Классическая медицина противопоставляется альтернативным лечебным практикам и народным способам терапии заболеваний. Пациенты имеют дело с такими диагностическими и терапевтическими подходами в обычных больницах и поликлиниках.
До появления первых цивилизаций у людей отсутствовало четкое представление о принципах формирования заболеваний, способах их выявления и лечения. Патологии связывали с природными стихиями и ранними религиозными верованиями. Первые предпосылки к становлению научной медицины появились во времена цивилизаций Древнего Египта и зарождения античной науки. Появились трактаты о болезнях, способах их определения и терапии. Сформировались основы профилактических мероприятий.
Средние века не способствовали прогрессу и новым открытиям по части терапии больных людей, поскольку основное внимание уделялось религиям. Излечением недугов занимались священнослужители и обычные граждане. Со временем появились первые университеты, где обучались лекари того времени. В этот же период на Руси терапией занимались преимущественно костоправы и цирюльники. Активно использовались накопленные за длительный период практические навыки.
Бурное развитие эффективных подходов к терапии началось в XIX веке и было связано с прогрессом в области промышленности. Активно зарождались основные ответвления медицины в виде хирургии, терапии, офтальмологии и других сфер. Официальный подход начали противопоставлять альтернативным и традиционным представлениям о терапии на государственном уровне. Появилось много учебных заведений, где обучались врачи, фармацевты, медсестры и другие специалисты.
Утверждение критериев доказательности и принципов исследовательского подхода — вершина развития биомедицины. Закрепился междисциплинарный подход, необходимый для повышения эффективности терапевтических и диагностических мероприятий на основе применения открытий в различных науках. Свои изменения вносят информационные технологии.
Официальная, научная или конвенциональная биомедицина противопоставляется альтернативным терапевтическим техникам, не основанным на прогрессе биомедицинской сферы. Особую роль в этом разделении сыграло становление методов диагностического поиска и лечения в течение последнего столетия. Ученые поняли, что для эффективной помощи пациенту нужно разрабатывать единые принципы, основанные на исследованиях. На государственном уровне стали отвергать псевдонаучную деятельность и шарлатанство.
Иногда эти знания и практические навыки также называют биомедициной, поскольку они вобрали в себе познания из различных отделов естественнонаучной мысли. Сегодня в университетах студентов-медиков на первых курсах обучают фундаментальным наукам для общего формирования правильного принципа поиска знаний. Нужно знать основы биологии, химии, генетики, физики и других дисциплин. Без этого невозможно поспевать за новейшими открытиями.
Если рассматривать официальную биомедицину только в рамках, утвержденных на государственном уровне лицензированных способах терапевтических, диагностических и профилактических мероприятий, то полностью отвергать традиционные способы терапии не получится. В качестве своеобразного рудимента современные врачи во многих странах продолжают применять некоторые псевдонаучные принципы, вроде гомеопатии.
Биомедицину на системном уровне разделяют на отдельные сферы, связанные с определенными подходами и целями использования. Это профилактика, специализации врачевания, фармацевтика и медико-биологические разделы. Именно научно-технический прогресс сыграл ключевую роль в становлении подобной классификации. Разделение официальной медицины на разные сферы дает возможность с большей эффективностью помогать населению в рамках деятельности здравоохранения.
Это главный раздел биомедицины, изучающий способы лечения заболеваний различных отделов организма и методы предотвращения повторного формирования патологических процессов у тех же больных. В ходе медико-биологического прогресса стало появляться все больше разделов врачевания, связанных с определенными анатомическими структурами или отдельными органами.
Главные разделы:
Также в рамках этого раздела биомедицины выделяют кардиологию, эндокринологию, диетологию, урологию, офтальмологию и прочие отрасли. Чем глубже развиваются медицинские знания, тем больше появляется отдельных специализаций. Если раньше лекари занимались всеми патологиями сразу, то современный подход основан на выборе основного врачебного профиля. Это результат накопления большого количества теоретических представлений и практических навыков.
Некоторые специализации связаны со способами терапии патологий или конкретными заболеваниями, возникающими в разных анатомических структурах. Например, врачи-онкологи специализируются на опухолевых процессах в любых частях человеческого тела. Анестезиологи занимаются подготовкой человека к оперативным вмешательствам и другим процедурам. Иммунологи специализируются на разных типах иммунодефицита и других патологиях иммунитета.
