Версия для слабовидящих

Виктория Вирта: Университет Синергия — отзывы студентов

сo-founder & COO FUNACTION

Интервью сo-founder & COO FUNACTION Виктории Вирта для факультета Интернета.

Здравствуйте, меня зовут Виктория Вирта, я совладелец студии COO FUNACTION, занимаюсь ее операционным управлением уже полтора года. У нас два основных блока: social media marketing, работа в социальных сетях, и разработка и дизайн в интернете, то есть это как веб-ресурсы, так и мобильные ресурсы. Во второе направление входит, в том числе, продакшн, видео-контент, инфографика, создание видеороликов.

У нас есть очень интересные клиенты, особенно в сфере SMM. Это, например, «Modulbank», для которого мы за последние полгода создали настолько крутую страницу в Facebook, что она по признанию многих сервисов занимает сейчас первое место, обгоняя все другие страницы остальных банков в России. Об этом успешном кейсе я рассказывала и буду еще рассказывать какое-то время. Также у нас есть разные интересные клиенты в разработке сайтов. Например, мы делали сервисы для МосГорТранса. Так что наша студия хоть и молодая, но клиенты у нас серьезные и крупные. Самое главное — мы занимаемся нестандартными проектами, то есть беремся за задачи, за которые, наверное, другие либо не взялись, либо не смогли бы реализовать.

Наше отличие, почему студия успешно развивается все это время, в том, что мы очень клиентоориентированные. Это видно как в плане общения с клиентами,— то есть заказчикам всегда очень нравится общаться с нашими сотрудниками, это всегда приятно, всегда виден профессионализм,— так и в плане того, что мы очень точно слышим потребности наших заказчиков и делаем только то, что им нужно.

У нас в штате работают все специалисты, которые необходимы для сферы интернета: специалисты по маркетингу в социальных сетях, копирайтеры, безусловно, потому что я за специализацию сотрудников. Я считаю, что дизайнеры должны заниматься дизайном, копирайтеры должны заниматься копирайтингом, а менеджеры должны заниматься руководством и проектами. Поэтому у нас очень строгое распределение. У нас все сотрудники штатные: и менеджеры, и копирайтеры, и дизайнеры, и программисты.

Когда мы расширяемся, у нас не происходит добавления новых должностей: у нас, скорее, происходит какая-то конкретизация и увеличение масштабов. То есть, был один дизайнер когда-то, потом стало два дизайнера, потом три. Я, несмотря на свою любовь к специализации, не приветствую, когда дизайнер вынужден заниматься какой-то одной сферой деятельности. Потому что, например, когда дизайнеры делают проекты только для социальных сетей, они очень быстро теряют к этому интерес. Настоящему дизайнеру хочется себя реализовывать в различных сферах, связанных с интернетом: они хотят делать и сайты, и мобильные приложения. Может быть, именно мне попадаются такие дизайнеры-универсалы, которые даже могут заниматься рисованием от руки, то есть могут делать иллюстрации. Я ищу именно таких. Конечно, на рынке существуют и дизайнеры, которые занимаются строго одной деятельностью: они или иллюстраторы, или веб-дизайнеры, или дизайнеры мобильных приложений. Но надо иметь определенный склад характера, чтобы заниматься очень четко одной деятельностью и не заскучать от этого. Поэтому наши дизайнеры умеют делать все эти работы, и я поручаю им проекты в зависимости от их загруженности.

Когда я ищу сотрудников, то в первую очередь, обращаю внимание не столько на их навыки, потому что навыки — это дело наживное, сколько на их желание развиваться и готовность преодолевать для этого сложности. Потому что очень часто бывает, что человек заявляет: «Я хочу», но он не готов ничего для этого делать. Именно потому, что я ищу таких сотрудников, мне ни разу не пришлось прибегать к услугам хэдхантеров, так как есть некая очередь из людей, которые хотели бы поработать в нашей студии, поработать со мной лично. Обычно достаточно объявить о какой-то вакансии, как люди обязательно появляются.

