>200 образовательных программ >1000 партнеров-работодателей 30 лет на рынке образования
Как выбрать профессию по душе?
27.04.2022
Содержание
Школьники сталкиваются с выбором специальности при получении аттестата в 9 или 11-м классе. Вузы и средние специальные учебные заведения предлагают различные образовательные программы и профили получения профессии. Некоторые специальности отличаются востребованностью, другие высокими окладами, третьи низкой конкуренцией при трудоустройстве. Но главный вопрос, который волнует выпускников, как выбрать профессию по душе и не допустить ошибок.
Критерии выбора профессии
На решение о дальнейшей специализации влияют две ключевые группы факторов.
Внутренние
Охватывают личностные характеристики и индивидуальность школьника.
Способности
Проявляются во время учебы. Характеризуются успехами в определенных областях знаний:
Математический склад ума помогает с легкостью решать задачи по алгебре, геометрии, информатике и физике. Анализировать полученные результаты и производить сложные вычисления.
Гуманитарные способности проявляются в литературных талантах, простоте усвоения информации по истории и обществознанию.
Естествоиспытателям по душе химические опыты, географические исследования и изучение биологических препаратов.
Таланты
Главный критерий поступления на творческие специальности. Учащийся должен обладать:
навыком игры на музыкальных инструментах;
вокальными и хореографическими данными;
уметь рисовать.
При зачислении в вуз или ссуз проводится дополнительный конкурс портфолио. Школьники заранее зарабатывают репутацию на различных конкурсах и отбирают лучшие проекты для презентации в профессиональном учебном заведении.
Интересы
Профессия, соответствующая личным увлечениям приносит моральное удовлетворение от трудовой деятельности и не вызывает профессионального выгорания.
Внешние
Учитывают влияние факторов из вне:
Мнение друзей, родителей или учителей. Играет роль при сомнении в правильности выбора профессии. Мнение окружающих важно и иногда стоит прислушаться к советам, но центральная позиция должна оставаться за собственными желаниями и предпочтениями.
Характеристики специальности. Учитываются престижность, уровень заработной платы и востребованность на рынке труда.
Параметры образовательного учреждения. Величина конкурсного отбора, количество бюджетных и коммерческих мест, образовательные программы, дополнительные преимущества (общежитие, центры трудоустройство, возможность обучения по целевому направлению), место расположения и рейтинг учебного заведения.
Пошаговый план выбора
Для принятия окончательного решения в плане будущей специализации можно использовать простой алгоритм:
Содержательные — ознакомиться с описанием профессии, должностными обязанностями специалиста, преимуществами и недостатками работы;
Личностные — оценить способности и предпочтения к определенному виду деятельности;
Медицинские — узнать о критериях профпригодности и списке противопоказаний для обучения по конкретному направлению;
Образовательный — правила зачисления, возможность поступления после 9-го и после 11-го класса.
Критерии носят обобщенный характер, но позволяют быстро выявить наиболее подходящие сферы деятельности.
Оценить желаемые профессии по каждому параметру.
Сравнить полученные результаты, выделить плюсы и минусы каждой специальности.
Составить список из 3 — 4 направлений, по уровню предпочтительности.
Обсудить полученные результаты с родителями, школьными психологами, учителями или представителями профессии.
Определить перечень учебных заведений для подачи документов.
Какие навыки необходимо развивать
Для зачисления и успешного обучения по выбранной специальности следует повышать уровень теоретической и практической подготовки в школе.
Для учебы на факультете информационных технологий, экономики, бизнеса и предпринимательства потребуется:
Навык запоминания большого количества цифровой информации;
Умение пользоваться табличными значениями и формулами;
Знание основ ИКТ;
Готовность к длительной работе за компьютером;
Уверенное пользование ПК;
Хорошая базовая подготовка по алгебре, геометрии и информатике.
Для освоения гуманитарных профессий потребуется:
Умение грамотно и связано излагать собственные мысли;
Любовь к чтению;
Уверенное владение иностранными языками;
Способность анализировать общественные явления и поведение масс;
Знания в области русского языка, литературы, истории и обществознания.
