Итак, День российской анимации празднуют каждый год 8 апреля
Первый анимированный фильм — а точнее сказать, зарисовки, которые прокручивали в бумажной ленте — был создан в 1892 году во Франции. И это случилось за три года до появления первого кинофильма в 1895 году. А в России 8 апреля 1912 года публике был представлен кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей» - история о несчастной любви в мире насекомых. Мультфильм хранится в Госфильмофонде России.
Сюжет первого мультфильма Российской империи можно посмотреть здесь
Король Цервус дает в своем замке пышный бал. Среди прочих гостей самый почетный гость страны усачей — граф Герос. Цервус с королевой Люканидой, красой и гордостью всей страны рогачей, восседает на троне. Во время праздника король застает Героса, который тайно признается Люканиде в любви. Герос одерживает победу в дуэли на мечах и уходит из замка. Тем временем Люканида пытается утопиться в реке, но Герос вовремя спасает ее и увозит в свой замок. Развязывается кровопролитная война...
***
Анимация в СССР, финансируемая государством, чувствовала себя прекрасно. Творческая среда создала десятки шедевров! Сколько экспериментов, идей, форм…
Но случились распад СССР, кризисы 2008 и 2010 годов... Отечественная анимация еле выжила. И сейчас вновь выходит на подъем.
Сейчас российская анимация – термин настолько новый на мировой арене, что пока даже не вошел в международный обиход. Не в том смысле, что ее проектов в других странах не знают. Все обстоит с точностью до наоборот. Шедевры «Союзмультфильма» известны на всех континентах, особенно профессионалам. Вообще, история «Союзмультфильма» - отдельная и богатая на факты тема. О ней – далее. Из побед сегодняшнего дня стоит отметить тех же «Смешариков», которых недавно перевели на 15 языков, и сериал «Маша и Медведь», который сейчас бьет рекорды показов в YouTube и транслируется Netflix.
И все же понятию «российская анимация» еще далеко до звания полноценного бренда. Такого, каким был при СССР «Союзмультфильм».
Полвека на пьедестале
В 1936 году в качестве ответа американскому Disney в СССР была создана студия «Союзмультфильм». На протяжении 50 лет она буквально конвейером выпускала настоящие шедевры.
В год порой доходило до 50 работ, многие из которых отлично смотрятся и сегодня. Собственно, все, кто хочет делать рисованную анимацию, в качестве эталона рассматривают проекты этой студии 1970–1980 годов.
Кризис длиной почти в 20 лет
Долгое время считалось, что причиной кризиса «Союзмультфильма» стал распад СССР. Страны не стало, наступили сложные времена, людям не до мультиков – в ответ на падение спроса исчезло и предложение, точнее - финансирование.
Но это не совсем верно. Как вспоминает Георгий Бородин (историк анимации, работник НИИ киноискусства), падение началось несколько раньше: «Союзмультфильм на рубеже 90-ых не был готов к коммерческой самостоятельности и перестал быть законодателем мод уже в 1989-м». Оказалось, что началось все не с распада страны, а с крайне неудачной правительственной реформы во времена перестройки в 80-е. Последующие события только сделали последствия этой реформы необратимыми:
- распад СССР принес с собой полный хаос в системе финансирования;
- работники оказались в растерянности;
- у государства уже не было средств даже на необходимые расходы, не говоря о выделении денег на то, чтобы создавать анимацию.
Итог был печален: многие специалисты из студии вынужденно ушли, обслуживать все свои помещения компания не могла. Пришлось даже вернуть РПЦ здание бывшей церкви, в которой находилось кукольное объединение.
Фестивальные и массовые проекты
Впрочем, о полной остановке творчества речи не шло. Для него оставался слабый, но мотив: имя «Союзмультфильма» все же было значимым, а потому его представителей постоянно приглашали на всевозможные фестивали.
Правда, показывать там уже было почти нечего. Да и пользы для анимации в глобальном смысле такие мероприятия давали мало. Как отмечает Георгий Бородин: «В те годы произошло разделение анимации на претенциозное авторское кино, которое смотрела фестивальная тусовка, и массовое – зрелищное, но лишенное авторского высказывания».
С участием в фестивалях в 1990-е была еще одна проблема: из-за слабого финансирования, общей растерянности и дефицита квалифицированных кадров анимации делали немного. Дошло до того, что на I открытом анимационном фестивале в Тарусе пришлось показывать все, что было отснято за целых 3 года (и ведь не хватило – вместе с мультфильмами выставляли заставки, рекламные ролики, короткометражные клипы).
Вместе с привычной организацией жизни в то десятилетие рухнула и организация на производстве анимации. Учета не велось, на фестиваль поехали далеко не все готовые продукты и даже «…до сих пор всплывают какие-то фильмы того периода, которые почти никто не видел», – вспоминает Георгий Бородин.
Конец 90-х: «первые ласточки»
Впервые какой-то просвет в жизни российской анимации появился в 1998 году. Тогда одна из небольших частных студий, которая сумела адаптироваться к новым условиям жизни, начала «собирать» заказы от иностранных клиентов.
Сегодня это студия «Пилот», создатель серии «Гора самоцветов». В те же времена в ней творили анимацию для Cartoon Network и вели совместные проекты с американскими партнерами («Майк, Лу и Ог», «Мистер Бин»).
