В России подавляющее число старшеклассников после получения школьного аттестата планируют продолжить обучение по программам профессионального образования, а значительная часть стремится к поступлению в вуз – институт или университет, рассчитывая на то, что престижное и востребованное образование поможет в построении карьеры и благополучной судьбы.
Выбор вуза и успех в таком мероприятии, как поступление, во многом определяет дальнейшую жизнь молодых людей, поэтому старшеклассники и их родители готовы приложить максимум усилий для достижения заветной цели. В ход идут разнообразные средства, способствующие повышению вероятности заветного зачисления в выбранный вуз:
- занятия с репетиторами по профильным предметам;
- участие в дне открытых дверей желанного вуза;
- участие в олимпиадах и мероприятиях, обеспечивающих дополнительные баллы;
- посещение подготовительных курсов при потенциальном вузе.
Последний пункт нередко дает реальную фору в виде преимущества при поступлении либо возможность попасть без конкурса на нужное направление подготовки – для наиболее успешных курсантов. Однако нет лучшей подготовки к поступлению, чем натаскивание себя по предметам, предстоящим к сдаче в формате ЕГЭ, поскольку набранное количество баллов первостепенно влияет на перспективу зачисления.
Варианты поступления в вуз после 9 класса
Часть старшеклассников принимает решение покинуть школьные стены сразу после 9 класса, но ошибочно думать, что путь в высшие учебные заведения для «ранних» абитуриентов заказан. Молодые люди, не отучившиеся в 10-м и 11-м классах, также имеют возможность впоследствии получить заветное ВО – через колледж. Более того, при обучении по системе «колледж-вуз» на базе 9 классов абитуриенты могут поступить на программы высшего образования без необходимости сдавать ЕГЭ – при условии выбора аналогичной специальности. Зная об этом, некоторые старшеклассники предпочитают не тратить время на получение школьных знаний по «ненужным» предметам и покидают учебное заведение общего образования при первой возможности, чтобы начать приобретать профессиональные навыки. Этот способ получить высшее образование подходит молодым людям, раньше сверстников определившихся со своей будущей профессией.
Варианты поступления в вуз после 11 класса
Поступить в вуз после 11 класса для целеустремленных абитуриентов не представляет сложности, однако существует несколько вариантов. Обучение по программам бакалавриата или специалитета может являться как единственным звеном получения высшего образования, так и конечным звеном цепочки «колледж-вуз». И хотя поступление в вуз после колледжа на базе 11 классов не избавляет от необходимости предъявлять в приемную комиссию результаты ЕГЭ, эта стратегия – удачный вариант обретения двух дипломов, а нередко – и двух профессий, ведь возможности выбора специальности после колледжа ничем не ограничены.
В любом случае подготовка к поступлению требует ответа на следующие вопросы:
- в каком городе я хочу учиться?
- какая специальность наиболее близка к профессии моей мечты?
- каковы мои успехи по профильным предметам?
- готов ли я пройти через колледж или хочу сразу поступить на программу ВО?
- в каком формате я планирую получать образование?
- какой вуз предлагает обучение по необходимой мне программе?
- каковы условия приема в подходящем вузе и список требуемых документов?
Университет или институт? Что выбрать?
Определившись с выбором направления профессиональной подготовки, будущий студент должен сделать выбор в пользу некоторого вуза. Обучение по желанной специальности предлагают учебные заведения различного уровня – как институты, так и университеты. Что выбрать и в чем разница?
Как следует из названия типа учебного заведения, университет дает более универсальное высшее образование, т.е. готовит специалистов широкого профиля. Институт, в свою очередь, имеет узкую специализацию и готовит специалистов для работы в определенной отрасли деятельности – промышленности, строительстве, медицине, архитектуре, психологии.
Кроме того, университеты имеют ряд отличий от институтов, большинство из которых можно назвать преимуществами:
- высокое процентное соотношение преподавателей с учеными степенями (не менее 60%);
- наличие программ аспирантуры;
- развитые возможности для научно-исследовательской работы студентов;
- реализация образовательных программ в различных форматах, включая очный;
- регулярное внедрение инноваций и интернет-технологий в образовательный процесс.
Конечно, образование, полученное в университете, больше ценится работодателями и дает больше перспектив как во время учебы, так и после нее. И в этом плане тип учебного заведения может иметь даже большее значение для последующей карьеры, чем собственно специальность.