетом может быть проверена любая дисциплина:
- Техническая;
- Гуманитарная;
- Общепрофильная;
- Специальная.
Цель и назначение зачета
Цель аттестации – проверка уровня знаний и владения компетенциями в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Задачи:
- Оценка конкретного объема информации, включенной в зачетную единицу;
- Анализ сформированности определенных навыков;
- Систематизация и обобщение знаний за семестр;
- Развитие познавательных способностей;
- Тренировка памяти и внимания;
- Формирование навыка работы с большим количеством информации.
Зачет — это то, что в университете позволяет максимально быстро провести срезовую диагностику подготовки, оценить качество образования и работы учебного заведения, восприятие материала.
Виды зачетов
По форме проведения выделяют:
- Письменные – выполнение заданий, решение ситуационных задач и кейсов;
- Устные – ответ по вопросам билетов;
- Комбинированные – собеседование по теоретической части и решение 1 – 2 задач;
- Домашняя зачетная работа – выполнение научно-исследовательского проекта на заданную тематику, оформление реферата или презентации, создание модели или макета в зависимости от специальности, направления подготовки и факультета.
По типу:
- Открытый – студенты заранее получают список вопросов для контроля;
- Закрытый – преподаватель может спросить по любой теме семестра.
По оценке:
- Классический – традиционная форма с получением зачета или незачета.
- Дифференцированный – оценка теоретических знаний и выполнения манипуляций с выставлением оценки по 5-ти балльной шкале.
По времени проведения:
- Тематические – по всему объему информации по предмету;
- Текущие – по отдельным разделам, объединенным в зачетные единицы.
Четкое понимание, что значит зачет в вузе и какие бывают зачеты – это гарант эффективной подготовки и получения хороших результатов.
Вид экзаменов и зачетов в вузе определяется особенностями образовательной программы по специальности. Учитывается:
- Объем теории;
- Количество и сложность навыков;
- Включение разбора практических кейсов;
- Нагрузка по предмету;
- Значимость дисциплины в дальнейшей профессиональной деятельности.
Лучшие студенты могут сдать обычный или дифференцированный зачет автоматом. Педагог смотрит на успеваемость за семестр или учебный год, характеристику учащегося, отсутствие пропусков без уважительных причин, процент «хорошо» и «отлично» за текущие задания, успешность сдачи коллоквиумов.
Процесс проведения зачета
То, как сдают зачет студенты в колледже не отличается от процедуры оценки знаний обучающихся вузов.
- Преподаватель кафедры сообщает о дате и времени проведения аттестации;
- В зависимости от типа выдает или не выдаёт список вопросов;
- Фиксирует явку по студенческим билетам в отдельную ведомость;
- Проводит оценку уровня подготовки с учетом формата установленного госстандартами.
Проводить собеседование и проверку письменных заданий может один или несколько педагогов. Провал на зачете – академическая задолженность. Дата пересдачи согласовывается с преподавателем в индивидуальном формате.
Оценка и результаты зачета
Как проходит зачет по предмету определяется особенностями учебных модулей и тем, включенных в план занятий.
Преподаватели составляют список зачетных вопросов с учетом пройденного материала. Оценка выставляется одним педагогом или выносится коллегиальное решение при заслушивании ответа студента 2 – 3 доцентами или ассистентами кафедры. Результаты выставляются в ведомость и зачетную книжку.
Особенности зачета в разных образовательных учреждениях
Колледж
Количество аттестаций меньше, чем в вузе. Дифференцированные зачеты проводятся редко. Распространено использование домашней зачетной работы.
Актуальные специальности:
- Предпринимательство;
- Дизайн;
- Техник-мехатроник;
- Специалист по рекламе;
- Юрист.
Общая длительность обучения 1 – 4 года.
Вуз
Организуется отдельная зачетная неделя перед сессией. Большинство дисциплин оценивается по комбинированной форме. Получить «автомат» сложнее.