Для успехов в медицине, экологии, химической лабораторной диагностике потребуется:
Навык проведения научно-исследовательских работ, основанных на эксперименте;
Твердая теоретическая подготовка по биологии, географии и химии;
Желание получить социально значимую профессию для помощи людям и работе по призванию.
Для творческой реализации
Музыкальный, артистический, вокальный или хореографический талант;
Харизма;
Индивидуальность;
Навык выступлений на большой сцене;
Готовность к работе в творческом коллективе.
Тренировка навыков и оттачивание теоретических знаний происходит в школе, во время получения допобразования и при самостоятельной работе.
Дополнительно учитываются личные характеристики учащегося:
Внимательность;
Лидерские качества;
Ответственность;
Аккуратность;
Собранность и пунктуальность;
Тяга к монотонному труду;
Организаторские способности;
Ораторское мастерство;
Коммуникабельность.
Определить навыки и личностные качества помогает профильное психологическое тестирование.
Нюансы при выборе специальности
Помочь с принятие решения о будущей профессии могут:
Знания большого количества специальностей и направлений. Узнать актуальную информацию можно на официальных сайтах образовательных учреждений, мероприятиях по профориентированию, на днях открытых дверей.
Поиск хобби, приносящего удовольствие и результат.
Ознакомление с перечнем учебных заведений, предоставляющих обучение по конкретным специальностям.
Сформировать список из основного и 3 запасных вариантов профессий.
Использовать метод профессиональных проб. Трудоустраиваться в профильные компании и организации на время каникул, для ознакомления со спецификой работы изнутри.
Также важную роль играет уровень базового образования.
После 9 класса
Школьникам доступно только профессиональное обучение на уровне ссуз.
Особенности:
Выпускники выбирают между колледжами, ПТУ и училищами. Колледж характеризуется высоким уровнем теоретической подготовки, освоением компетенций, необходимых для учебы по сокращенной программе бакалавриата при желании продолжить получение профобразования в вузе. Образовательные программы техникумов построены с большим уклоном на практическую деятельность.
Поступление по среднему баллу аттестата. Девятиклассники сдают ОГЭ. Результаты госэкзамена не предоставляются в ссуз и влияют только на повышение итоговой оценки по предметам.
Выпускникам 9-го класса доступны не все направления профессионального обучения. Ознакомиться с перечнем доступных направлений можно на официальном сайте учебной организации.
После 11 класса
Одиннадцатиклассники выбирают между поступлением в вуз и колледж.
Нюансы:
Зачисление в Университет происходит по суммарному баллу за ЕГЭ по профильным предметам, зависящим от выбранной специальности. Поступление в колледж происходит на конкурсной основе по среднему баллу аттестата, результаты единого госэкзамена не учитываются.
Длительность обучения в ссуз для выпускников 11-го класса составляет 3 года, на бакалавриате — 4 года, на программе специалитета — 5 лет.
Перед тем, как выбрать профессию, стоит изучить информацию о доступных направлениях, уровне конкурса, количестве мест в группах и котируемости диплома.
На выбор специальности выпускниками 11-го класса влияет желание раннего начала трудовой деятельности. Школьники могут за 3 года получить профессиональное образование, поступить на заочный формат бакалавриата и совмещать учебу с работой и накоплением стажа.
Ошибки при выборе профессии
Наиболее частые причины неудачного выбора специальности:
Отсутствие достоверной информации о специфике трудовой деятельности.
Выбор по уровню заработной платы и престижности. Работа должна нравиться, тогда есть шанс добиться карьерных достижений и стать успешным.
Давление со стороны, значительное влияние родственников или друзей. В первую очередь стоит учитывать собственные желания и предпочтения.
Перенос интереса к одному школьному предмету на специальность. Любовь к биологии не равна готовности стать врачом и так с любой дисциплиной.
Недооценка физических возможностей. Справиться с работой в опасных, вредных и стрессовых условиях сложно. Стоит реально и объективно оценить готовность к тяжелому труду.
Привязка профессии к месту получения образования. Сначала выбирается специализация, потом учебное заведение.
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека, но не критичный. Любую ошибку можно исправить дальнейшей сменой деятельности на бакалавриате, магистратуре, втором высшем образовании или курсах переквалификации. Правильно выбранная профессия тесно связана с мотивацией и позволяет достигать карьерных успехов и профессионального признания.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.