Это знания и практические навыки, направленные на предотвращение возникновения болезней. Разрабатываются правила здорового образа жизни и способы быстрого обнаружения патологий. Определяются предрасположенности к заболеваниям, основанные на индивидуальных факторах риска. Ученые приходят к выводам, что для повышения эффективности работы здравоохранения профилактике нужно уделять больше времени, чем врачеванию.
Ответвления профилактики:
Профилактика стремительно усложняется с каждым годом на основе последних открытий и исследований в рамках генетики. Ученые распознают новые факторы риска и способы своевременного обнаружения опасных болезней. В медицинских учреждениях проводятся профильные осмотры для комплексного обследования и своевременного обнаружения патологий. Пациентов учат отказываться от вредных привычек и других неблагоприятных воздействий для охраны собственного здоровья.
Врачевание не может существовать и улучшаться без вклада дополнительных естественнонаучных дисциплин, необходимых для открытия новых способов профилактики, терапии и диагностического поиска. Высокие технологии вносят свой вклад в развитие науки. Постепенно обособляются новые биомедицинские дисциплины на стыке фундаментальных наук и врачевания. Междисциплинарный подход обеспечивает высококачественное оказания медицинской помощи.
Главные дисциплины:
Выделяют и более специализированные разделы биомедицины: нейробиологию, цитологию, молекулярную генетику и другие. Все перечисленные дисциплины улучшают комплексное понимание физиологии человеческого тела и помогают создавать эффективные способы обследований, терапии и предупреждения болезней. Формирование новых отраслей в рамках биомедицины требует совместного участия ученых и практикующих врачей.
Официальная медицина не может развиваться без новых лекарств. Необходимо постоянно совершенствовать медикаментозную терапию, поскольку консервативные методы лечения назначают больным в большинстве случаев. Совершенствование фармакологии также происходит на междисциплинарном уровне с влиянием физической химии, биохимии, генетики и других наук. Новые лекарства обладают большей эффективностью и лучшей переносимостью. Открытые ранее препараты заменяют более совершенными аналогами, не вызывающими серьезных побочных эффектов.
На уровне фармакологии особенно четко видно отличие официальной медицинской науки от альтернативных и народных терапевтических техник. Врачи стараются использовать препараты с доказанной эффективностью, прошедшие все необходимые исследования с учетом новейших стандартов проверки. Подавляющее большинство альтернативных «медикаментов», вроде гомеопатии, исключают из рекомендаций, если проведенная проверка не продемонстрировала наличие терапевтического эффекта или выявила возможный вред для человека.
Официальная фармация также сохранила в себе рудимент альтернативных и традиционных терапевтических представлений. В государственных аптеках доступны гомеопатические и травяные медикаменты с недоказанной эффективностью. Многие доктора самостоятельно назначают такие средства. Более того, отдельные гомеопатические медикаменты вносят в официальные рекомендации. Это связано с недостатком доступных лекарств с надежным действием на рынке.
Существуют следующие биомедицинские разделы, которые нельзя строго отнести к медико-биологическим или клиническим наукам:
Выделяют и более специализированные сферы, вроде медицинских мероприятий в арктических или космических условиях.
Медицинские науки считаются одновременно прикладными и теоретическими. Теоретическая биомедицина — отдельная сфера, специализирующаяся на изучении человеческого тела в норме, патологических явлений, диагностического поиска, терапевтических и хирургических техник. Любой доктор должен обладать достаточным багажом теоретических знаний для устранения патологий. Нехватка теоретических представлений вкупе с богатым практическим опытом была характерна для средневекового врачевания. Сегодня медики тщательно изучают фундаментальные биомедицинские дисциплины.
Практическая медицина предполагает непосредственное воздействие на человеческое тело для устранения заболеваний. Это совокупность разработанных способов терапевтических и хирургических вмешательств. Будущие врачи обязательно получают все необходимые практические навыки в университете и во время постдипломной специализации. Некоторые типы врачевания отличаются дефицитом практической работы в связи с недостаточной изученностью или новизной сферы. Например, медицинская генетика.
Это современный подход в сфере биомедицины, задачей которого является применение профилактических, терапевтических и диагностических техник только с учетом доказанной эффективности. Принцип доказательности невозможен без проведения сложных исследований в рамках, одобренных научным сообществом стандартов. Главные инструменты подтверждения эффективности тех или иных способов терапии — мета-анализ и систематические обзоры.
