+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Менеджер по персоналу: кто это, особенности и перспективы профессии

23.03.2021
Содержание
Ни один бизнес не может развиваться без людей — сотрудников компаний, агентств, бюро, предприятий. Но у работников любой организации совершенно разный потенциал, характер, способности, амбиции.

Нужен кто-то, кто сможет верно оценить все эти качества, объединенные в понятие Human Resources — человеческих ресурсов (или правильнее, ресурсов человека). Этим кем-то и является HR-менеджер или специалист в области управления персоналом.

Правда, сфера его компетенций настолько велика, что порой разобраться, менеджер по персоналу это решает или нет (собеседует претендентов на должность, увольняет кадровика, назначает инструктора стажеру), сложно. Учитывая, насколько востребована сегодня такая профессия на факультетах вузов, определиться с тем, что управленец в действительности делает, а что в его компетенцию не входит, полезно всем.

Подать заявку в деканат университета

Кто такой менеджер по персоналу

На самом деле HR-менеджмент — это широкое понятие. Как правило, под специалистом, который работает в такой сфере, понимают управленца, занятого всем, что касается:

  • оценки потенциала сотрудников;
  • проверкой исполнительности кадров;
  • контролем эффективности кадровой службы в целом.

Глобально это человек в штате компании, который решает любые задачи, связанные с трудовыми ресурсами бизнеса — наймом, увольнением, обучением, ротациями, оформлением и т. д. Де-факто же в этой профессии тоже есть своя иерархия.

Одни менеджеры по персоналу сосредоточены на вопросах подбора специалистов в штат — определения потребности в новых сотрудников, их поиска, отбора, проверки и т. д. Другие занимаются производительностью труда. Третьи — обучением. А над ними стоит топ-менеджер, который планирует, организует и координирует их работу.

Обязанности HR-менеджера

Какие задачи решает менеджер по управлению персоналом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что, прежде всего, это руководитель. Соответственно, он осуществляет:

  • планирование (работа со штатным расписанием, выявление потребностей бизнеса в кадрах и их подбор);
  • организация труда работников (делопроизводство);
  • координация (кадровая политика, корпоративное обучение, ротации);
  • мотивация (разработка системы мотивационных и демотивационных факторов, включая нефинансовые);
  • контроль (оценка эффективности сотрудников, увольнение, продвижение наиболее результативных специалистов, участие в расследованиях при производственных травмах и т. д.).

К этому можно добавить обязанности по организации процесса адаптации новичков и мониторинг новых инструментов рынка труда.

Какие знания и навыки необходимы

Важный момент: хороший управленец должен знать не только приемы и методы менеджмента, но и разбираться в тонкостях работы своего предприятия. Именно поэтому HR-менеджеры постоянно учатся — у разных работодателей свои нюансы бизнес-процессов.

Что касается непосредственно управленческой деятельности, то для ее осуществляется нужны знания в области:

  • психологии (личностной и корпоративной);
  • социологии;
  • психовизуальной диагностики;
  • трудового законодательства;
  • основ менеджмента;
  • методологии научной организации труда.

Из навыков обязательны хорошее владение компьютером, коммуникабельность, стрессоустойчивость, поставленная речь. По-настоящему хорошими менеджерами по персоналу становятся люди с ораторскими способностями, уверенностью в себе, харизмой, чувством такта, объективным взглядом на любые ситуации. Здесь крайне важна самодисциплина, ответственность и способность мыслить стратегически.

Как освоить профессию менеджера по персоналу

Как и любому управленцу, менеджеру HR нужно высшее образование. В идеале — профильное.

Для первых шагов в карьере достаточно квалификации бакалавра. Ее сегодня можно получить очно, заочно, дистанционно, обучаясь по выходным или вечерам (все зависит только от форматов, которые предлагает выбранный вуз). Сроки профессиональной подготовки — 4−5 лет.

Чтобы занять руководящую должность, в большинстве случаев потребуется диплом магистра. Это еще плюс 2−2,5 года обучения по специальности. Часто от претендента на пост руководителя требуется еще и опыт в выбранной сфере. Его можно получить, еще обучаясь в вузе (на бакалавра или магистра).

Что важно для работодателя:

  • работа с подчиненными — от 2−3 человек в прошлом;
  • стаж в статусе руководителя (управляющего отделением, например) — от 1 года;
  • в некоторых случаях кандидату требуется свидетельство об окончании бизнес-курсов.

В целом начать становление в сфере кадрового менеджмента можно не в вузе, а в колледже. Тогда после выпуска можно будет начать «копить» стаж, а при поступлении на бакалавриат — получить льготы.

Зарплата и возможности карьерного роста

По состоянию на март 2021 года средняя заработная плата менеджера по кадрам по России составляет 55 тыс. рублей. В Москве это 65 тыс. Но разбег ставок здесь очень большой. Молодой специалист, например, может претендовать на 35−70 тыс. рублей в месяц. Управленец со стажем получает и 80−100 и 120−150 тыс. в зависимости от пула задач, которые он решает.

Большой плюс выбора в пользу такой профессии — ее востребованность. Менеджеры нужны абсолютно везде — от школ до салонов красоты. Пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая, производственная или сервисная отрасль — неважно, везде специалист по управлению кадрами сможет построить блестящую карьеру.

Последнюю можно развивать как по горизонтали (перемещаясь между отделами, например), так и по вертикали (от секретаря до руководителя кадровой службы или директора по персоналу). Сегодня российский бизнес все чаще осознает, насколько полезным может быть специалист, который умеет не только оценивать и правильно использовать Human Resources, но и подчинять работу с ними головной цели компании.

Надо понимать, что под человеческими ресурсами имеются в виду не люди, а их способности, знания, умения, опыт и т. д.

Преимущества и недостатки профессии

Сами представители профессии относят к ее плюсам (помимо достойной зарплаты):

  • авторитет;
  • огромный выбор направлений (профилей бизнеса);
  • высокий спрос на их услуги на рынке труда;
  • отличные перспективы карьерного роста, учитывая острый дефицит хороших специалистов в России;
  • благоприятные условия для «накопления» полезных связей.

Постоянное живое общение в большом объеме — качество, которое может рассматриваться и как плюс, и как минус в зависимости от характера специалиста. Кроме того, к недостаткам часто относят ненормированный день работы: как и любой руководитель, менеджер, занятый с персоналом, может часто задерживаться.

Высокая степень ответственности и постоянные вызовы, требующие оперативной реакции, — еще две особенности, которые стоит отнести к минусам. Наконец, стрессы — неотъемлемая часть управленческой деятельности. С ними надо уметь справляться, чтобы не тратить энергию на эмоциональные встряски вместо подбора конструктивных решений.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@s-university.ru

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Марианна Головина

Эксперт в теме "Высшее образование"

Училась: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", факультет интернет-маркетинга

В «Синергии» отвечает за:

организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status