60,4% граждан России отдают за продукты примерно половину своего ежемесячного дохода. У 16% на питание уходит почти весь заработок, а у 14,8% – примерно треть. Ещё 8,8% тратят на еду не более 20% своего бюджета. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого Аналитическим центром Университета «Синергия» с участием пяти тысяч человек в возрасте от 20 до 55 лет.
96,3% респондентов обратили внимание на рост продуктовых цен. По их мнению, заметнее всего подорожали овощи, фрукты, молочная продукция, мясо и растительные масла. В меньшей степени россияне ощутили увеличение стоимости рыбы, сахара, зерновых и макаронных изделий.
Участники опроса назвали факторы, которые могли способствовать росту инфляции в России. Речь идёт об ослаблении курса рубля (так ответили 36,1%), накрутке цен в торговых сетях (31%), ориентации производителей на экспорт товаров в ущерб внутреннему потребителю (26,3%) и высоких инфляционных ожиданиях населения (6,6%).
«Рост цен на продукты питания в России является результатом воздействия совокупности факторов, – объяснила Ольга Леднева, заведующая кафедрой бизнес-статистики Университета «Синергия». – Во-первых, рост экспорта в секторе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, который в 2020 году по сравнению с 2019 годом вырос более чем на 19% и составил $29,6 млрд. Во-вторых, прерывание цепочек поставок, проблемы с производством продовольственных товаров и их логистикой, что связано с пандемией коронавируса и послековидным восстановлением экономики. Повышение расходов производителей на покрытие издержек также негативно сказалось на росте цен на базовые продукты питания. Третий фактор – это ослабление курса рубля».
По мнению опрошенных, ответственность за рост цен в первую очередь несут спекулянты (32,8%) и торговые сети (26,3%). Остальные винят в сложившейся ситуации Центробанк (15,5%), правительство (14,4%) и агропроизводителей (11%).
77,1% респондентов ожидают роста продуктовых цен в ближайшем месяце. 21,5% полагают, что инфляция в России останется на текущем уровне. Ещё 1,4% верят в скорое снижение ценников в магазинах.
Дальнейший рост продуктовых цен чреват увеличением социального напряжения. Такой точки придерживаются 61,3% россиян. Среди других негативных последствий инфляции участники опроса выделили следующие: падение доходов населения (23,3%), снижение качества товаров (11,2%), возникновение продуктового дефицита (3,3%), замедление инвестиционной активности (0,9%).
Для стабилизации ситуации с продуктовыми ценами 25,8% респондентов предложили повысить заработную плату на уровень инфляции, а 24,9% – активнее бороться со спекулянтами. 20,2% участников опроса высказались за госрегулирование цен. В качестве других мер по снижению инфляции граждане упомянули ограничение монополий (19,2%), снижение налогов (6,1%) и корректировку процентной ставки (3,8%).
«Для защиты потребителей от роста цен внутри страны необходимо создать новые усложнённые цепочки добавленной стоимости: от производства и переработки зерна к более сложным связям по расширению сектора животноводства, молочному производству и т.д. Введенные правительством экспортные пошлины на зерновые, временный запрет на экспорт гречки, квоты на экспорт ржи, пшеницы, кукурузы и ячменя, а также фиксирование цен на сахар и подсолнечное масло – всё это призвано обеспечить продовольственную безопасность в стране, но на сегодняшний день данные меры можно признать не достаточно эффективными», – прокомментировала Ольга Леднева.