Версия для слабовидящих
10 Апреля 2015 | Источник:

Вернуть утраченный престиж

Сегодня в качестве российского образования не усомнился только ленивый. Понятно, что система, унаследованная от СССР, устарела, но и бесконечные реформы проходят не так гладко, как хотелось бы чиновникам, учителям и прежде всего самим учащимся и их родителям. Старое разрушено, а «новодел» не выдерживает критики. «Известия» расспросили экспертов: какие именно меры помогут отечественному образованию вернуть былую славу.

По данным последнего ежегодного опроса Times Higher Education, в котором принимают участие 10 тыс. ученых из 142 стран мира, пальма первенства в высшем образовании с точки зрения репутации учебного заведения вот уже который год принадлежит США. Из сотни лучших университетов в топе 43 — американские. Номер один из них — Гарвард, серебро и бронза — у британских Кембриджа и Оксфорда.

«Современная наука и бизнес-сообщество говорят на английском языке, поэтому рейтинги университетов, как правило, также ориентируются на образовательное пространство англоязычного мира, — объясняет руководитель комитета по образованию партии «Правое дело» Евгений Волгин. — Кстати, по этой причине к ним весьма скептически относятся российские преподаватели высшей школы». Однако российская и англо-саксонская системы высшего образования отличаются кардинально. Так получилось, что особенностью советской (и немецкой) системы образования всегда был упор на фундаментальность знаний. Система эта была в основе своей дедуктивной: обучение шло от общих понятий к частным. В британской системе обучение идет от частных понятий к общим, то есть по индуктивному принципу. «Поэтому одной из причин неудач экспериментов в сфере российского высшего образования и является попытка механически совместить две не очень совместимые модели», — уверен Евгений Волгин.

Кроме того, раз уж высшее образование в Британии и США, как правило, платное и осуществляется негосударственными учредителями, между вузами существует высокая конкуренция. «Оксфорд и Кембридж постоянно соревнуются между собой за право быть лучшим в стране», — подчеркивает руководитель отдела по экспорту образования в университете «Синергия» Михаил Агеев. И если у нас рейтинги, особенно зарубежные, частенько вызывают недоверие и считаются «проплаченными», то в Великобритании они ежегодно публикуются в национальных газетах и к ним обращаются как родители школьников, так и абитуриенты — перед тем, как принять решение, какую школу или вуз выбрать.

Однако в России высокие результаты отдельных высших учебных заведений не способствуют их дальнейшей поддержке, даже на том уровне, который был в Советском Союзе. «Нельзя дергать перья из курицы, которая несет золотые яйца. Сегодня в России эта курица может кудахтать сколько угодно, но с нее не то что перья — шкурку могут содрать», — сетует ректор Российского нового университета (РНУ) Владимир Зернов.

Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, он предлагает использовать зарубежные критерии образования и адаптировать к ним наши вузы. А критерии эти простые — быть конкурентоспособными в той отрасли знания, на которой вуз специализируется. Для оценки этой конкурентоспособности необходимы легко подтверждаемые параметры, которые бы соотносились с мировыми рейтингами. И у наших вузов — как государственных, так и негосударственных — есть шанс попасть в мировые лидеры, если финансирование будет происходить по результатам их деятельности. «С другой стороны, войти в топ не сверхзадача. Наша цель — стать основой для развития экономики нашей страны, что неизбежно вернет нашему образованию былые позиции мирового лидера», — подчеркнул Владимир Зернов.

Источник: Известия

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/585230#ixzz3Wui6BnUp


 

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию