Итоговое сочинение – важный этап для выпускников, поскольку зачёт является обязательным условием допуска к ЕГЭ. Работа помогает определить уровень грамотности и эрудиции, оценить умение анализировать и сопоставлять факты, грамотно внедрять изученный литературный материал и доказывать свою точку зрения с помощью аргументов. Разработчики и эксперты ЕГЭ полагают, что опора на литературу позволяет развивать информационные, коммуникативные и учебно-познавательные компетенции учащихся. В процессе написания выпускники обращаются к художественным произведениям, публицистике, а также устному народному творчеству, рассуждая об основополагающих вопросах.
Написание итогового сочинения
Процесс сдачи ЕГЭ представляет собой длительный этап, поэтому испытание проводится 1 декабря, а подготовка требует внимательности при изучении структуры и критериев оценивания. Чтобы справиться с заданием, необходимо изучить выбранную тему, составить план и подобрать аргументы для подтверждения своей позиции. Время написания – 3 часа 55 минут. Особое внимание уделяется самостоятельности выполнения, поскольку главной задачей является проверка умения размышлять и делать выводы. Объём работы должен составлять не менее 250 слов. За 15 минут до начала экзамена учащиеся получают 5 тем из каждого направления, чтобы выбрать одну.
Тематические направления
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» – путешествие как вечный ориентир и движение к новому. Сопоставление реальных и книжных путешествий, а также размышления об их значении в жизни каждого человека. Обращение к литературным героям, которые в путешествиях получили духовный опыт и познакомились с другой реальностью.
- «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» – влияние, достоинства и недостатки технологического прогресса, а также разные отношения к нему. Рассуждения о технологических новшествах в современном мире.
- «Преступление и наказание – вечная тема» – рассмотрение преступления и наказания как нравственного и социального явления. Последствия преступления для окружающих и преступника. Раскаяние – процесс изменения внутреннего мира и переосмысления поступков.
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» – выпускнику следует проанализировать и выразить своё отношение к произведению искусства. Возможны рассуждения о роли искусства в жизни человека. Искусство как отражение внутреннего мира и исторических событий, влияющих на мировоззрение героя.
- «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» – отсылка к поэме Н. А. Некрасова, который рассуждал о судьбе русского гражданина, человеческих ценностях и путях исторического развития. Рассмотрение понятия «гражданин» и размышления о личной ответственности, свободе, а также счастье и долге.
Углублённое изучение темы позволяет составить личное мнение о произведении и сопоставить свою точку зрения с авторской концепцией. Направления заставляют задуматься о человеческих ценностях, творчестве и проблеме выбора.
Структура и правила написания
Итоговое сочинение состоит из логичных частей, которые подводят к общему выводу в процессе рассуждений:
- Вступление – формулировка темы, которая занимает первый абзац. Представляет собой тезис, выражающий согласие или несогласие с высказыванием. Вступление должно быть лаконичным, конкретным и ёмким.
- Основная часть – раскрытие темы и предоставление аргументов, доказывающих точку зрения выпускника. Основная часть состоит из 4 абзацев и представляет собой переход тезиса и примера из произведения к небольшому выводу. Оптимальным количеством примеров является 2-3.
- Заключение – обобщение мыслей и подведение итогов. Последний абзац должен быть связан со вступлением и подтверждать авторскую позицию, выраженную в начале текста.
Правильно выстроенная структура позволяет создать текст, отображающий ход размышления автора на каждом этапе. Примеры и цитаты из произведений демонстрируют начитанность и умение обращаться к историческому контексту.
Процесс подготовки
Итоговое сочинение – сложная работа, поэтому особое внимание уделяется процессу подготовки. Продуманный план и чёткое следование ему гарантируют положительные результаты и дальнейшее успешное прохождение ЕГЭ. Перед составлением плана необходимо изучить полученную тему, выделить цель будущего текста и подобрать подходящие примеры, которые помогут обосновать свою точку зрения. Далее составляется последовательный перечень вопросов, а текст разбивается на фрагменты, объединённые главной мыслью.
Для подготовки ученикам необходимо читать произведения художественной литературы и анализировать, а также обсуждать поставленные проблемы и дискутировать, чтобы учиться аргументировать свою точку зрения. Следует ознакомиться со структурой, прочитать примеры и попытаться самостоятельно написать сочинение, а потом проанализировать и исправить ошибки.
Критерии оценивания
Все критерии требуют внимательности и ответственного подхода. К ним относятся:
- Соответствие теме – выпускник должен раскрыть полученную тему, ответить на вопрос, а также понять и донести цель своего высказывания.
- Аргументация с помощью литературного материала – работа должна содержать примеры из произведений, мемуаров, дневников или публицистики, которые подтверждают высказывания. Участник получает «незачёт» за отсутствие примеров и искажение содержания текста.
- Ориентированность на классическую структуру и логика рассуждения – выпускнику следует придерживаться плана написания работы и чётко разграничивать тезисы и доказательства.
- Правильное речевое оформление текста – проверка умения выражать свою точку зрения и грамотно использовать богатство русского языка.
- Грамотность – проверка знаний по грамматике, лексикологии, пунктуации и орфографии. Текст должен быть грамотным, уникальным и легко читаемым.
Для получения «зачёта» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 «Соответствие теме» и № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»), выдержать объем и написать работу самостоятельно. Для учеников, получивших неудовлетворительные баллы на основном этапе, существуют дополнительные даты.
На подготовительных курсах перед написанием итогового сочинения и ЕГЭ в вузе «Синергия» учащихся знакомят с заданиями, правилами написания и актуальными изменениями. Прохождение испытания предоставляет возможность проверить знания и способности аргументировать свою позицию с помощью примеров из литературных произведений и получить доступ к ЕГЭ. Тщательная подготовка и ознакомление с критериями способствуют получению положительного результата и поступлению в вуз.