У меня есть опыт, когда я беру людей с полным отсутствием компетенции в данной сфере, но с опытом и возможностями в другой профессии и желанием перейти в новую сферу, развиваться в ней. Я готова брать таких людей и обучать их. Чаще всего из них потом получаются очень хорошие специалисты. У нас есть такой пример, когда один из наших сотрудников был маркетологом в центре печати, занимался аналитикой продаж оффлайн-изданий, и ему захотелось быть менеджером интернет-проектов. Сейчас он очень успешный менеджер интернет-проектов. И другой случай есть, когда девочка к нам пришла как профессиональный переводчик, она частично занималась маркетингом в других агентствах. Но вот именно потому, что не встречала там какого-то особого к себе отношения и не получила необходимых навыков, она в итоге пришла в нашу студию. Сейчас все пришло к тому, что буквально на днях она возглавит SMM-направление.

По поводу каких-то специальных знаний. Безусловно, человек должен иметь какое-то представление об интернете и быть, как минимум, активным интернет-пользователем, иначе будет очень сложно донести до него какие-то нюансы. Но я видела очень мало людей, у которых есть накопившийся опыт и накопившиеся представления о каких-то удачных действиях, например, в том же интернет-маркетинге или в SMM. Дело в том, что поскольку у этих направлений нет каких-то строго заданных критериев, нет профессий, то я, скорее, ожидаю от человека не сложившихся знаний и навыков, а глубокого понимания того, чем он занимается. Например, к нам приходит какой-нибудь клиент по SMM, и этот клиент может быть совершенно из любой сферы. И может сложиться так, что ни один предыдущий опыт не подойдет для этого клиента. Практика показывает, что к каждому новому клиенту нужно подходить со своим каким-то отношением, искать какие-то новые способы для решения его бизнес-задач. Для кого-то работает таргетированная реклама, для кого-то она не работает совершенно, и надо искать какие-то новые способы. Тогда гораздо полезнее становится не обладание какими-то навыками, а желание человека разобраться в предмете, которым он сейчас занимается.

Именно такая ситуация складывается сейчас на рынке: у нас очень мало людей именно с профессиями в сфере интернета. Именно поэтому я обращаю меньше внимания на навыки, и больше — на желание человека развиваться. Но я искренне верю, что такие люди начнут появляться, что будет соответствующее образование, и людям будут даваться хотя бы какие-то знания, которые будет гораздо легче перевести в навык. Даже в нынешней ситуации люди приходят ко мне с минимальным опытом и достаточно быстро вырастают до хороших специалистов, как в карьерном плане, так и в зарплате: чем больше люди вкладывают в результат труда и в результат клиента, тем больше у них зарплата. А если люди будут приходить уже со знаниями, они смогут расти еще быстрее.

Но главное здесь помнить, что все-таки теоретические знания — это не практический опыт, поэтому не совсем правильно выходить из ВУЗа и сразу же претендовать на большую зарплату. Все-таки гораздо ценнее, если человек придет и, по сути, заключит пари с работодателем, предложив ему такой результат, может быть, на минимальной пока зарплате, который окупится и принесет работодателю еще больше денег, чем он планировал. Тогда любой нормальный работодатель будет такого человека повышать, поощрять. Это гораздо более выгодная история, чем пытаться сразу продать себя дороже, чем ты есть.

Рынок интернет-маркетинга точно растет, хотя бы потому, что количество интернет-пользователей пока все еще увеличивается. Люди делятся на две категории. Одна категория людей считает, что интернет — это какая-то отдельная реальность. Я отношусь к другой категории людей, которые считают, что интернет — это один из каналов коммуникации. Новый, современный, находящийся в стадии развития. Поэтому какое-то время рынок интернет-маркетинга будет расширяться.

Будет ли происходить увеличение доходов на этом рынке? Скорее всего, да, именно в силу увеличения количественного. Но надо понимать, что в любой сфере, если чего-то становится очень много, то становится больше конкуренции. Поэтому цены на услуги должны меняться в какой-то момент. С появлением каких-то универсальных средств для достижения целей в интернете стоимость этих средств должна меняться. То есть она должна снижаться.

Но я не прогнозирую глобального и резкого падения стоимости услуг SMM, или услуг по созданию сайтов, или услуг мобильных приложений. По крайней мере, в каком-то обозримом будущем. Потому что, в отличие от производства, например, здесь все услуги осуществляют люди. Используются именно человеческие ресурсы, а не машинные, поэтому ниже какого-то предела цена упасть не может. Есть зарплаты, если это качественный специалист, то его зарплата высокая, соответственно, стоимость услуг, завязанных на этом специалисте, будет всегда не ниже какого-то определенного уровня.

Это, кстати, очень важный момент, потому что все думают, что если, например, на рынке становится очень много SMM-специалистов, то они должны стоить дешевле. На самом деле, это не совсем так, потому что, как и на любом рынке, плохие специалисты всегда будут стоить дешево, а хорошие — дорого. Это нормальная ситуация, и существует свобода выбора: каким специалистом в итоге стать — дешевым или дорогим. 

По поводу себя лично. Именно я образование в этой сфере уже не пойду получать, потому что у меня уже навыков достаточно много, больше, чем у большинства в этой сфере. Но я периодически отправляю учиться своих сотрудников на различные тренинги и мастер-классы. Я за то, чтобы обучать других и стараюсь способствовать этому. Наша студия оплачивает образование в тех сферах, в которых мы считаем нужным. Например, я лично не смогу дать больше. В частности, мы отправляли одного из дизайнеров на интенсив по типографике в Высшую Британскую Школу Дизайна, потому что со шрифтами я умею работать, но в меньшей степени, чем узкие специалисты.

По поводу формата онлайн или оффлайн. Лично я приветствую оба этих формата, просто они должны отвечать месту, времени и обстоятельствам. Если человек хочет получить личный опыт, прикоснуться к ауре гуру, побывать в атмосфере, которая создается на мастер-классах или на лекциях, конечно, нужно выбирать оффлайн-формат. Если нет времени куда-то ездить, но есть необходимость и желание получить какие-то знания здесь и сейчас, надо выбирать онлайн-обучение. Я считаю, что оба этих формата являются не конкурентными, а взаимодополняющими.

Я считаю, что факультет интернета должен существовать. Очень важный момент: уровень знаний, который будет там даваться в таких традиционных сферах как маркетинг, дизайн, реклама, PR, должен быть очень глубоким, таким же, как в других ВУЗах. Несмотря на специфику интернета, эти базовые знания одинаковы для любых сфер. Если, например, когда я училась, нам преподавали, что в рекламе работают дети, животные и обнаженка, то то же самое актуально сейчас и для интернета. Есть базовые принципы, и их необходимо знать. И эти знания должны быть глубокими, объемными, базирующимися на трудах классических специалистов по маркетингу. Но очень будет здорово, если с этим глубокими знаниями будет даваться и специфика интернета. Особенно стоит уделить внимание блоку коммуникаций, поскольку интернет — это отдельный новый канал коммуникаций. И коммуникации в интернете отличаются от оффлайн-коммуникаций очень сильно, а это существенно влияет на специфику применения различных инструментов маркетинга.

Люди делятся на две категории. Одни считают, что интернет — это отдельная реальность, и у них есть выбор: идти в эту реальность или нет. И это большая ошибка, потому что выбора нет. Интернет — это часть существующей реальности, которая уже нас накрыла, и любой человек сейчас так или иначе соприкасается с интернетом, потому что даже обычная сотовая связь сегодня начинает идти по каналам интернета. Многие думают, что до сих пор сигнал идет через сеть общего пользования, а на самом деле уже сейчас мобильные операторы тестируют трафик через интернет-каналы. И буквально на днях я слышала новость о том, что радио какой-то страны полностью отказались от FM-частот и перешли на интернет-вещание. Телевидение рано или поздно перейдет полностью на цифровой формат. Поэтому нет выбора — быть в интернете или не быть в интернете.

Даже компании, которые, казалось бы, совсем не относятся к интернету, например, добывают уголь, хотят не только иметь свой собственный сайт, современный и отличающийся от других, но и понимают, что им нужна видеоинфографика, чтобы рассказывать пользователям о процессе добычи угля, о его составе и т. д. Где этот ролик показать в оффлайне? Только по ТВ, но там он не очень интересен — другой формат. Они задумываются о необходимости виртуального тура, чтобы показывать свой угольно-энергетический кластер. Сейчас сложно представить, что есть какая-то сфера оффлайн, которая никак совершенно не пересекается с онлайном. Так что выбора нет — идти или не идти в интернет. Выбор только в том, придешь ты уже со знаниями и с навыками или тебе придется все равно всему этому учиться.

Подать заявку
на консультацию

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию