Телефоны приемной комиссии +7 (495) 800 10 018 800 100 00 11
Адреса корпусов Сокол Cеменовская
Приемная комиссия пн – пт 09:00–20:00
сб 09:00–19:00
вс 09:00–17:00
Обратная связь Обратная
связь

Рубин Юрий Борисович

Российский ученый, один из основоположников новой функциональной теории предпринимательства, создатель конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве как раздела междисциплинарной теории конкуренции. Разработал концепции качества предпринимательского образования и конкурентоспособности образовательных организаций. Автор первых в России учебников по управлению собственным бизнесом и конкуренции в предпринимательстве для высшей школы. Ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор экономических наук (1991), профессор (1993), член-корреспондент Российской академии образования (2009), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2008), почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2006), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2015).

Биография

Родился 17 мая 1956 года в Кемерово в семье вузовских работников. В 1973 году окончил среднюю школу г. Ростов-на-Дону. В 1978 году закончил с отличием экономический факультет Ростовского государственного университета (в настоящее время — Южный федеральный университет), в 1982 г. — аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (в настоящее время — Московский педагогический государственный университет).

Является создателем (в 1995 г.) и первым ректором Московский финансово-промышленного университета «Синергия». С 2003 г. — Президент этого университета, председатель Президентского совета. В университете Рубин Ю.Б. также возглавляет кафедру «теории и практики конкуренции» и научную лабораторию проблем качества образования.

Научная деятельность

В течение профессиональной деятельности основными направлениями исследовательской работы Ю. Б. Рубина были теория и практика конкуренции, теория и практика профессионального предпринимательства, антимонопольное регулирование экономики, вопросы повышения конкурентоспособности высшего образования, теория и практика электронного обучения, формирование системы гарантий качества образования, моделей аудита и оценки качества российского образования.

Научная деятельность Рубина Ю.Б. началась на рубеже 70−80-х гг. прошлого века с изучения тенденций и перспектив управления экономикой как единым народнохозяйственным комплексом в условиях интенсивного типа воспроизводства. Уже в 1981 г. вышли первые значимые научные публикации («О месте и роли народнохозяйственной планомерности» / Экономические науки 1981, № 9, «Сущность и механизм действия закона планомерного развития народного хозяйства» / М.: Институт экономики АН СССР). В процессе исследований Рубин Ю.Б. вплотную подошел к необходимости осмысления глубоких системных противоречий экономики советского типа, неразрешимых без кардинального преобразования всего ее идейного каркаса. Эти постановки были отражены в статьях: «О противоречиях централизма в экономике» (Вопросы экономики, 1986, № 12), «Стоимостные формы в „противозатратном“ управлении производством» (Вестник МГУ, 1987, № 4), «Экономико-математические исследования и теория планомерного развития» (Экономические науки, 1987, № 6), «От „затратного“ к „противозатратному“ хозяйственному механизму» (Политическое образование, 1988, № 7 и др.). Завершением этого периода исследований стало издание монографий «Интенсификация экономики и закон планомерности» (Издательство Ростовского университета, 1988) и «Противозатратный хозяйственный механизм» (М.: Экономика, 1989).

Исследование доминирования затратных тенденций в экономике СССР привело автора к осмыслению особенностей монополизма советского типа как уникального исторического явления. Первый и, вероятно, последний раз в истории можно было наблюдать монополизм без очевидных монополистов, когда проводником монополистических притязаний и их интегральной жертвой оказывался один и тот же субъект — советское общество, истязавшее само себя трудом по построению коммунизма вопреки очевидным закономерностям общественно-исторического прогресса. В процессе изучения путей преодоления его негативных последствий центром притяжения научных интересов ученого и ключевой темой последующих исследований стала конкуренция.

В советский период истории России тема конкуренции в экономике была под негласным запретом как чуждая «экономике социализма». До отмены цензуры во второй половине 1986 г. реалистический анализ конкуренции в экономике СССР, как и появление публикаций, в которых конкуренция оценивалась бы рационально и позитивно, были невозможны. Важными вехами преодоления кодекса молчания стали публикации Рубиным Ю.Б. книг «Конкуренция: реалии и перспективы». М. 1990 (в соавторстве), «Бизнес и экономика». М. 1991, порядка 40 научных, научно-популярных и публицистических работ, в которых конкуренция и сопредельные темы представали как векторы пространства нового мэйнстрима научных исследований.

В 1982 году Ю. Б. Рубин защитил кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую диссертацию на тему «Особенности монополизма в советской экономике». Докторская диссертация Ю. Б. Рубина была, по сути, первым системным исследованием проблем, имевших и имеющих огромное значение для развития современной российской экономики. В 1993 году Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации Юрию Борисовичу было присвоено ученое звание профессора.

Научные исследования в области конкуренции

Исследования в области теоретических основ конкуренции привели Ю.Б. Рубина на рубеже 90-х гг. прошлого века и «нулевых» годов нового столетия к созданию конструктивной теории конкуренции, позволившей интегрировать научные представления о конкуренции как альтернативе претензий участников рынка на монополизацию рынка, о соотношении сотрудничества и соперничества в современном предпринимательстве, о природе конкурентоспособности субъектов деятельности, об экономических, управленческих, маркетинговых, социобиологических, психологических предпосылках конкуренции в предпринимательстве.

Вопросы теории и практики конкуренции в предпринимательстве сделались в последующие годы личным мэйнстримом исследовательской и публикационной активности ученого. В период 1990—2018 гг. им были опубликованы более 50 работ, творчески развивавших положения конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве (наиболее известны: «Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса» (Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 2 (50).), «Театральные аналогии конкурентного соперничества» (Практический маркетинг. 2004. № 2.), «Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: поиск рационального выбор» (Общество и экономика. 2005. № 2.), «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе» (М.: Маркет ДС. 2006), «Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования» (Высшее образование в России. 2007. № 1.), «Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции» (Современная конкуренция. 2010. № 3.), «Конкуренция: влияние личностного начала лидеров компаний» (Современная конкуренция. 2017. № 3.), «Предпринимательский селф-менеджмент» (Современная конкуренция. 2017. № 4.), «Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии» (Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5.), «О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве» (Современная конкуренция. 2017. № 5.), «Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате» (Высшее образование в России 2017. № 6.), «Конкуренция. Обучение предпринимательству. Система бизнеса» (М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2018.), «Теория предпринимательства: пространство функционального подхода» (Современная конкуренция. 2018. № 1.).

Рубиным Ю.Б. была впервые предпринята классификация системы конкурентных действий на основе разграничения типов и характера взаимодействия сторон конкуренции. Были последовательно описаны виды, методы, направления, стратегии, стили, манеры конкурентных действий, тактические модели, тактические конкурентные операции, комбинации и маневры, действия про ситуации, тактические уловки и головоломки, элементы менеджмента конкурентных действий — рабочие схемы, операционные сценарии, организационные и технические регламенты — и конкурентного анализа, применяемого в процессе выбора полей конкуренции, диспозиций, планировании конкурентных действий и контроле их выполнения. Эти действия, считает ученый, следует изучать в контексте приверженности участников рынка определенным конкурентным статусам, а также их позиционирования на различных секторах и сегментах рынка, разных пространствах и полях конкуренции. Под руководством Рубина Ю.Б. разработан современный терминологический аппарат теории и практики конкуренции в предпринимательстве, включая такие понятия, как:

  • конкурентное взаимодействие участников рынка,
  • менеджмент конкурентных действий,
  • конкурентные позиции,
  • конкурентные диспозиции,
  • тактические модели конкурентных действий,
  • тактические конкурентные комбинации,
  • тактические конкурентные операции,
  • тактические конкурентные маневры,
  • тактические конкурентные хитрости,
  • конкурентный статус участника рынка,
  • пространство участия в конкуренции,
  • поле конкуренции,
  • стратегия компромисса с конкурентами,
  • операционные сценарии участия в конкуренции,
  • конкурентные действия по ситуации,
  • конкурентная компетентность и конкурентные способности людей, их конкурентные дух и образ мышления.

Конструктивная теория конкуренции опирается на системную парадигму консолидации теоретических предпосылок, вызревших в недрах различных областей научного знания и реальной практики соперничества субъектов предпринимательства. Ее последовательное применение, считает Рубин Ю.Б., позволило бы успешно продвигаться в решении научных задач по обоснованию непротиворечивого ядра системы теоретических представлений о конкуренции в предпринимательстве и ее эволюции, а также по преодолению пропусков смысла вследствие закрепления различных научных понятий за разными областями науки, что имело бы практическое значение для всех участников рынка.

В конце 90- гг. Рубин Ю.Б. разрабатывал и концепцию имплементации современного взгляда на конкуренцию в пространство образовательного процесса. Его первый учебник о конкуренции на русском языке для студентов-бакалавров вышел в 1999 г. В 2018 г. свет увидело его восьмое издание под названием «Конкуренция в предпринимательстве». Кроме того, в 2007 г. вышло также учебное пособие для студентов СПО, переизданное в новой редакции в 2016 г. в учебнике и тетради-практикуме по курсу «Экономика» для студентов российских колледжей.

Содержание учебников Рубина Ю.Б. о конкуренции уникально. В них впервые в мировой литературе отражено многообразие участия в конкуренции в виде системы действий участников рынка в конкурентной среде, адресуемой их соперникам. Поскольку, по мнению Рубина Ю.Б., участие в конкуренции обладает изначальным конструктивным смыслом, изучение молодыми людьми его ключевых вопросов необходимо для приобретения нужных профессиональных навыков и обретения личной конкурентоспособности. Ведь в процессе создания конструкций конкурентных действий субъектам предпринимательства приходится постоянно осознавать, что профессиональное обеспечение конкурентной устойчивости, поддержание приемлемых конкурентных позиций, обеспечение подходящей расстановки конкурентных сил являются их исключительными прерогативами и достигаются самостоятельно. Выполняя конкурентные действия, участники рынка стремятся наращивать конкурентные преимущества, преодолевать конкурентные недостатки, укреплять конкурентоспособность и безопасность бизнеса, воздействовать на соперников, а также сотрудничать с некоторыми из них. Квалификация в выполнении конкурентных действий позволяет людям также развивать конкурентные компетенции, конкурентный дух и образ мышления.

Других примеров столь последовательного соблюдения плюрализма в отражении разнородной проблематики в учебных материалах в мировой литературе нет. Как писал член-корреспондент РАН Г. Б. Клейнер, книги Ю.Б. Рубина содержат «и глубокий теоретический анализ конкуренции как явления, и соответствующий исторический экскурс, охватывающий несколько веков развития экономической теории, и обобщение и структуризацию практического опыта и рекомендаций в области конкурентной политики предприятий (фирм, компаний, корпораций)». В них «на серьезной научной основе проанализированы особенности и последствия практически всех значимых вариантов действий предприятий в сфере конкурентных взаимоотношений на современном рынке. Пожалуй, впервые в монографической литературе приводится целостное описание конкурентных позиций, сил, стратегий и тактик». Все эти качества позволяют охарактеризовать их «как своеобразную „энциклопедию конкуренции“, необходимую и ученым, и аналитикам, и руководителям производственных предприятий, и работникам консалтинговых компаний» (Вопросы экономики. 2007. № 4).

Научные исследования в области предпринимательства

На рубеже XX—XXI вв.еков Рубин Ю.Б. заинтересовался научными исследованиями в области теории, практики предпринимательства и обучения предпринимательству. В 1990 г. под его редакцией состоялось издание первой в СССР серии учебников «Рыночная экономика» и «Основы бизнеса».

Радикальное внедрение в российскую экономику рыночных начал обнаружило уже в 90-е годы явный диссонанс между потребностями бизнес-ориентированного развития России и отсутствием предпринимательского образования в стране. За рубежом студенты могут приобретать предпринимательские компетенции в университетах и колледжах. В России дело до сих пор обстоит не так. Причину этому Рубин Ю. Б. усмотрел в пережитках антипредпринимательского мышления советских времен, инерции в развитии российского образования, слабости институтов гражданского общества, катастрофическом отставании теории от потребностей жизни.

Многие считают предпринимательство состоянием души, чертой характера, образом мышления, но никак не профессией. Стремясь к разумному синтезу экономического, социологического, психологического подходов, Рубин Ю.Б. полагает, что предпринимательство — это особое направление профессиональной деятельности людей и особый способ обеспечения занятости населения, создания и эксплуатации рабочих мест. Поэтому он выделял теорию предпринимательства как отдельное направление научного знания, подчеркивая односторонность «экономизации» или «психологизации» предпринимательской деятельности людей.

Рубин Ю. Б. разработал новый функциональный взгляд на явление современного предпринимательства. В его основе — представление о предпринимательстве как о специфическом направлении профессиональной деятельности людей, основанном на самостоятельном обеспечении занятости и имеющим многоцелевой характер. В учебнике «Основы предпринимательства» Ю. Б. Рубин дает определение предпринимательству как конструктивной, осуществляемой инициативно, с принятием на себя ответственности за любые риски деятельности людей в конкурентной среде по созданию, ведению, развитию собственного бизнеса, устойчивому поддержанию его безопасности и своевременному прекращению для обеспечения производства и продажи новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, для формирования, совершенствования рабочих мест и содействия занятости людей, для несения социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством, а также для получения доходов и иных выгод.

Такой подход был назван функциональным, поскольку, будучи направлением профессиональной деятельности, предпринимательство содержит функции, составляющие ядро идентичности этой профессии. Таковыми, полагает Рубин Ю.Б., являются создание бизнеса, его ведение, развитие, прекращение, обеспечение безопасности и конкурентной устойчивости. Для выполнения этих функций предприниматели должны обладать специальными профессиональными (предпринимательскими) компетенциями, которые должны формироваться в процессе освоения учащимися специализированных программ по предпринимательству университетов и организаций среднего профессионального образования.

Профессионально значимые личностные склонности и качества важны, как и во всякой иной профессии, считает Рубин Ю.Б. Однако главное — профессиональные компетенции людей в вопросах занятия предпринимательством. Данный подход был подробно раскрыт в многочисленных статьях, книгах («Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству», «Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество», «Управление собственным бизнесом» и др.). Книга «Управление собственным бизнесом» является единственным русскоязычным университетским курсом для студентов-бакалавров, в котором последовательно изложены вопросы компетентного выполнения предпринимателями присущих предпринимательской профессии стандартных функций на предстартовой стадии, в период стартапа, в процессе планомерного ведения и развития бизнеса, а также прекращения участия в нем. В учебнике подробно освещаются вопросы сохранения командных высот в управлении своим бизнесом в разных организационно-правовых формах предпринимательства, бизнес-моделирования, координации внутрифирменных, межфирменных и смежных бизнес-коммуникаций и бизнес-процессов, генерации бизнес-идей и разработки дорожных карт в предпринимательстве, учредительской, реинжиниринговой и реорганизационной деятельности предпринимателей, вхождения в бизнес и выхода из него, а также предпринимательского селф-менеджмента.

Вершиной исследовательской работы Рубина Ю.Б. стало обоснование новой функциональной теории предпринимательства и модели предпринимательского образования, которые последовательно отстаивались на многочисленных конференциях в России и за рубежом. Рубин Ю.Б. стал членом USASBE и его доклады, подготовленные совместно с коллегами, становились в ряд хедлайнов конференций в Форт-Уэрте (Competition Competences in Entrepreneurship Education, 2014), Филадельфии (Competency-based approach in Entrepreneurship Education, 2017), Лос-Анджелесе (Competition Competencies as Learning Outcomes in Entrepreneurship Education, 2018).

Работа над стандартами в области предпринимательской деятельности

Исследуя пути практического применения функционального подхода в теории предпринимательства, Рубин Ю.Б. вплотную столкнулся с необходимостью разработки стандартов предпринимательства, которые, с одной стороны, позволили бы упорядочить рациональные представления о предпринимательстве как об уважаемой профессии, имеющей свои неповторимые общественно-значимые функции, а с другой стороны, способствовали бы созданию в российских университетах и колледжах привлекательных, полнообъемных и конкурентоспособных программ обучения предпринимательству. Им были сформулированы ядро идентичности предпринимательской профессии, специфические профессиональные функции предпринимателей, системы профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций предпринимателей, а также личностных качеств, склонностей и способностей людей, профессионально значимых для занятия предпринимательством. На этой основе рабочей группой под его руководством были сформулированы основные стандартные требования к профессиональным образовательным программам по предпринимательству, результатам и условиям их освоения для российской высшей школы и среднего профессионального образования.

Работа по созданию системы профессиональных и образовательных стандартов в сфере предпринимательства была последовательно развернута в 2013 г., вскоре после избрания Рубина Ю.Б. Президентом Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП). Она является беспрецедентной по степени значимости и уровню новизны и представляет исключительную важность для российского образования и для укоренения позитивных представлений о предпринимательской профессии среди молодых россиян.

