Согласно действующему Федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации” эти дисциплины должны в обязательном порядке присутствовать в образовательной программе медицинского вуза. Тем не менее на специализации “Лечебное дело” они не являются основными.
Если отвечать на поставленный вопрос коротко — да, эти дисциплины нужны в медицинском институте. И ниже объясняем почему.
Почему изучают физику
Многие студенты и абитуриенты считают, что врачу совершенно необязательно знать данный предмет. Однако подобное мнение — заблуждение.
Будущему врачу необходимо знать физические законы, так как они в значительной мере упростят понимание функционирования живого организма. Их знание позволит учащемуся легче усваивать профильный материал, понимать взаимосвязь биологических процессов, которые происходят в организме.
Почему изучают математику
Она является фундаментальной наукой, благодаря которой можно объяснить практически все, что происходит в мире. И это, не говоря о том, что ее изучение в значительной степени тренирует логику, помогает выстраивать сложные логические цепочки и причинно-следственные связи, анализировать их. А медицина представляет собой систему теоретической и практической деятельности.
Зачем эти знания нужны врачу
Проще объяснить по пунктам и на реальных примерах:
- Биологические процессы очень близки к физическим.
Например, кровообращение относится к механическим процессам; течение жидкости к гидродинамике; дыхание напрямую связано с теплообменом, а это уже термодинамика и фазовые испарения. И это лишь очень небольшой список биологических процессов, где без знания физических законов точно не обойтись.
- Физические понятия являются основными для понимания функционирования организма человека и его тела.
Например, опорно-двигательный аппарат является, по сути, системой рычагов. Также по системе рычагов работают щипцы, кусачки и некоторые виды ножниц. А еще некоторые манипуляции, совершаемые врачом, тоже объясняются системой рычагов. Например, когда стоматолог удаляет зуб, он использует закон сохранения момента силы.
- Математика пригодится для постановки диагноза пациента, так как для корректной диагностики требуется понимание причинно-следственных знаний, развитое структурное мышление и логика. Также эти знания помогут рассчитать правильную дозировку лекарств, составить прогноз течения заболевания (спрогнозировать улучшение или ухудшение состояния пациента), собрать и составить статистику и даже прочитать рентгенограмму томографии.
Исходя из всего вышеперечисленного, вопрос о целесообразности данных дисциплин в программе медицинского высшего учебного заведения должен отпасть сам собой.