Приёмная комиссия 2024
Российская анимация: путь от советской легенды к мультфильмам нового поколения

Российская анимация: путь от советской легенды к мультфильмам нового поколения

Обновлено 29.05.2024
Содержание
Итак, День российской анимации в 2022 году будут праздновать 8 апреля. Впрочем есть еще Международный день анимации, его отмечают — 28 октября.

Первый анимированный фильм — а точнее сказать, зарисовки, которые прокручивали в бумажной ленте — был создан в 1892 году во Франции. И это случилось за три года до появления первого кинофильма в 1895 году. А в России 8 апреля 1912 года публике был представлен кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей» - история о несчастной любви в мире насекомых. Мультфильм хранится в Госфильмофонде России.  

Сюжет первого мультфильма Российской империи можно посмотреть здесь 

Король Цервус дает в своем замке пышный бал. Среди прочих гостей самый почетный гость страны усачей — граф Герос. Цервус с королевой Люканидой, красой и гордостью всей страны рогачей, восседает на троне. Во время праздника король застает Героса, который тайно признается Люканиде в любви. Герос одерживает победу в дуэли на мечах и уходит из замка. Тем временем Люканида пытается утопиться в реке, но Герос вовремя спасает ее и увозит в свой замок. Развязывается кровопролитная война...

***

Анимация в СССР, финансируемая государством, чувствовала себя прекрасно. Творческая среда создала десятки шедевров! Сколько экспериментов, идей, форм…

Но случились распад СССР, кризисы 2008 и 2010 годов... Отечественная анимация еле выжила. И сейчас вновь выходит на подъем.

Сейчас российская анимация – термин настолько новый на мировой арене, что пока даже не вошел в международный обиход. Не в том смысле, что ее проектов в других странах не знают. Все обстоит с точностью до наоборот. Шедевры «Союзмультфильма» известны на всех континентах, особенно профессионалам. Вообще, история «Союзмультфильма» - отдельная и богатая на факты тема. О ней – далее. Из побед сегодняшнего дня стоит отметить тех же «Смешариков», которых недавно перевели на 15 языков, и сериал «Маша и Медведь», который сейчас бьет рекорды показов в YouTube и транслируется Netflix.

И все же понятию «российская анимация» еще далеко до звания полноценного бренда. Такого, каким был при СССР «Союзмультфильм».

Подай заявку на обучение на факультете анимации

Полвека на пьедестале

В 1936 году в качестве ответа американскому Disney в СССР была создана студия «Союзмультфильм». На протяжении 50 лет она буквально конвейером выпускала настоящие шедевры.

В год порой доходило до 50 работ, многие из которых отлично смотрятся и сегодня. Собственно, все, кто хочет делать рисованную анимацию, в качестве эталона рассматривают проекты этой студии 1970–1980 годов.

Кризис длиной почти в 20 лет

Долгое время считалось, что причиной кризиса «Союзмультфильма» стал распад СССР. Страны не стало, наступили сложные времена, людям не до мультиков – в ответ на падение спроса исчезло и предложение, точнее - финансирование.

Но это не совсем верно. Как вспоминает Георгий Бородин (историк анимации, работник НИИ киноискусства), падение началось несколько раньше: «Союзмультфильм на рубеже 90-ых не был готов к коммерческой самостоятельности и перестал быть законодателем мод уже в 1989-м». Оказалось, что началось все не с распада страны, а с крайне неудачной правительственной реформы во времена перестройки в 80-е. Последующие события только сделали последствия этой реформы необратимыми:

  • распад СССР принес с собой полный хаос в системе финансирования;
  • работники оказались в растерянности;
  • у государства уже не было средств даже на необходимые расходы, не говоря о выделении денег на то, чтобы создавать анимацию.

Итог был печален: многие специалисты из студии вынужденно ушли, обслуживать все свои помещения компания не могла. Пришлось даже вернуть РПЦ здание бывшей церкви, в которой находилось кукольное объединение.

Фестивальные и массовые проекты

Впрочем, о полной остановке творчества речи не шло. Для него оставался слабый, но мотив: имя «Союзмультфильма» все же было значимым, а потому его представителей постоянно приглашали на всевозможные фестивали.

Правда, показывать там уже было почти нечего. Да и пользы для анимации в глобальном смысле такие мероприятия давали мало. Как отмечает Георгий Бородин: «В те годы произошло разделение анимации на претенциозное авторское кино, которое смотрела фестивальная тусовка, и массовое – зрелищное, но лишенное авторского высказывания».

С участием в фестивалях в 1990-е была еще одна проблема: из-за слабого финансирования, общей растерянности и дефицита квалифицированных кадров анимации делали немного. Дошло до того, что на I открытом анимационном фестивале в Тарусе пришлось показывать все, что было отснято за целых 3 года (и ведь не хватило – вместе с мультфильмами выставляли заставки, рекламные ролики, короткометражные клипы).

Вместе с привычной организацией жизни в то десятилетие рухнула и организация на производстве анимации. Учета не велось, на фестиваль поехали далеко не все готовые продукты и даже «…до сих пор всплывают какие-то фильмы того периода, которые почти никто не видел», – вспоминает Георгий Бородин.

Конец 90-х: «первые ласточки»

Впервые какой-то просвет в жизни российской анимации появился в 1998 году. Тогда одна из небольших частных студий, которая сумела адаптироваться к новым условиям жизни, начала «собирать» заказы от иностранных клиентов.

Сегодня это студия «Пилот», создатель серии «Гора самоцветов». В те же времена в ней творили анимацию для Cartoon Network и вели совместные проекты с американскими партнерами («Майк, Лу и Ог», «Мистер Бин»).