Востребованные специальности бакалавриата:
- Психология;
- Маркетинг;
- Менеджмент;
- Юриспруденция;
- IT-технологии и программирование.
Общая длительность обучения 3 – 5 лет.
Влияние зачета на успеваемость и обучение
Сдача зачета – обязательная часть образовательного процесса. Невыполнение требований госстандартов приводит к возникновению академических задолженностей. Накопление долгов по предметам ведет к дисциплинарным взысканиям и отчислению.
Без сдачи всех зачетов студент не допускается в сессию. В индивидуальном порядке с учетом личности учащегося педагог может «пойти на встречу» и выставить зачет условно для своевременного начала прохождения экзаменации. Срок закрытия задолженности обговаривается заранее и устанавливается на время после всех экзаменов или на начало следующего семестра.
Официально зачет это не определенная оценка и определить какая она по надписи невозможно. Поэтому на получение красного или синего диплома данная форма аттестации не влияет.
В процессе обучения по второй специальности зачеты используются для сокращения сроков получения профессии. Абитуриенты с дипломами ссуз, продолжающие учебу в вузе по первичной специализации могут подать заявление на выставление автоматического перезачета дисциплин, пройденных в колледже при условии совпадения по академической нагрузке и форме аттестации. Сокращение помогает сэкономить 6 – 24 месяца.
Чем зачет отличается от дифференцированного зачета и экзамена
Отличия обычного зачета от экзамена:
- Вариант выставления оценки по текущей успеваемости и академической репутации;
- Нет балльной системы оценки, кроме дифференцированного зачета;
- Охватывает только темы семестра;
- Не требует проведения консультаций;
- Пересдачи назначаются по согласованию с преподавателем, участие деканата необязательно.
Основное, чем отличается зачет с оценкой от экзамена в университете – простота вопросов, небольшой объем информации, упрощенная процедура сдачи.
Диф зачет это такая форма оценки подготовки, характеризующаяся тем, что:
- Форму выбирает преподаватель, а не администрация учебного заведения;
- Методические материалы утверждаются методической сессией в соответствии с требованиями ФГОС;
- Аттестация проводится за счет учебного времени, выделенного на предмет.
Другие параметры, определяющие, чем отличается зачет с оценкой от экзамена в университете:
- Сложность. Вопросы к зачету проще.
- Длительность проведения. На экзамен отводится больше времени.
- Процедура проведения. Зачет организует кафедра. Ответы всех студентов может оценивать 1 или 2 педагога. Экзамены проводятся в строго установленном графике для всех групп и потоков будущих специалистов. Ведомости и протоколы экзаменации заполняются секретарем, в состав комиссии преподавателей принимающих ответы студентов может входить декан или ректор.
- Значимостью для диплома. Оценка за экзамены учитывается в общую успеваемость. Для получения красного документа об образовании требуется набрать не менее 75% отличных результатов без «троек». Оценки за зачеты для диплома не учитываются.
В целом разница между зачетом с оценкой и экзаменом в вузе влияет на психоэмоциональное состояние студентов перед прохождением аттестации. Ответ своему преподавателю в привычной обстановке обычного семинара вызывает меньше тревог и волнений. Знание в чем разница между диф зачетом и экзаменом успокаивает учащихся и помогает показать хорошие результаты.
Чем отличается сессия от экзамена и зачета
Сессия – общее время проведения аттестации учащихся. Она разделяется на зимнюю и летнюю, промежуточную и итоговую. Традиционно в сессию включаются только экзамены. Зачеты выносятся на время перед началом экзаменации и влияют на своевременный допуск к сдаче дисциплин.
Если четко определить, что такое зачет и как его сдавать в институте, то готовиться к аттестации проще. Можно заранее продумать ответы на вопросы, составить конспекты или использовать метод стикеров и не сильно волноваться на счет оценки. Получить «пятерку» не обязательно, главное сдать, показав достаточность владения теорией и практикой по предмету.6*