Доказательный принцип в биомедицине еще дальше отодвинул эту сферу от альтернативных и традиционных представлений в целях улучшения терапии. Одна из побочных миссий этого раздела науки — борьба со слепым следованием авторитетам во врачебной среде. Раньше для введения определенных способов терапии и медикаментов в применение было достаточно рекомендаций со стороны отдельных уважаемых докторов, ученых или врачебных сообществ в целом. Со становлением доказательного принципа утвердились дополнительные критерии проверки, увеличивающие ее достоверность.
Официальная медицина пользуется принципом доказательности в определенных случаях, но не ограничивается им. Минусы этого подхода связаны с длительной и затратной проверкой новых вариантов терапии, когда для их подтверждения и введения в применение зачастую требуется больше десяти лет. Также ученые не спешат отвергать все способы терапии и лекарства, не прошедшие такую проверку, поскольку на практике они часто помогают независимо от итогов официальных испытаний.
Утверждение официальных стандартов в биомедицинской науке на государственном уровне повлияло на особенности становления врача. Появились специальные образовательные стандарты для врачей, медсестер, фельдшеров и других работников этой сферы. Диплом и сертификат можно получить только в лицензированных учебных заведениях после прохождения всего курса обучения и получения необходимых практических навыков. Такой подход обезопасил население от непрофессионалов и шарлатанов. Альтернативные способы врачевания в большинстве случаев не запрещены законодательством, но и не продвигаются на здравоохранительном уровне.
Врач — человек с дипломом об окончании мед вуза, обладающий достаточным минимум теоретических знаний и практических навыков для проведения терапевтических, диагностических и профилактических мероприятий. Это ответственная профессия, регулируемая законами и утвержденными стандартами. Каждый доктор занимается терапевтическими, хирургическими или иными мероприятиями только в своей сфере и при необходимости переводит человека к другому эксперту. Разделение врачевания на несколько десятков специализаций важно для качественного проведения терапии.
Для изучения биомедицинских наук по официальным (классическим) стандартам нужно поступить в мед вуз или колледж. В высшем учебном заведении готовят врачей, биохимиков, биофизиков, фармацевтов, стоматологов и кибернетиков. В колледже получают диплом фельдшера, медсестры, лаборанта. Программы обучения утверждает государство на уровне здравоохранения. В дипломе указывают пройденные по всем дисциплинам часы и полученные практические навыки.
Из-за разнообразия специализаций невозможно выделить по отдельному факультету для каждого раздела биомедицины. Важное значение имеет постдипломная специализация. После врачебного факультета выпускники могут попасть в ординатуру для обучения на невролога, психиатра, хирурга, офтальмолога, эндокринолога или другого доктора. Если нет желания поступать в ординатуру, можно сразу после вуза получить сертификат для трудоустройства в поликлинике терапевтом или педиатром.
Существующие образовательные стандарты в рамках биомедицины разработаны с точки зрения баланса практических навыков и теоретической подготовки. Студенты с первых курсов изучают фундаментальные дисциплины и посещают больницы для получения нужных навыков. Все знания проверяют путем организации зачетов, коллоквиумов и экзаменов. В конце студенты сдают аккредитацию. Невозможно стать доктором без практических умений или минимального багажа теоретических представлений.
Поскольку биомедицинская сфера считается высоконаучной, образовательные учреждения требовательны в вопросах отбора абитуриентов на бюджетные места. Для получения врачебной специальности бесплатно нужно набрать большое количество баллов по биологии, химии и русскому языку. Эти предметы сдают на ЕГЭ или в формате вступительных испытаний в вузе. Конкурс на платные места не такой большой, но стоимость обучения высокая. Также выпускникам приходится конкурировать за бесплатный конкурс в ординатуре или платить за постдипломную учебу.
Для поступления достаточно эффективной теоретической подготовки по выбранным для конкретного факультета предметам. Нужно готовиться к сдаче экзаменов в форме тестирования или вступительных испытаний. Абитуриенты учат фундаментальные науки, которые имеют мало общего с настоящим врачеванием. Это нужно для продолжения учебы на первых курсах, где преподают биологию, химию и другие предметы.
Классическая биомедицина — это совокупность наук и утвержденных техник терапии в противовес недоказанным способам устранения патологий. Стандарты утверждаются на государственном уровне.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
E-mail: pk@s-university.ru
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Анастасия Щадных
Училась: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", факультет экономики
информирование студентов о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.