Научные исследования в области обеспечения качества и конкурентоспособности образования

В первой половине 2000-х важным направлением научных исследований Рубина Ю.Б. становится проблематика обеспечения качества образования, формирования его культуры, управления качеством образования в университетах, вопросы внутреннего и внешнего образовательного аудита. В определенной мере это было обусловлено назначением его в 2003 г. членом Аккредитационной коллегии Министерства образования РФ, а через год, после выделения из его состава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — членом Аккредитационной коллегии последней. Им лично и авторскими коллективами под его началом в период 2005 — 2016 гг. разрабатывалась концепция экспертизы и оценки качества результатов обучения и обеспечения гарантий качества образования, которая с успехом применяется российскими и зарубежными экспертными организациями, профессионально работающими в сфере оценки качества образования, а также российскими образовательными организациями. В этот период были выпущены книги «Глобализация образования: компетенции и системы кредитов», «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе», «Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования», «Современное образование: качество, стандарты, инструменты», «Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность», «Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество», «Независимая оценка качества высшего образования в России и за рубежом», «Система оценки качества образования: мировая практика и российский опыт», «Оценка качества образования в контексте развития российской образовательной среды».

В период 2011 — 2015 гг. Рубин Ю.Б. руководил серией исследовательских проектов Федеральной целевой программы развития образования в рамках задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг», мероприятия «Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ». В процессе выполнения данных проектов были разработаны и апробированы модели независимой оценки качества результатов обучения, общественной и профессионально-общественной аккредитации программ российского образования разных уровней.

Главным результатом выполненных проектов стало создание базовой методики проведения внутренней и внешней независимой оценки качества образовательных программ. Разработанные модели содержат описание принципов, процедур, этапов проведения оценки качества образования, показателей и критериев оценки качества. Они содержат регламенты и стандарты проведения оценки качества обучения и гарантий качества образования. Созданные модели и методики стали основой стандартов проведения независимой оценки качества российского образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в РФ, предусмотренных Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Важным результатом данных проектов стала также разработка модели системы менеджмента качества образования, которая успешно применяется в ряде российских образовательных организаций, а также в экспертных организациях РФ, работающих в сфере экспертизы качества образования. В 2009 г. результаты исследований в сфере оценки качества результатов обучения получили поддержку Европейской ассоциации по обеспечению гарантий качества образования и Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении.

Исследуя вопросы качества образования, Рубин Ю.Б. применил полученные ранее результаты в области развития теории конкуренции и доказал, что качество результатов обучения и предоставляемые образовательными организациями гарантии качества реализации образовательных программ составляют ядро конкурентоспособности этих организаций в национальном и в глобальном пространствах образования. Его статья 2011 г. «Рынок образовательных услуг: качество и конкурентоспособные бизнес-модели» стала объектом обширного цитирования и смысловым ядром монографии «Оценка качества образования в контексте развития российской образовательной среды».

Рубин Ю.Б. сочетал научные исследования с персональным участием в реализации концепции независимой оценки качества образования в системе российского высшего образования. В 2005 г. совместно с рядом коллег он выступил инициатором создания Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), миссия которого — осуществление внешней независимой оценки качества результатов обучения и гарантий качества образования, предоставляемого российским образовательными организациями. В период 2005—2012 гг. он возглавлял в нем Аккредитационный совет. АККОРК стал первой российской организацией, принятой в Европейский регистр организаций по удостоверению качества образования (EQAR). Под руководством Ю.Б. Рубина были разработаны основные подходы к экспертизе качества и гарантий качества высшего образования РФ. Как отмечал академик В.Д. Шадриков, «Ю. Б. Рубин представляет тип не кабинетного автора, черпающего материал для статей в книжной мудрости, и даже не стороннего аналитика, бесстрастно наблюдающего за удачными и неудачными практиками модернизации образования в России. Темы и предметы его исследований формируются, прежде всего, содержанием его профессиональной работы. Они выстраданы в борьбе за качество и конкурентоспособность, которую он сам ведет и как ректор вуза, и как член различных комиссий и коллегий, и как международный эксперт и специалист по образовательному аудиту. В этом смысле каждая публикация Ю. Б. Рубина — это не только проявление научных амбиций, но и ознакомление с персональным опытом деятельности на российском и международном рынке образовательных услуг».

В 2008 г. Рубин Ю.Б. был избран членом-корреспондентом Российской академии образования по специальности «Мониторинг качества образования».

Научные исследования в области электронного и дистанционного обучения

В середине 90-х гг. прошлого века, работая проректором МЭСИ, Рубин Ю.Б. совместно с коллегами приступил к проведению исследований и разработок в области дистанционного и электронного обучения. В ходе этой деятельности было достигнуто обоснование того, что современное электронное обучение дифференцировало технологический арсенал образовательной деятельности, приняв за основу следующие стратегии:

  • технологическое и организационное разнообразие (все технологии и организационные приемы приемлемы, если они работают на результат);
  • рациональное единство виртуальных и живых (как бы очных) технологий обучения, виртуальных и живых конструкций образовательного контента, кадровой готовности к реализации новых подходов, сетевой организации обучения и инновационного академического менеджмента;
  • рыночно-ориентированная (главным образом, практико-ориентированная) программа экспансии образовательных услуг, в том числе обеспечение новых возможностей развития непрерывного обучения, обучения «через всю жизнь»;
  • акцент на качество обучения как на важнейшую предпосылку конкурентоспособности предлагаемых услуг на национальных рынках.

В 2001 г. под его руководством был создан первый в России портал полнообъемного электронного обучения «E-Education.ru», и запущено издание первого комплекта мультимедийных CD, содержащих контент учебно-методических материалов по 12 основным образовательным программам высшего образования. С 2008 по 2015 гг. он избирался в Совет директоров Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL) со штаб-квартирой в Брюсселе — авторитетной европейской организации, немало сделавшей для укоренения актуальных трендов в оценке качества электронного обучения во всем мире.

Деятельность по популяризации результатов научных исследований

Большое внимание Рубин Ю. Б. уделял популяризации научных наработок в области конкуренции и предпринимательства, осуществив в 90-е гг. издание серии книг под общим названием «Портфель делового человека» («Инвестиционно-финансовый портфель», «Страховой портфель», «Банковский портфель», «Фондовый портфель», «Биржевой портфель», «Портфель конкуренции и управления финансами» и др.).

В книге «Бизнес и экономика» впервые на русском языке в частичном переводе автора публиковался текст «Закона Шермана» — первого в мировой истории антитрестовского закона (был принят в 1890 г.).

Экспертная деятельность

Ю.Б. Рубин является Председателем Научного совета Российской академии образования по развитию предпринимательского образования в РФ, членом Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе России по развитию конкуренции в сфере образования и науки, в 2008—2015 гг. неоднократно переизбирался в совет директоров Европейского фонда гарантий качества электронного обучения (EFQUEL), приглашался в консультативный комитет Международной конференции «Online Educa Berlin», в 1993—2006 гг. работал в Координационном совета Учебно-методических объединений. С 2009 г. Ю.Б. Рубин — председатель Подкомитета 6 «Обеспечение качества электронного обучения» Технического комитета 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», являющегося постоянным представителем России в Международной организации по стандартизации ISO (Подкомитет № 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге»). Рубин Ю.Б. также является членом штаба Регионального отделения Общероссийского народного фронта в г. Москве (рабочая группа «Образование и культура как основы национальной идентичности»), экспертом Фонда «Наше будущее», экспертом ряда российских и зарубежных экспертных организаций, входящих в Европейский регистр организаций по удостоверению качества образования (EQAR).

Научные школы

В период с 1980 г. Ю.Б. Рубиным было опубликовано более 330 научных работ: монографий, статей, эссе, препринтов, а также учебников и справочников по тематикам исследований. Под его руководством сформировалось немалое число молодых ученых, было защищено 6 докторских и 35 кандидатских диссертаций. Тематики многих отличаются исключительной новизной и актуальностью постановок: предпринимательская деятельность университетов, образовательное антрепренерство, разработка конкурентных стратегий, системы действий претендентов на лидерство в конкурентных гонках, конкурентное позиционирование, инновационный тип конкурентных действий, образовательная среда малого предпринимательства, интеграционные стратегии повышения конкурентоспособности, недобросовестная конкуренция в системе образования, безопасность экономического пространства национальной экономики и др.

В настоящее время Рубин Ю.Б. является главным редактором научного журнала «Современная конкуренция», членом редколлегий журналов «Прикладная эконометрика», «Финансовые исследования» и «Прикладная информатика», председателем редакционного совета журнала «Качество образования».