Работы над такими проектами было много. Сейчас подобные заказы американцы направляют в основном в Китай или Корею. В конце же 90-х годов российские, белорусские и украинские аниматоры предлагали куда более доступные цены за свои услуги. И благодаря этому целый сегмент смог выстоять. Хотя и потерял экспертов.

Подвести итог по этапу затяжного кризиса длиной почти в 20 лет можно короткой оценкой Георгия Бородина: «В определенном смысле для меня 90-е были большой дырой: фильмы, которые определяли характер эпохи, смотреть не хочется. Некоторые из них я просто не понимаю, скажем, картины Золотухина и Геллера, а другие фильмы, например, Валентина Ольшванга, ценю, но не люблю».

«Старые новые» традиции российской анимации

В начале нового столетия отрасль российской анимации начала восстанавливаться. Появились по-настоящему яркие решения. Хороший пример – «Гора самоцветов» все той же студии Pilot. Ее идея – объединить самое интересное, что есть у народов России, детские сказки.

Сегодня это мультфильмы, которые смотрят взрослые и дети. Не только потому, что отдавать ребенка «на откуп» телевизору – это неправильно. Секрет еще и в том, что смотреть короткие истории, пронизанные такой разной культурой, и объединенные одним вступительным роликом на 1,5 минуты, действительно интересно всем.

С одной стороны, его нестыдно показать детям (это, кстати, главный критерий оценки качества, по словам члена худсовета проекта Сергея Меринова). С другой, – представители разных возрастов видят что-то свое. Ребенок – сказку, а взрослый – тонкую иронию, иногда переходящую в острую сатиру.

Самобытность анимационных фильмов – это важное качество анимации нового поколения. Она (самобытность, доброта формата), по сути, символизирует возврат к старым традициям советского мультфильма. И именно этот возврат стал спасительным для целой отрасли.

Как отметил Георгий Бородин, начало конца кризиса наступило, когда появились «…картины, рассчитанные на широкую аудиторию и не лишенные при этом стилистической оригинальности и идейной глубины».

Сказки

Конечно, такими картинами стали именно сказки;

  • «Гора самоцветов»;
  • «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
  • «Про Федота-стрельца, удалого молодца»;
  • «Иван Царевич и Серый Волк».

Это и понятно: Министерство культуры, которое оставалось едва ли не основным источником финансирования больших студий, поддерживало именно «сказочные» тематики. А российские студии не знали, как сделать анимацию, которая «прокормит» без господдержки.

Новый обвал: кризис 2008-го

Начав восстанавливаться, индустрия создания мультфильмов в России столкнулась с новым вызовом. В 2008 году произошла очередная реорганизация Госкино. Несколько месяцев финансирование не осуществлялось совсем.

Кто-то смог устоять и в этот непростой период. «Мельница», например, к тому времени, уже собирала приличные кассы на показах серии о богатырях. А «Пилот» сумел «достучаться» до ведомств через прямое обращение в письме к президенту (для этого у студии было достаточно авторитета). Но малые компании «устоять» не сумели.

Более того, в 2010 году случился новый спад, и теперь уже остановились не только малоизвестные производители. Студия «Пчела» и Pilot тогда полностью прекратили работу.

Чтобы как-то обеспечивать свое существование, компаниям, занятым производством мультфильмов, пришлось реструктуризироваться:

  • переключаться на видеоклипы, как это сделали в «Пилот»;
  • полностью отказываться от короткометражных работ;
  • искать зарубежных инвесторов.

Даже сегодня, впрочем, коротким метром могут себе позволить заниматься только такие легенды, как «Союзмультфильм». Маленьким студиям получить финансирование для подобных целей очень сложно.

Упущенные возможности и новые перспективы российской анимации

А ведь все могло быть иначе, – уверен Георгий Бородин: «Советские мультфильмы были бы не менее успешны за рубежом, если бы в то время можно было бы свободно выступать на фестивалях. Режиссер не мог отправить работу на конкурс, списки утверждались Госкино и Союзом кинематографистов. Очень много потенциально выигрышных картин дальше границ СССР не уходили».

Первые серии «Простоквашино» вышли в 1980-м, а в 2019 и 2020-м вышли новые серии. 

Будь у «Союзмультфильма» аудитория зрителей за рубежом на момент распада, он вполне мог бы получить крупную поддержку. То же касается и остальных студий. Тогда, возможно, на сегодняшний день сфера не испытывала бы столь жесткого дефицита кадров, когда-то «растерянных» в волнах кризисов.

Впрочем, сегодня будущее отрасли выглядит вполне перспективно. Во-первых, мультипликация приходит в рекламу, и все больше серьезных компаний интересуются, как сделать хорошую анимацию. Во-вторых, по-настоящему влюбленные в свое дело эксперты из «Союзмультфильма» активно работают уже не над привлечением, а над воспитанием новых кадров.

Студенты Факультета анимации, созданного совместно «Союзмультфильмом» и университетом «Синергия», уже со 2–3 курса начинают работать над серьезными проектами студии. А к выпуску становятся полноценными мастерами, способными вдохнуть новую жизнь в легенду, которая всегда была тем, что сегодня принято называть брендом.  

* В качестве иллюстраций обложка «Вестника кинематографии» (1912 г, российская империя), фрагменты из мультфильмов студии «Союзмультфильм»: «Бременские музыканты» (1969), «Ежик в тумане» (1975), «Ну, погоди! (1969), «Каникулы в Простоквашино» (1980), - и фото из архивов студии «Союзмультфильм»- партнера университета «Синергия».

Адреса поступления:

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

Телефон (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы

пн.– пт, с 11:00 до 19:00

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Подобрать программу
Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
Техническим Гуманитарным Творческим Медицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образования Школа 9-11 класс Колледж Бакалавриат Магистратура Аспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
Очно Заочно Онлайн По выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
Да Нет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

DMCA.com Protection Status