Работы над такими проектами было много. Сейчас подобные заказы американцы направляют в основном в Китай или Корею. В конце же 90-х годов российские, белорусские и украинские аниматоры предлагали куда более доступные цены за свои услуги. И благодаря этому целый сегмент смог выстоять. Хотя и потерял экспертов.
Подвести итог по этапу затяжного кризиса длиной почти в 20 лет можно короткой оценкой Георгия Бородина: «В определенном смысле для меня 90-е были большой дырой: фильмы, которые определяли характер эпохи, смотреть не хочется. Некоторые из них я просто не понимаю, скажем, картины Золотухина и Геллера, а другие фильмы, например, Валентина Ольшванга, ценю, но не люблю».
«Старые новые» традиции российской анимации
В начале нового столетия отрасль российской анимации начала восстанавливаться. Появились по-настоящему яркие решения. Хороший пример – «Гора самоцветов» все той же студии Pilot. Ее идея – объединить самое интересное, что есть у народов России, детские сказки.
Сегодня это мультфильмы, которые смотрят взрослые и дети. Не только потому, что отдавать ребенка «на откуп» телевизору – это неправильно. Секрет еще и в том, что смотреть короткие истории, пронизанные такой разной культурой, и объединенные одним вступительным роликом на 1,5 минуты, действительно интересно всем.
С одной стороны, его нестыдно показать детям (это, кстати, главный критерий оценки качества, по словам члена худсовета проекта Сергея Меринова). С другой, – представители разных возрастов видят что-то свое. Ребенок – сказку, а взрослый – тонкую иронию, иногда переходящую в острую сатиру.
Самобытность анимационных фильмов – это важное качество анимации нового поколения. Она (самобытность, доброта формата), по сути, символизирует возврат к старым традициям советского мультфильма. И именно этот возврат стал спасительным для целой отрасли.
Как отметил Георгий Бородин, начало конца кризиса наступило, когда появились «…картины, рассчитанные на широкую аудиторию и не лишенные при этом стилистической оригинальности и идейной глубины».
Сказки
Конечно, такими картинами стали именно сказки;
- «Гора самоцветов»;
- «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
- «Про Федота-стрельца, удалого молодца»;
- «Иван Царевич и Серый Волк».
Это и понятно: Министерство культуры, которое оставалось едва ли не основным источником финансирования больших студий, поддерживало именно «сказочные» тематики. А российские студии не знали, как сделать анимацию, которая «прокормит» без господдержки.
Новый обвал: кризис 2008-го
Начав восстанавливаться, индустрия создания мультфильмов в России столкнулась с новым вызовом. В 2008 году произошла очередная реорганизация Госкино. Несколько месяцев финансирование не осуществлялось совсем.
Кто-то смог устоять и в этот непростой период. «Мельница», например, к тому времени, уже собирала приличные кассы на показах серии о богатырях. А «Пилот» сумел «достучаться» до ведомств через прямое обращение в письме к президенту (для этого у студии было достаточно авторитета). Но малые компании «устоять» не сумели.
Более того, в 2010 году случился новый спад, и теперь уже остановились не только малоизвестные производители. Студия «Пчела» и Pilot тогда полностью прекратили работу.
Чтобы как-то обеспечивать свое существование, компаниям, занятым производством мультфильмов, пришлось реструктуризироваться:
- переключаться на видеоклипы, как это сделали в «Пилот»;
- полностью отказываться от короткометражных работ;
- искать зарубежных инвесторов.
Даже сегодня, впрочем, коротким метром могут себе позволить заниматься только такие легенды, как «Союзмультфильм». Маленьким студиям получить финансирование для подобных целей очень сложно.
Упущенные возможности и новые перспективы российской анимации
А ведь все могло быть иначе, – уверен Георгий Бородин: «Советские мультфильмы были бы не менее успешны за рубежом, если бы в то время можно было бы свободно выступать на фестивалях. Режиссер не мог отправить работу на конкурс, списки утверждались Госкино и Союзом кинематографистов. Очень много потенциально выигрышных картин дальше границ СССР не уходили».
Первые серии «Простоквашино» вышли в 1980-м, а в 2019 и 2020-м вышли новые серии.
Будь у «Союзмультфильма» аудитория зрителей за рубежом на момент распада, он вполне мог бы получить крупную поддержку. То же касается и остальных студий. Тогда, возможно, на сегодняшний день сфера не испытывала бы столь жесткого дефицита кадров, когда-то «растерянных» в волнах кризисов.
Впрочем, сегодня будущее отрасли выглядит вполне перспективно. Во-первых, мультипликация приходит в рекламу, и все больше серьезных компаний интересуются, как сделать хорошую анимацию. Во-вторых, по-настоящему влюбленные в свое дело эксперты из «Союзмультфильма» активно работают уже не над привлечением, а над воспитанием новых кадров.
Студенты Факультета анимации, созданного совместно «Союзмультфильмом» и университетом «Синергия», уже со 2–3 курса начинают работать над серьезными проектами студии. А к выпуску становятся полноценными мастерами, способными вдохнуть новую жизнь в легенду, которая всегда была тем, что сегодня принято называть брендом.
* В качестве иллюстраций обложка «Вестника кинематографии» (1912 г, российская империя), фрагменты из мультфильмов студии «Союзмультфильм»: «Бременские музыканты» (1969), «Ежик в тумане» (1975), «Ну, погоди! (1969), «Каникулы в Простоквашино» (1980), - и фото из архивов студии «Союзмультфильм»- партнера университета «Синергия».