Другие интересы

Первой авторской публикацией Рубина Ю.Б. стал перевод на русский язык новеллы выдающегося американского писателя и драматурга Теннесси Уильямса «Portrait of a Girl in Glass», который вышел в еженедельнике Союза писателей РСФСР «Литературная Россия» 27 октября 1978 г., № 43 (823).

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Начиная с ранних 90-х, Рубин Ю.Б. принимал заинтересованное участие в формировании и обустройстве ряда частных университетов в РФ и за рубежом. Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (в 1995—1998 гг. назывался «Московская высшая банковская школа», в 1998—2005 гг. — «Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права», в 2005—2011 гг. — «Московская финансово-промышленная академия», в 2011 г. вуз был переименован в связи с получением государственной аккредитации по виду «университет») оказался самым перспективным и амбициозным из выполненных проектов такого рода.

Сам Рубин Ю.Б. считает «Синергию» самым успешным стартапом, в котором он когда-либо принимал участие. Осмысливая прежний собственный и чужой опыт по конструированию вузов, Рубин Ю.Б. счел, что новый университет будет успешным, если в его основание получится заложить такие важные концептуальные принципы, как:

— сочетание фундаментального подхода к образовательному контенту с новыми технологиями обучения, которые базировались бы на современных ИКТ;

— сочетание ставки на высокое качество образования с ориентацией на предпринимательскую конкурентоспособность университета (здесь в полной мере Рубин Ю.Б. реализовал выработанное представление о качестве результатов обучения и гарантиях качества реализации образовательных программ как о ключевых индикаторах конкурентоспособности образовательной организации);

— ориентация образовательной деятельности на внутренние потребности российского рынка и ожидания российских выгодоприобретателей в сочетании с действиями по экспорту образовательных продуктов;

— более широкое восприятие темы идеи «национального университета», включая непременное следование национальным традициям частного образования, укоренение темы патриотизма, разностороннего добровольчества, сочетания обучения и воспитания;

— наличие подходящего коллектива разработчиков и исполнителей замысла.

Юрий Борисович Рубин стал инициатором возрождения «Общества любителей коммерческих знаний» — наиболее авторитетной организации, занимавшейся попечительством в сфере частного образования в Российской Империи. В XIX веке «Общество…» содействовало развитию и укреплению первой в Европе частной образовательной организации «Московская практическая академия коммерческих наук», занимавшейся обучением будущих российских коммерсантов, купцов, мелких и средних производственных предпринимателей. В 1918 г. «Общество любителей коммерческих знаний» было распущено Советской властью, а «Московская практическая академия коммерческих наук» — закрыта. Возрожденное «Общество любителей коммерческих знаний» является в настоящее время организацией-учредителем «Синергии».

Современная «Синергия» представляет собой наиболее примечательный тип многопрофильного предпринимательского университета, в котором наблюдается удачное сочетание фундаментальности, высокой технологичности обучения, мощного воспитательного начала, в котором выражены патриотические и волонтерские тенденции, добротного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и наличия уникальных изюминок, главной среди которых по праву следует считать программы по предпринимательству для разных категорий студентов. Во главе университета — команда молодых (по меркам академического сообщества) перспективных менеджеров образования, которая в будущем, несомненно, добьется превращения «Синергии» в российский Гарвард. Поэтому создание Московского финансово-промышленного университета «Синергия» не только явилось вершиной административной и деловой карьеры Рубина Ю.Б., но также стало исторической вехой в развитии российского частного образование в постперестроечный период.

Основные научные публикации

Среди монографий:

  • Конкуренция. Обучение предпринимательству. Система бизнеса — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2018.
  • Конкуренция в предпринимательстве. Издание 8 — М.: Издательство Московского финансово-промышленного университета «Синергия». 2018.
  • Модернизация предпринимательских систем регионов России как фактор экономического роста: тенденции, вызовы, модели и перспективы — Ростов-на-Дону, Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018.
  • Оценка качества образования в контексте развития российской образовательной среды — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016.
  • Система оценки качества образования: мировая практика и российский опыт — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016.
  • Основы предпринимательства. Издание 14 — М.: Издательство Московского финансово-промышленного университета «Синергия». 2016.
  • Управление собственным бизнесом. Издание 14 — М.: Издательство Московского финансово-промышленного университета «Синергия». 2016.
  • Независимая оценка качества высшего образования в России и за рубежом: монография — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.
  • Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.
  • Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность — М.: Московская финансово-промышленная академия. 2011.
  • Современное образование: качество, стандарты, инструменты — М.: Маркет ДС. 2009.
  • Основы бизнеса. Издание 12 — М.: Маркет ДС. 2009.
  • Теория и практика предпринимательской конкуренции. Издание 7 — М.: Маркет ДС. 2009.
  • Курс профессионального предпринимательства. Издание 11 — М.: Маркет ДС. 2009.
  • Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования — М.: Маркет ДС. 2007.
  • Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе — М.: Маркет ДС. 2006.
  • Глобализация образования: компетенции и системы кредитов — М.: Маркет ДС. 2005.
  • Предпринимательские университеты в инновационной экономике — М.: Маркет ДС. 2004.
  • Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект — М.: Маркет ДС. 2004.
  • Основы сетевого обучения — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова. 2001.
  • Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития — М.: Издательство МЭСИ. 2000.
  • Особенности монополизма в советской экономике — М.: Институт экономики РАН. 1992.
  • Бизнес и экономика — М.: Знание. 1991.
  • Конкуренция: реалии и перспективы — М.: Знание. 1990.
  • Противозатратный хозяйственный механизм — М.: Экономика. 1989.
  • Интенсификация экономики и закон планомерности — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. 1988.
  • Сущность и механизм действия закона планомерного развития народного хозяйства — М.: Институт экономики АН СССР, 1981.

Из научных статей за период 2004—2018 гг.:

  • Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. № 1.
  • О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. № 5.
  • Предпринимательский селф-менеджмент // Современная конкуренция. 2017. № 4.
  • Реализация компетентностно-ориентированного подхода в процессе формирования образовательных программ по предпринимательству // Педагогика. 2017. № 6.
  • Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6.
  • Конкуренция: влияние личностного начала лидеров компаний // Современная конкуренция. 2017. № 3.
  • Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5.
  • Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2.
  • Становление аудита качества российского образования // Педагогика. 2016. № 3.
  • Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1.
  • Конкурентный статус участников рынка // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1 (55). С. 108−143.
  • Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организациях СПО // Среднее профессиональное образование. 2016. № 2.
  • Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11.
  • О подходах к созданию общероссийского регистра организаций, удостоверяющих качество образования // Высшее образования в России. 2013. № 5.
  • Бесплатное ВПО в России: взаимные интересы и взаимные гарантии // Высшее образование в России. 2010. № 3.
  • Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов // Высшее образования в России. 2010. № 12.
  • Стандарты СМК и ESG // Качество образования. 2010. № 9.
  • Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3.
  • Развитие E-learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6.
  • Постановка задач имитационного моделирования тактических защитных конкурентных действий // Прикладная информатика. 2008. № 1 (13).
  • Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1.
  • Постановка задач имитационного тактического моделирования наступательных конкурентных действий // Прикладная информатика. 2006. № 3.
  • E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению // Высшее образование в России. 2006. № 3.
  • Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: поиск рационального выбор // Общество и экономика. 2005. № 2.
  • Конкуренция: 10 правил успешного дебюта // Управление компанией. 2004. № 5.
  • Театральные аналогии конкурентного соперничества // Практический маркетинг. 2004. № 2.
  • Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004. № 2 (50).

Статьи в зарубежных изданиях:

  • Competition Policy in Russia: Historical Sources, the Current State, and Evolutionary Perspectives. CPI Antitrust Journal. January 2011
  • Enhancing Quality in E-learning. Asia-Pacific Quality Network: Материалы международной конференции. APQN 2010. Таиланд.
  • Modern E-learning: Qualitative education accessibility concept. European Association of Quality Assurance in Higher Education: Материалы международного семинара. ENQA. Финляндия. 2010.
  • Internal Quality Assurance of Reviewer Selection and Monitoring at AKKORK. ENQA Workshop report 16 «Quality Assurance of E-learning». Helsinki, Finland, 2010.
  • Work with experts: experience of AKKORK. Журнал «Quality Assurance Review». vol.2. no.2. 2010. Romania. Sinaia.
  • Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования. Публикация на китайском языке. Сборник статей «DANGDAI ELUOSI JIAOYU LILUN SICHAO» 2010.Пекин.
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 (495) 800 10 018 800 100 00 11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00